Несколько лет назад, будучи очередной раз в Твери, мы не смогли попасть в тогда закрытый Путевой дворец. Дворец открылся, а я всё никак не могла добраться до Твери… Но рано или поздно это должно было свершиться:). И, обдумывая наше очередное традиционное новогоднее путешествие с друзьями, я вспомнила про Тверь.
3
Немного из истории самого дворца.
12 мая 1763 год… В Твери бушевал пожар такой силы, что уничтожил всю центральную часть деревянного города, включая постройки Тверского кремля.
Уже через неделю после трагедии Императрица Екатерина Великая с беспрецедентной быстротой подписывает Указ Сенату «О принятии мер по восстановлению Твери». Русский зодчий Петр Романович Никитин представляет новый план города, реализация которого сделала Тверь эталонным образцом русского регулярного градостроительства. На главной магистрали тверского трехлучия — улице Миллионной (ныне Советской), на месте сгоревшего архиерейского дома, с которого собственно этот пожар и пошёл, началось возведение Дворца.
Завершением строительства считается дата 24 ноября 1778 года, когда в день тезоименитства государыни Императрицы Екатерины Великой была освящена дворцовая церковь. Дворец переводится в содержание удельного ведомства и приобретает статус Императорского.
Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и реконструировалось различными архитекторами, в том числе Карлом Ивановичем Росси по заказу Александра I, который преподнёс дворец в качестве свадебного подарка своей любимой сестре Великой Княгине Екатерине Павловне.
2
Анри-Франсуа Ризенер. Портрет Великой княжны Екатерины Павловны. Тверская областная картинная галерея.
Росси не только оформляет интерьеры комнат, он наполняет их элементами декора и мебелью, созданными по собственным эскизам.
29 августа 1809 года Великая княгиня Екатерина Павловна со своим супругом принцем Георгом Ольденбургским под колокольный звон торжественно въехали в Тверь, где прошли три счастливых года их жизни.
5
7 октября 1830 года Император Николай I, возвращаясь из охваченной холерой Москвы, желая «подать пример исполнения закона» и выдержать установленный карантин, на две недели останавливался в Тверском дворце.
История дворца, как собрания картинной галереи, восходит в середине XIX века. В 1866 году в Твери по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта, декабриста Ф. Н. Глинки, городского головы А. Ф. Головинского был создан публичный «музеум». Основой будущей обширной художественной коллекции были произведения искусства — портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина.
А как самостоятельный музей Тверская картинная галерея была открыта в 1937 году.
Великая Отечественная война, а также последующий переделки в послевоенные годы нанесли зданию значительный ущерб и в 2012 году началась комплексная реставрация дворца, которая длилась 5 лет. Но, в конце концов, 30 ноября 2017 года Императорский путевой дворец в Твери был полностью восстановлен и открыт для посетителей.
3
В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает более 50 000 экспонатов. Коллекция включает в себя предметы европейской живописи XVII — XVIII веков, уникальные фрески XV — XVI веков, старинные иконы и множество других предметов искусства.
2
В экспозиции присутствуют полотна мастеров Германии, Италии, Франции.
1 из 3
3
Впечатляющая коллекция русской живописи представлена такими художниками, как В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов, И. И. Левитан, И. К. Айвазовский, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. М. Маковский, Н. К. Рерих и многие другие.
3
Уникальные образцы жанровой живописи XVIII века — «Цеховые знаки».
2
Потрясающая коллекция декоративно-прикладного искусства.
3
Поразительны два раскрашенных деревянных рельефа конца XVIII-начала XIX веков «Крестьянская свадьба», выполненные неизвестным мастером. Я очень старалась их сфотографировать, но блики на стекле не оставляли шанса на качественное фото. Пришлось взять фотографии с сайта музея.
Здесь, наверное, не так хорошо видно, но это просто восхитительные работы!
А в помещении бывшей домовой церкви во имя святой великомученицы Екатерины размещена экспозиция древнерусской живописи XIV — XVII столетий и иконы XVIII — XIX веков.
1 из 2
2
Как я упомянула выше, церковь была освящена 24 ноября 1778 года. Белые стены и плафон храма были украшены лепниной, а алтарь живописью, пол в церкви был паркетным. Иконостас представлял собой ротонду из 16 каннелированных вызолоченных колонн. Иконы для дворцовой церкви писал В. Л. Боровиковский.
