В Стокгольме прекрасная транспортная система, которая работает по графику и покрывает практически весь лён. Но кроме автобусов, трамваев и метро есть непривычные нам пендельтоги и локалбаны, разные транспортные зоны и способы оплаты билетов.
Так что дальше речь пойдёт о видах ценах на билеты, как и где их купить и на закуску немного о разнице между красными и синими автобусами и о других видах транспорта.
В этой статье речь пойдёт об обычных поездках по городу и всему Стокгольмскому лёну.
Однократный проезд на общественном транспорте в Стокгольме
Стоимость проезда зависит от возраста пассажиров (дети до 6-ти лет бесплатно, пионэрам до 20-ти и пенсионерам как всегда скидки, ещё есть льготы студентам) и от того, в какой тарифной зоне будет происходить поездка. Пока что все цены буду называть для полного билета для взрослого.
Сколько стоит одноразовый/однократный билет на общественный транспорт в Стокгольме?
Итак, один и тот же одноразовый билет может стоить 44, 36 или 25 SEK. Разница в стоимости однократного проезда объясняется тем, что SL стимулирует покупать билеты заранее и/или в автоматах, чтоб служащие не были перегружены, а также чтоб не надо было нанимать больше служащих и платить им зарплату.
Сколько времени действует одноразовый билет на стокгольмский общественный транспорт?
Билет на общественный транспорт Стокгольма действует 75 минут, в этот период можно пересаживаться и передвигаться на всех видах городского транспорта.
Билет на три зоны действует 120 минут, и в этом есть минус: заранее купить билет на тот же пендельтог не получится, только непосредственно перед поездкой.
Где можно купить билеты на общественный транспорт?
Это легко, купить билеты на проезд можно в автоматах, которые стоят на каждой остановке (оплата только карточкой), на кассе в магазинах Pressbyrån, некоторых 7-Eleven и в массе других мест (там можно и налом).
Те, кто зарегистрировал свой шведский номер мобильного телефона на сайте SL могут оплачивать проезд по SMS, но это стоит 36 крон. Вот как меняется цена билета в зависимости от способа его покупки:
- у проводника или служащего возле турникетов в метро (44 SEK),
- в билетном автомате или магазине Pressbyrån (36 SEK),
- по смс (только шведские номера, 36 SEK)
- а также можно оплатить проезд карточкой-ремсой (25 SEK).
Бесконтактная карта как способ оплаты поездок, она же рескасса или карта-ремса
SL предлагает разные способы оплаты поездок в зависимости от их частоты.
Большинство жителей Стокгольма пользуются SL-карточкой (reskassa), она же ремса или ремза. Такая карточка стоит 20 крон, на неё закидываются деньги или проездной. Её просто подносят к сканеру заходя в транспорт или дают кондуктору-контролёру. Эту же карту можно (и нужно) зарегистрировать на сайте (на шведский идентификационный номер), настроить «типичны» тариф — в одной, двух или трёх зонах чаще всего ездить. И даже в случае потери карту можно будет восстановить с теми же средствами, которые были на неё внесены.
Если не брать проездной, а расплачиваться закинутыми на ремсу/ремзу деньгами получается дешевле, чем при покупке однократного билета: проезд в одной зоне будет стоить 25 крон.
Reskassa стоит 20 крон и по сути бесполезна туристам, приехавшим на один раз. Потому с 2014 года SL внял просьбам трудящих ввёл отдельные билеты для одноразовых поездок (за 36 крон!) или суточные на 1 (115 крон) или 3 суток (230 крон). Выглядят они как картонка, но применяются так же как и карта — подносить к сканеру — и двери отворяются.
Начиная от 7 дней отдельные билеты, недельный билет на проезд — 300 крон, а годовой — 8300 крон.
Местные могут оплачивать единичные проезды по SMS, но в том случае билет будет стоить снова 36 крон.
Проездные на стокгольмский транспорт
Какие есть проездные в Стокгольме и сколько они стоят?
Проездные на общественный транспорт Стокгольма и их цена из расчёта на взрослого:
на 1 день (24 часа) стоит 115 SEK
на 3 дня (72 часа) стоит 230 SEK
на 7 дней — 300 SEK.
Суточный проездной по полной цене — 115 крон
СУТОЧНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ ПО ПОЛНОЙ ЦЕНЕ — 115 КРОН
Тарифные зоны Стокгольма
Зон всего три, разобраться с ними просто:
А — сам город Стокгольм с ближайшими пригородами, обозначено оранжевым. Всё метро располагается в пределах этой зоны.
В — ближайшие к Стоку коммуны.
С — остальной Стокгольмский лён, обозначен зелёным, там кроме пендельтогов и поездов ходят только автобусы по к местным районным центрам и синие автобусы.
