Дело Босха живет и процветает. Вы ведь любите Босха?
Дело Босха живет и процветает. Вы ведь любите Босха?
Сад земных наслаждений — это приглашение переосмыслить и соединить современное искусство с шедевром Босха. Искусственный интеллект, электронная музыка, 3D-анимация, живопись и скульптура сопровождают зрителя в диалоге с универсальными ценностями. Пятнадцать художников со всего мира (Марио Клингеманн, Мяо Сяочунг, Кэсси Маккуатер, SMACK, Лусесита, La Fura dels Baus-Carlus Padrissa или Му Пан и др.) представили свои произведения на выставке, организованной SOLO Collection и спродюсированной культурным центром Матадеро.
Полумрак помещения освещают яркие панели на картонных стенах…
Керамические работы Лауры Лашерас (Ла-Риоха, Испания, 1979) по прозвищу Лусесита, вызывают противоречивые чувства. Очаровательным мышиным персонажам, в пастельных тонах с органическими формами, противодействуют такие тревожные элементы, как удлиненные пальцы, клювы и языки. Это отражение интереса художницы к двойственности человеческой натуры, желание спровоцировать у зрителя конфликт между нежностью и отвращением.
Фрагменты работы азиатско-американского художника Му Пан (Тайчжун, Тайвань, 1976) «Wonderful Day».
В «Чудесный День» армия цветных обезьян борется за контроль над Раем.
Яркая цветовая палитра и отсутствие линейной перспективы напоминают персидские и индийские миниатюры.
Фрагмент работы Давора Громиловича (Сомбор, Сербия, 1985) «Панорама Ада»
Давор Громилович использует цветные карандаши, объединяет фольклорные традиции Балкан, телесериалы 80-х и воображаемых персонажей, которых художник создавал с детства. В итоге получился подземный мир с ужасающими пытками под диско-шаром.
Милош Райкович (Белград, Сербия, 1985), известный как Шолим, называет свое творчество «цифровым сюрреализмом». Его анимированные гифки — это сказочные сцены, созданные под влиянием художников, как Рене Магритт или Сальвадор Дали, и анимационных моментов Терри Гиллиама из шоу «Монти Пайтон».
SMACK, коллектив голландских художников, состоящий из Тона Мейдама, Тома Снельса и Белы Зигмонд, использует в своих работах 3D-анимацию и технологии. Триптих Speculum «Зеркало» представляет собой интерпретацию в формате видеоарта «Сада земных наслаждений» Босха. SMACK черпает вдохновение из произведения 16-го века, чтобы превратить его в 25-метровую digital картину современного мира.
В 2016 году голландский Stedelijk Museum в Бреде (Museum of the Image / MOTI) заказал SMACK работу по случаю пятого столетия художника. В результате получилась центральная панель — Рай.
Позже, в 2019 году, благодаря поддержке SOLO Collection проект дополнился Эдемом и Адом. Цель проекта аналогична цели Босха более 500 лет назад, отразить современную реальность и поведение масс. В приоритетах SMACK создание персонажей, в которых зрители могли бы узнать себя, произвести эдакий зеркальный эффект.
На первой панели, согласно традиционному прочтению Босха «Сада земных наслаждений», должен быть Эдем.
SMACK определяет Эдем как Кремниевую долину: интернет-сад или парк развлечений, который вот-вот откроется. Нежные, спокойные обитатели и пастельные тона создают нереальный природный пейзаж. В звуковом сопровождении выставки слышно пение птиц, я бы добавила сладкое урчание котиков.
Центральная панель — пространство, непосредственно связанное с искушением.
Персонажи олицетворяют соблазны современности. Здесь присутствуют ссылки на бренды, потребительство и сексуальность. Поэтому неудивительно встретить героев мультфильмов, Губку Боба или Hello Kitty, южнокорейского певца PSY, танцующего «Gangnam Style», американского рэпера Канье Уэст или Ким Кардашьян в роли Венеры Виллендорфской XXI века.
Последняя панель — Ад, отражение страхов, место для наказания грешников, хаотическое, переполненное и жестокое пространство.
Технология присутствует на всех трех панелях и становится общей чертой Speculum. Персонажи состоят из проекций цифровых существ: узники хэштега, вдохновленные социальными сетями, питающиеся лайками…
И про грехи…
«Egonaut», главный образ с афиши выставки, одиноко парит в раю. На второй картинке, я так понимаю, "Самолюбование" слилось в поцелуе с самим с собой, не замечает никого вокруг. Чревоугодие наших времен -- «Crapivore», превращение в мусорное ведро.
В «Big Dada» камеры наблюдения становятся орудием пыток. Бесполезное движение по кругу или бесцельное времяпровождение. В «Cyberbully» интернет-тролль отбывает наказание на позорном столбе в форме хэштега.
Про троллей особенно актуально. Даже здесь на "Туристере", как ты тут ни пиши и ни старайся, обязательно выползет очередной незваный злобный комментатор или комментаторша. Тролль всегда знает, где борщ вкуснее, ну не может мимо пройти и не "вставить свои три копейки". Не догадывается бедняга, что это грех, и в Аду предстоит мучиться.
Выставка продлится до 27 февраля. Вход бесплатный, строго по времени, по записи онлайн на сайте Matadero, и не больше двух билетов в одни руки.
У нас тут народ любит всё бесплатное, поэтому выставка жутко популярная.
А после можно пойти в кафетерий напротив, как мы с подругой Лерой, выпить по стаканчику виски кофейку попить.