При перестройке в 1809 году дворца церковь была расписана заново, иконостас вырезан по проекту Росси.
Сохранилась фотография церкви 1902 года.
1
В экспозиции имеются редкие иконы. По крайней мере, я не встречала такие нигде. Например, икона «Кийский крест с предстоящими царём Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном» (около 1657 г.).
Вероятно, это панно является частью большой композиции и рассказывает античную легенду, по которой ворон был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал ждать, пока созреют плоды. В наказание за это Аполлон поместил Ворона среди звёзд: созвездие Водолея мешает Ворону пить из чаши — созвездия Кратер.
В собрании Тверской областной картинной галереи хранится превосходная коллекция западноевропейского фарфора, в том числе и уникальные произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Германии. Многие дворцы, городские и загородные резиденции людей высшего света считали престижным собирать коллекции фарфора. Иногда эти коллекции выставлялись в особом помещении — так возникла мода на отдельные фарфоровые кабинеты. Такой фарфоровый кабинет воссоздан в бывшей Буфетной Тверского Императорского дворца.
Здесь на полках шкафа и в горках выставлены предметы знаменитых столовых сервизов с изысканной росписью кобальтовой краской.
3
В центре зала расположилась декоративная скульптура «Портной на козле», созданная в 1737 году главным модельером Мейсенской мануфактуры Иоганном Иоахимом Кендлером.
3
История этой скульптуры довольно забавна: граф Мориц Брюль, директор знаменитой саксонской мануфактуры, был страстным любителем фарфора. Как-то его личный портной Фридрих Гауке заметил, что завидует графу, который будет присутствовать на очередном приёме у короля. Тогда Брюль пообещал портному сделать так, что и он тоже «побывает» на королевском обеде. Затем граф заказал фарфоровую композицию, которую мы видим: портного в пёстром парадном камзоле со всеми его швейными атрибутами. Эта скульптура была выставлена на обеденном столе у короля и имела большой успех. Так, не нарушая этикета, портной побывал на королевском приёме.
К сожалению, подойти поближе к экспонатам, чтобы лучше разглядеть, невозможно. Для меня так и остались загадкой мастера, выполнившие эту статуэтку
5
и такого роскошного петуха.
4
В процессе реставрации во дворце воссозданы в первоначальном виде вестибюль, парадная лестница, Гербовый, Парадный залы, Голубая гостиница, винтовые кованые лестницы, люстры…
Парадная лестница ведёт из вестибюля в Белый зал (но о нём несколько позднее). При замене лестницы реставраторы обнаружили уникальные фрагменты метлахской плитки. Производителя оригинала нашли в Германии и это позволило в точности передать палитру и рисунок пола.
3
Был восстановлен и световой фонарь.
3
Гербовый зал в том виде, который мы видим сейчас появился в 1864 — 1871 годах при реконструкции дворца архитектором Александром Ивановичем Резановым. Первоначально, в 1760-х годах, здесь находились две обитые штофом комнаты. Затем, в 1809 году, Карл Иванович Росси, убрав перегородку, соединил их большую парадную столовую, предназначавшуюся для званых трапез. Резанов превратил помещение в зал для приёмов. Зал резко выделяется среди интерьеров дворца. Архитектор использовал стилизованные мотивы русской национальной архитектуры.
3
На первый взгляд зал отделан ценными породами дерева. И я так бы и подумала (впрочем, я так и подумала), если бы не гид, ведущий экскурсию для какой-то группы. Оказалось, что это художественный приём, достаточно распространённый в своё время — роспись по штукатурке! С этим приёмом мы все сталкивались во многих дворцах, но, как правило, роспись была под мрамор, но не под дерево. Из дерева здесь только нижние панели и мебель.
4
Отделка была дополнена столами и стульями «в русском стиле», печами «раскрашенными под изразец», металлическими люстрами, напоминающими древнерусские паникадила.
4
Цепочка геральдических щитов с гербами Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и городов Тверской губернии опоясывают стены по периметру.
2
Использование именно этого приёма дало основание называть помещение Гербовым залом.
Белый или Парадный зал — главное помещение дворца, в наибольшей степени сохранившее историческую отделку и обстановку.