Разница в стоимости однократного проезда (44, 36 и 25 SEK за один и тот же билет) объясняется тем, что SL стимулирует покупать билеты заранее и/или в автоматах, чтоб служащие не были перегружены, а также чтоб не надо было нанимать больше служащих и платить им зарплату.
Как купить билеты в Упсалу?
Если надо ехать за пределы лёна, например в Упсалу (а также Bålsta или Håbo), то при наличии карточки SL надо доплачивать дополнительно за кусок пути в UL лёне — требуется tilläggsbiljett, если же нужен билет «с нуля» на два лёна, то это должен быть комбинированный SL+UL билет — «билет для выезда за границы лёна» (länsgränspassage).
Виды транспорта в Швеции
Общественным транспортом в Стокгольме, так же как и везде, считаются автобусы, трамваи, метро. Кроме того, особенностью стокгольмского транспорта являются пендельтоги, локалбаны и пароходы.
Автобусы (buss) — обозначаются — в Стокгольме вежливые — при высадке и посадке наклоняется к остановке. Заходить принято через переднюю дверь, сканируя билет возле водителя. Можно нажать кнопку открытия вторых дверей, но они как правило для родителей с колясками или для людей с очень гаьаритным грузом.
Раньше в стокгольмских автобусах можно было купить билет у водителя, но теперь нет — водители жаловались, что слишком большой стресс и нагрузка, одновременно следить за дорогой, посадкой, сдачей, оставаться вежливым и опасаться, что у тебя грабанут наличну местные гопники. Зато в Упсале билет можно оплатить у водителя по безналу!
Большинство автобусов ездят на биогазе или биоэтаноле, к 2020 году планируется перевести всё на биотопливо.
Автобусы бывают двух видом: синие и красные. На стоимости проезда это никак не сказывается, а только:
- красные автобусы (röd buss) считаются обычным локальным транспортом с частыми остановками, ездят по зоне А.
- синие автобусы (blåbussar) — это скоростные автобусы, имеют несколько большее расстояние между остановками, предназначены для быстрого сообщения между разными частями как лёна (зоны В и С) или города (зона, А). В большинстве случаев они идут из центра в пригороды, но только одна линия выходит за пределы Стокгольмского лёна. Автобусы с однозначным номеров курсируют внутри Стокгольма, с трёхзначным — за его пределами.
Трамваи (spårväg) — привычный для большинства вид транспорта. В отличии от автобуса в них обычно есть кондукторы, проверяющие билеты считывающей машинкой. В отличие от автобусов, заходить можно на любые двери.
Пендельтог (pendeltåg) — пригородная железная дорога Стокгольма, по сути — электричка, курсирующая в зоне С и за её пределами. У них всего 4 направления, ходят в среднем каждые 30 минут с пяти утра и до часу ночи.
Если передвигаться в пределах Стокгольмского лёна, то оплата такая же, как и на автобусах- трамваях, в зависимости от проеханных зон, а если за — то tilläggsbiljett или länsgränspassage. Точно так же и за проезд на пендельтоге до аэропорта Арланды придётся доплачивать, так как часть путей принадлежат частной компании обеспечивающей Arlanda Express.
Локалтог (lokaltåg) — частный случай пендельтогов, курсирующих в пригородах Стокгольма в зоне В. Тобишь за пределы сити они выезжают, но не очень далеко.
Метро (tunnelbanan) — наверное самый знаменитый вид общественного транспорта в Стокгольме, прославился благодаря своему оформлению — «самая длинная галерея искусств в мире» ©. С этим многие могут поспорить, всё же оформление тут очень шведское и порой списфическое, но стопроцентно выдающееся!
Кроме оформления непривычно организованы пересадки. На таких станциях к одной платформе подходят поезда с двух разных веток, но идущие в одном направлении (обе будут идти с севера на юг, к примеру). В это заложена простая логика: люди чаще едут с одной части города, в другую в южном направлении, и даже если надо пересаживаться, то не в обратно, а чтоб ехать дальше. Потому для перехода с красной на зелёную ветку на Т-Централене достаточно перейти на противоположную сторону платформы.
Пароходы (båt) — неотъемлемая часть Стокгольма, особенно для поездок на архипелаг. Но увы, это не входит в стоимость обычной SL карточки. Но если карта проплачена не период (сутки, двое, трое или больге), то по ней можно прокататься с Юргордена (Djurgården) до Слюссена (Slussen). По этому же проездному в летний период можно прокатиться по на «водном автобусе» sjövägen Nybroplan-Nacka Strand-Dalénum-Frihamnen.
Источник: Планирование поездки в Швецию: всё-всё-всё об общественном транспорте Стокгольма