В 1866 году в Твери по инициативе губернатора Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта-декабриста Ф. Н. Глинки, городского головы Головинского был создан один из первых в Российской провинции публичный «музеум», задуманный как историко-археологический и промышленный.
Но уже в первой экспозиции, открытой 9 августа 1866 года в присутствии Цесаревича Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича, были произведения искусства — портреты адмирала Корнилова, гравёра Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Эти четыре работы, включённые тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей художественной коллекции.
С 1896 г. (с перерывом в 1936—1961 гг.) музей располагается в здании Тверского императорского дворца, памятника архитектуры XVIII—XIX вв. (архитекторы Никитин, Казаков, Росси, Рязанов).
Конная статуя великого князя Дмитрия Константиновича, 1904 г.
Поднимемся по лестнице на второй этаж.
В дореволюционные годы музей пополнялся художественными памятниками довольно случайно и хаотично.
Преобладали предметы декоративно-прикладного и церковного искусства. Впрочем, ряд приобретений той поры по сей день занимает в коллекции заметное место: два деревянных раскрашенных рельефа конца XVIII — начала XIX вв.
«Крестьянская свадьба» (поступили из частного собрания в 1883 году), икона XVII в. «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем и Преображением» (дар Щукина в 1893 году), картины Дрождина, Сороки и Тыранова, «Цеховые знаки» — уникальные образцы жанровой живописи XVIII века (переданы Тверской ремесленной управой в 1904 году).
Художественное собрание галереи насчитывает около 32 000 экспонатов: коллекции культового («древнерусского») искусства XIV—XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII—XX вв., западноевропейского искусства XV—XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.
Копия исторической шапки Мономаха на резном позолоченном троне с изображением герба Тверкой губернии, 1856 г.
Портрет императора Александра Третьего.
Мы попадаем в гербовый зал.
Ларец работы неизвестного мастера конца 18-го века.
Ларец работы неизвестного мастера последней четверти 18-го века.
В этом ларце хранились грамоты пожалованные Екатериной Великой Твери.
К. Е. Маковский.
«Портрет детей художника», 1882 г.
Маковский.
«Женский портрет».
И. П. Орлов.
«Напутствие князя Михаила Тверского»,
1847 г.
Несмотря на то, что РПЦ при жизни не одобряла князя Михаила Тверского, Церковь позже объявила Михаила святым из-за его благочестия во время призыва ханом, который, как он знал, был обречен на верную смерть, и потому, что его мощи, когда их перевезли в его родной город, были обнаружены нетленными.
И. П. Орлов.
«Смерть князя Михаила Тверского»,
1847 г.
После предоставления Юрию Московскому ярлыка или патента на должность, хан послал свою армию под командованием монгольского генерала Кавгадия, чтобы помочь Юрию в его борьбе с Михаилом Ярославичем. 22 декабря 1317 года Михаил разбил Юрия у деревни Бортенево (в 40 км от Твери). Михаил захватил в плен жену Юрия, которая была сестрой хана. Когда она умерла в заключении у Михаила, его обвинили в ее смерти, хотя кажется маловероятным, что он убил бы ее, зная, как сильно это повредит ему политически из-за такой незначительной выгоды.
Он освободил Кавгадия, который вернулся в Сарай и обвинил Михаила в убийстве сестры хана, удержании дани и войне против своего монгольского сюзерена.
В результате Михаил был вызван великим ханом в Орду и казнен 22 ноября 1318 года.
Мы в фарфоровом кабинете.
Разнообразен раздел декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс Европы, Востока, России, в том числе наиболее полная в стране (около 7000 ед. хр.) коллекция изделий завода Ауэрбаха-Кузнецова (ныне Конаковский фаянсовый завод); русская и европейская художественная мебель; художественное стекло, изделия из металла, ткани и т. д.
А. В. Тыранов.
«Борьба за душу»,
1851 г.
Ф. Я. Алексеев.
«Вид на биржу и адмиралтейство с Петропавловской крепости, 1810-е годы».
Следующая выставка — Петровская эпоха в изобразительном искусстве.
«Знак сапожного цеха» и прочее.
Башня-светильник (Сион).
Поднимаемся на следующий этаж.
Обратите внимание на кованные перила лестницы.
В разделе древнерусского искусства — иконы Тверской школы XIV—XVI вв., уникальные тверские фрески XV—XVI вв., Царские врата и деревянная скульптура, медная пластика, работы С. Ушакова и других известных иконописцев.
Икона «Богоматерь Одигитрия».
Конец 15-го — начало 16-го века.
Тверь.
Икона «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов», 14 век?
Тверь.
Икона греческого письма «Святой апостол и евангелист Фома», конец 14-го века.
Тверь.
Икона «Святой благоверный царевич Дмитрий Угличский», конец 17-го — начало 18-го века.
Мы в следующем зале…
Белый зал дворца…
Посмотрите на витееватую лестницу.
Картина Соломаткина «Стряпчий»,
1867 год.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о галерее следует…