4
При Екатерине II, во время её визитов в Тверь, здесь происходили приёмы. Императрица торжественно выходила к свите и приглашённым тверитянам из дверей, ведущих во «внутренние комнаты». В этот период зал некоторое время именовался Тронным.
Облик, близкий к нынешнему, зал приобрёл в результате перестройки в 1809 году Карлом Ивановичем Росси для пребывания «малого» двора Великой княгини Екатерины Павловны и принца Георга Ольденбургского. Меблировку составляли две дюжины «кресел белых с позолотою и золочёными локотками, обитых жёлтым штофом», и деревянные напольные канделябры, изготовленные по проекту Росси в мастерской придворного столяра Франца Гроссе в Санкт-Петербурге.
3
После революции в зале располагалась одна из экспозиций Тверского музея. При восстановлении Дворца после разрушений, произошедших в годы Великой Отечественной войны, интерьер зала был условно воссоздан в стиле русского классицизма. Последняя реставрация вернула залу исторический облик.
4
Сейчас, как и два века назад, в зале располагаются оригинальные предметы интерьера Карла Росси.
Голубая гостиная также с оригинальной мебелью по проекту Карла Росси.
1 из 2
4
А в Малиновой столовой представлен гарнитур мебели «С куропатками» второй половины XVIII века. Гарнитур этот, очевидно, до 1864 года находился в одном из столичных императорских дворцов.
3
Известно, что гарнитур состоял более, чем из двадцати предметов, значительная часть которых в настоящее время утрачена. Самая большая и разнообразная часть предметов находится в Тверской картинной галерее: кресла, каминные экраны, пуфы. Уникальность гарнитура состоит ещё и в том, что шёлковая обивка сохранена оригинальная.
3
Лиловый кабинет входил в число собственных покоев Императрицы и имел роскошное убранство.
4
Затем в комнате разместился личный кабинет Великой княгини Екатерины Павловны.
В настоящий момент убранство зала составляют: художественная мебель начала XIX столетия, две большие декоративные вазы в греческом стиле, изготовленные в Англии, изысканные образцы французского фарфора, портреты Екатерины II, Павла I, императрицы Марии Фёдоровны и Екатерины Павловны.
3
Спальня Императрицы Екатерины II являлась центральным помещением «внутренних покоев». Известно о наличии в опочивальне алькова, украшенного богатой резьбой. Спальня сохраняла первоначальное назначение в течение всего императорского периода истории дворца. Она служила для ночлега всем императорам и императрицам, посещавшим Тверь.
3
В процессе последней большой реставрации за отсутствием иконографических источников ни на один из дореволюционных периодов, убранство интерьера не было воссоздано. Сейчас в зале экспонируется русская пейзажная живопись второй половины XIX века.
3
Медальерный кабинет — в XVIII веке небольшой помещение в эркере восточного крыла Тверского Императорского дворца служило кабинетом для Императрицы Екатерины II. Во времена проживания во дворце Великой княгини Екатерины Павловны и принца Георга Ольденбургского эта комната именовалась «Палаткой». Возможно, название «Палатка» намекало на походный шатёр монарха, так как именно здесь останавливался Император Александр I. Хотя я, читая описание, могу с большим трудом представить такой походный шатёр — в дворцовой описи имеются сведения, что это помещение было обставлено дорогой мебелью из красного дерева, декорировано потолочными росписями и имело тройной оконный проём, в котором были вставлены особые зеркальные стёкла.
В настоящий момент в зале располагается «Медальерный кабинет» — помещение для размещения коллекций раритетов. В экспозиции представлены медали, барельефы, слепки с античных произведений.
1
Ещё немного залов картинной галереи с произведениями художников XX века.
1 из 2
2
Заканчиваем мы с вами наше путешествие по Тверскому Императорскому дворцу в парадном вестибюле. До начала реставрации в парадном вестибюле сохранялись лишь четыре колонны из шести. Две пострадали во время Великой Отечественной войны.
1
В настоящий момент все колонны восстановлены.
2
Кроме собственно залов дворца для посетителей открыты дворцовый сад и оранжерея.
Адрес: ул. Советская, дом 3, Тверь, Россия
Режим работы: Пн. — выходной Вт. — экскурсионный день (по предварительно записи) Ср. — Чт. 11:00 — 18:00 Пт. 11:00 — 20:00 Сб. — Вс. 11:00 — 18:00