Трехэтажное каменное здание в классическом стиле, именуемое Палаты, было заложено между Успенским и Дмитриевским Собором во второй половине XVIII века архитектором Карлом Бланком по велению императрицы Екатерины II.
Трехэтажное каменное здание в классическом стиле, именуемое Палаты, было заложено между Успенским и Дмитриевским Собором во второй половине XVIII века архитектором Карлом Бланком по велению императрицы Екатерины II.
В разные годы здесь размещались учреждения губернской администрации. В 1797 году — первая начавшая функционировать во Владимире типография, чуть позже редакция «Владимирских губернских ведомостей», а на втором этаже — окружной суд. В 1849 в Палатах разместили первую сберегательную кассу города, затем канцелярию губернатора, губернское правление и казенную палату. После революции здание занял Губернский исполком, затем здесь обосновались многочисленные управления Областного исполнительного комитета. В 80-х годах прошлого века в Палатах размещалось в общей сложности 64 организации и лишь в 1990-х здание передали Владимиро-Суздальскому музею — заповеднику. В бывшем здании Присутственных мест появилась возможность создать комплекс экспозиций, выставочных залов, детский музейный центр, разместить фондохранилище и реставрационные мастерские, что сейчас доступно широким массам.
Режим работы музея: с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.
Санитарный день: каждый второй вторник месяца
Объект участвует в программе «Пушкинская карта»
Можно заказать экскурсионное сопровождение. Актуальные ссылки, где можно посмотреть стоимость билетов, здесь и здесь.
Перелопатив отзывы обо всех музеях города, в Палаты двигались целенаправленно. Не обнаружила в сети ни единого негативного высказывания о данном музее, и это о многом говорит.
Весьма удобно в зимнее время, что на первом этаже здания функционирует гардероб и оборудована Чайная, где можно отогреть закоченевшие на морозе конечности, отведав горячего чая. К тому же, в стилизованной под трактир с уютной атмосферой начала XX века Чайной, любопытно порассматривать единичные подлинные предметы того времени.
В зоне гардероба обосновался фотоуголок с камином, ёлочкой и лошадкой-каталкой, образующий идиллическую картинку уютного загородного дома.
Осмотр экспозиции мы начали с залов третьего этажа, куда приводит устланная изумрудным ковром покатая лестница.
Данный этаж без сомнений можно именовать царством художественых полотен и предметов домашнего обихода конца XIX — начала XX вв. В одном из залов организована выставка произведений иконописца Сергея Ратникова, уроженца Владимира.
Его работы, нашедшие признание у зрителя, опубликованы в каталогах всероссийских выставок. Сюжеты в целом знакомые, работы яркие, впечатление производят. На сугубо индивидуальный взгляд.
Экспонаты экспозиции «Русское искусство XVIII — начала XX в." позволяют проследить основные этапы развития отечественного искусства обозначенного периода, создать представление о своеобразии коллекции музея-заповедника, обусловленной историей её комплектования. Многочисленные работы XVIII—XIX вв. поступили в коллекцию из национализированных владимирских имений в первые годы советской власти.
Здесь можно наблюдать не только личную портретную галерею Воронцовых, представленных фамильными портретами, над которыми работали А. Антропов, И. Канатчиков, Д. Левицкий, но и императорские портреты воронцовской коллекции, исполненные в том числе шведским художником А. Рослином. Историю усадебного портрета XIX в. продолжает также серия фамильных портретов представителей дворянского рода Зубовых из имения Фетинино.
Пейзажные полотна первой половины и середины XIX в. Представлены работами В. Тропинина, А. Боголюбова, И. Макарова безымянных учеников А. Венецианова, А. Жижиленко, Л. Соломаткина, К. Трутовского. На мой вкус безусловное внимание притягивают к себе полотна И. Айвазовского и И. И. Шишкина.
Помимо коллекции живописи в зале представлены предметы из усадебного владимирского быта.
Мощный творческий пласт представляют работы художников-передвижников последней четверти XIX в., представленные здесь в виде пейзажных полотен А. Саврасова, И. Шишкина, портретных работ И. Крамского, В. Перова, работ А. Корзухина, В. Маковского, Г. Мясоедова, А. Киселева, И. Ендогурова, тематических картин В. Васнецова, Л. Пастернака, М. Клодта, И. Куликова.
