Пожалуй, ничто не притягивает романтиков так сильно, как созерцание золотых, багряных закатов на горизонте западных плавных линий гор и окружающих мостов, как символов единения и силы!
Пожалуй, ничто не притягивает романтиков так сильно, как созерцание золотых, багряных закатов на горизонте западных плавных линий гор и окружающих мостов, как символов единения и силы!
Такие закаты и привлекли меня в Эдинбурге у самого живописного, роскошного моста — Форт Бридж, перекинутого в 1890 году великими инженерами викторианской эпохи —
Сейчас этот мост является ещё, по решению комиссии ЮНЕСКО (1 тыс. 7 объектов ЮНЕСКО на сегодняшний день в списке, охватывающие 161 стран мира) 6-м объектом наследия Шотландии после памятников неолита на Оркнейских островах, Римского Вала Антонина, Старого и Нового города Эдинбурга, островов Сент-Килда, фабричного посёлка Нью-Ланарк.
С 1999 года ЮНЕСКО всё решали (решили положительно 3 июля 2015 года!!), заслужит ли Форт Бридж почётное место в именитом списке Мирового Наследия.
Если сейчас этот мост является символом инженерной мысли Викторианской эпохи — Firth of Forth между: South Queensferry (северного пригорода Эдинбурга) и — North Queensferry (королевского графства Fife), то мост сейчас ещё фигурирует — на первой пластиковой шотландской 5-ти фунтовой купюре.
Но ещё хочется рассказать об истории создания этого настоящего чуда (строили которое 7 лет, ставшее одним из самых впечатляющих в мире — 2,529 метров в длину).
Проект строительства моста через залив Форт был одобрен парламентом в 1865 году. Необходимо было учесть ошибки и причины обрушения моста через залив Тэй — 28 декабря 1879 г. (обрушение убило 75 человек). Мост через залив Форт обошелся казне в 3,200 000 фунтов стерлингов (говорят, не перепроверяла — это в переводе на сегодняшние деньги 235,000 000 фунтов стерлингов).
Проектировщиками моста были: Томас Бауч, Джон Фаулер и Бенджамин Бейкер + Уильям Аррол.
Именно, Дж. Фаулер (железнодорожный инженер Британии, автор проектов ряда мостов и локомотивов) и Б. Бейкер (работавший ранее с Фаулером над сторительством метрополитена в Лондоне и именно ему принадлежит идея цилиндрического сосуда, что держит Иглу Клеопатры, доставленной из Египта в Англию, набережную Темзы в 1877 г.) — представили Шотландии новый проект постройки моста, основанной на консольной структуре конструкции, что не позволило бы малейшей вибрации при проходящему по нему локомотива.
Всем известный виадук, примыкающий к консольной структуре состоит из 10-ти пролётов с юга и 5-ти с севера.
….А жизнь строителей моста за эти 7 долгих лет не останавливалась. Приходилось, там где строили и бельё сушить.
На открытие моста 4 марта 1890 г. приехали Его Величество Принц Уэльский (позже ставший королём Эдвардом VII). Принц прервал для своё путешествие по России для личного присутствия на торжественной церемонии открытия моста через залив Форт.
Кроме других важных особ, на церемонии открытия моста присутствовали маркизы, потомственные герцоги. Даже сам Гюстав Эйфель прибыл на открытие. Его Эйфелева башня, открытая годом раньше в Париже, явила миру 300 — метровое металлическое творение.
Джону Фаулеру за успешное строительство этого моста дали звание баронета, а Бенджамин Бейкер и Уильям Аррол были награждены титулом рыцаря.
Даниил Гранин в своих «Примечаниях к путеводителю: два моста» (1970) отмечал: «Легкий, светлый новый мост висел на тонких трубах, которые казались нитями, он был паутинно натянут над блеском воды, вместо мощности в нём была невесомость; он поражал не сложностью, а простотой. Инженерная мысль, расчеты, формулы — все было спрятано, сведено в минимум линий, и те казались лишь рисунком. Ничего не могло быть проще, изящней, чем новый мост. Плавный выгиб его выглядел законченным совершенством.»
Вот такое «законченное совершенство» сейчас не только радует глаз туристов и пассажиров и путешественников по воде и рельсам, но и ЮНЕСКО признало это творение инженерной мысли эстетическим индустриальным совершенством, мостом новаторским как по стилю, так и по масштабу. Мост определил доминанту передвижения в то время по — железной дороге. Мост соединил исторические центры Шотландии, разделённые водным пространством: Эдинбург и графство Файф (по пути к древнейшему Сент-Эндрюс).
Чёрно-белые архивные фотографии были взяты из издания: The Forth Bridge: a picture history by Sheila Mackay (1990)
Далее материал по объектам ЮНЕСКО можно посмотреть по линку: http://ru.unesco.org/photo-galleries/25797