Рубеж XIX–XX веков — сложная, переломная эпоха, отличающаяся в художественной сфере многообразием группировок и объединений, различных по идейным позициям и творческим поискам.
В коллекции музея полнее всего представлена реалистическая школа, на примере которой можно проследить историю развития отечественной живописи от русской парсуны Нового времени до авангардных поисков начала XX века, ощутить силу художественных традиций, остававшихся значимыми для творческого процесса при всем стремлении к коренному обновлению. Среди впечатливших работ выделю картины А. Васнецова, В. Серова, И. Бродского, Л. Туржанского, С. Жуковского. Некая эпатажность притягивает внимание в работах Г. Ряжского, Кончаловского, А. Моргунова, И. Машкова.
Отдельный зал отведен выставке под названием «Искусство России. XX век». Хронологический принцип размещения произведений дает возможность проследить путь, пройденный советским искусством, реагирующим на происходящие в стране изменения, демонстрируя приверженность определенным темам, сюжетам и образам. Ярче всего определил новый характер живописи пафос революционной эпохи, в искусстве появились агитационно-массовые черты. Своеобразным символом времени стал и портрет-тип. Тенденции времени претворились в полотнах мастеров, творчески сложившихся еще в предреволюционные годы: К. Коровина, Е. Лансере, К. Юона, П. Кончаловского, И. Куликова.
Пейзажная стилистика прослеживалась в работах А. Дейнеки, С. Герасимова, П. Кузнецова, Р. Фалька, В. Мешкова.
В зале также представлены работы представителей владимирской школы живописи с незамысловатыми сюжетами жизни деревень и небольших городов Владимирщины, прославившихся историей и памятниками архитектуры, их неразрывной связью с природой, создающие особый узнаваемый стиль, основанный на открытой декоративности и условности цвета. К мастерам этой школы отнесу работы В. Юкина, В. Кокурина, К. Бритова, графиков В. Леонова, Б. Французова, П. Дика, В. Басманова, В. Рузина.
Не испытывая в большинстве случаев благоговейного трепета в художественных галереях, многими представленными в музее полотнами неожиданно прониклась. Настроение здесь возникло соответствующее. Воспринимать. И принимать.
Однако, личными фаворитами выставки определились работы из мрамора. Идеально точно прописанные ажурные элементы, тонкие работы, яркие композиции, выполненные итальянскими и французскими мастерами, достойны исключительно возгласов восторга!
Декоративные тарелки
и фарфоровые вазоны с изысканными элементами отделки и росписи, представленные в экспозиции, тоже дивно хороши.
На втором этаже размещено несколько выставочных залов. Вначале заглянули в галерею с экспозицией «Шедевры древнерусской иконописи», где погрузились в мир средневекового искусства. В первом зале представлено всего три иконописных шедевра, связанные с историей Владимирской земли. Однако именно данные работы олицетворяют собой основные этапы развития русской иконописи.
Самая ранняя из икон — «Богоматерь Максимовская» (1299—1305 гг.) — названа в честь ее заказчика митрополита Максима, поставленного в управление русской православной церковью в 1283 году. Уникальность иконы, иллюстрирующей явление Максиму Божией Матери, заключается в том, что она представляет особый богородичный извод, созданный по случаю реального исторического события, а также является самым ранним примером портрета архиерея русской православной церкви в иконописи.
Владимирская икона Божией Матери начала XV в. — самый ранний список древней святыни XII в., привезенной во Владимир сыном Юрия Долгорукого Андреем Боголюбским в 1155 году. Создание иконы связывают с именем Андрея Рублева, гениального художника периода расцвета русской иконописи. Написанная «в меру и подобие» древнего образа, владимирская икона отличается особой цельностью и гармонией, глубокой внутренней силой благоговейной печали и любви. Не случайно на протяжении долгого времени списки «Владимирской Богоматери» выполнялись именно с образа, созданного Андреем Рублевым.
Следующая икона, представленная в зале, является ярким примером искусства позднего Средневековья — образ «Богоматерь Елеуса Киккская» 1675 года, созданный Симоном Ушаковым по заказу настоятеля Флорищевой пустыни близ Гороховца, а впоследствии суздальского митрополита Илариона. Яркий, насыщенный колорит придает образу особую выразительность.
Во втором зале экспозиции представлены копии фресок Успенского собора (XII в.) и Успенского собора Княгинина монастыря (XVI в.), дающие представление о развитии данного вида искусства на Руси с XII по XVII век. Копии, выполненные владимирскими реставраторами А. П. Некрасовым и В. Н. Лыткиным с максимальным приближением к материалу подлинника, дают представление о различных видах фресок, зачастую труднодоступных для обозрения в памятниках. Представленные фрагменты демонстрируют стилистические особенности языка монументальной живописи греческих мастеров XII в., росписей Андрея Рублева и мастера середины XVII века Марка Матвеева.
Самая крошечная экспозиция под названием «Путешествие в каменный век (Детский музейный центр)» переносит на 25 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Здесь представлен макет чума (сомневаюсь, что в натуральную величину, очень уж велик), несколько чучел древних животных и находок. Экспозиция усеченная, зал небольшой, смысловая нагрузка минимальна. Наверное, деткам будет интересно.
Еще один экспозиционный зал посвящен результатам важнейшей работы археологов по исследованию стоянки Сунгирь. Мгновенно считав мой особый интерес к сунгирским находкам, смотрительница начала выспрашивать у Светы, не историк или не археолог ли я) Надо отдать внимательной даме должное за обстоятельный рассказ о сунгирьских находках. Того, что рассказала Ольга, по описательным табличкам не понять.
Заинтересовавшись темой, уже дома разыскала материалы о древнейшей стоянке людей во Владимирской области, отнесенных к памятникам, охраняемым ЮНЕСКО. Уникальный археологический объект будоражит умы исследователей со всего мира до сих пор. Как свидетельствует один из источников, поселение Сунгирь располагалось на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в Клязьму. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины, что относят к Костенковско-селетской культурной общности.
Стоянку случайно обнаружили в 1955 году при разработке нового карьера. На трехметровой глубине экскаваторщик заметил кости крупного животного, о чем сообщили археологам. За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м2 культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24–25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет. Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2–3 тысячелетий. Вероятнее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом.
Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как Костенки. Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. К ним относят инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы), орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.), оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы») и изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных). Большая часть из них представлена в экспозиции.
Символом поселения является так называемая «сунгирская лошадка» — миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, что носили древние люди в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения. Фигурка лошади будто пробита маленькими точками, число которых с обеих сторон кратно пяти, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с пятеричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.
Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала. Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, украшавших одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей. Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Под этим погребением было найдено два детских костяка. Интересно, что дети уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми друг к другу головами.
Существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно. Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян.
В общем, как водится с древними находками, вопросов и предположений у исследователей гораздо больше, чем ответов)
Интерактивное видео, демонстрируемое в данном зале в трехмерном формате, позволяет ознакомиться с процессом реконструкции лица человека по черепу на примере обнаруженных на сунгирьской стоянке черепов.
Что осталось за гранью восприятия, так это небольшая выставка, посвященная 3-D постерам на сюжеты полотен И. Шишкина. Видимо, новомодное творческое веяние, продиктованное художественным спросом. Но, живая классика душевнее и милее.
Прежде, чем вернуться в гардероб, мы решили «прогуляться» по старому Владимиру. Графическая экспозиция, заполнившая стены одного из коридоров первого этажа, представляет такую возможность. Идея авторов понравилась очень.
Через известные исторические личности, имевшие отношение к зарождению и становлению Владимира, авторы коротко и ёмко передали их вклад в развитие города и отразили весомые вехи.
Не заглянули только в Детский музейный центр на экспозицию «В гостях у бабушки», ибо посчитали, что тесниться в крохотном помещении с группой школьников, сомнительное удовольствие. А для детишек, оказавшихся в стилизованной детской комнате конца XIX — начала XX в. с подлинными вещами того времени (игрушки, детское бюро, этажерка с книгами, фисгармония), — представляется уникальная возможность почувствовать аромат ушедшей эпохи.
Резюмируя, отмечу, что довольно обширная коллекция Музейного комплекса Палаты безусловно достойна внимания. Экспозиция столь многогранна, что любой, даже самый изысканный, вкус здесь будет удовлетворен. На личный субъективный взгляд музей близок к идеалу.