«…Испорченность души есть причина болезней телесных» (свт. Иоанн Златоуст).
Не стану скрывать, что одной из целей поездки прошлым летом в Тамбов было посещение местной кунсткамеры и общение с её создателем, известным тамбовским патологоанатомом Юрием Кирилловичем Щукиным. Ведь когда попадёшь на «разделочный» стол в морге будет уже не до разговоров.
До чего человека могут довести его грехи? Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие ещё при жизни кости. Смотреть на это без содрогания невозможно.
Всё это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном «Музее греха», который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.
2
Все эти экспонаты выставки собрал патологоанатом тамбовской второй городской больницы им. архиепископа Луки Юрий Щукин за более чем 30-летнюю практику. Для этой своеобразной коллекции он отбирал трупные останки, наиболее ярко иллюстрирующие последствия пагубных человеческих пороков — пьянства, наркомании, курения, блуда и т. д.
Мы позвонили Юрию Кирилловичу накануне и попросили о встрече. Да, в Яндексе указано время работы с 9 до 18 часов. Но, тем не менее, желающим посетить это место советую заранее созвониться и договориться о встрече, так как Юрий Кириллович — человек невероятно занятой и, к тому же, ведёт преподавательскую деятельность на кафедре университета. Он преподаёт патологию и читает лекции по мировой и отечественной истории медицины.
— Вас двое? Вы из Москвы? Замечательно, подходите к одиннадцати.
В назначенное время мы были на вахте учебного корпуса Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина на улице Советской, 93.
— Поднимайтесь на второй этаж. Юрий Кириллович вас уже ждёт, — сказала женщина-вахтёр. Было лето, время каникулярное, кроме нас никого не было.
4
Мы поднялись по старинной чугунной лестнице, прошли мимо картин с медицинской тематикой, вывешенных по обеим стенам длинного коридора, и очутились перед дверью, на которой висела табличка «Музей греха».
2
Дёрнулись — закрыто. Какой-то непонятный холодок прошёл по нашим спинам в преддверии встречи с уже ненужной человеческой плотью. В этот момент откуда-то из темноты из-за наших спин тихо вышел мужчина небольшого роста, в возрасте, с длинной указкой и в ослепительно белом халате. Это и был Юрий Кириллович Щукин. Он подвёл нас к торцевому окну коридора, указал на колокольню Казанского мужского монастыря и начал издалека — стал рассказывать про город и сам монастырь. Я пытался уловить связь между отработанными человеческими органами и религией, но Юрий Кириллович так интересно рассказывал, что на своих отвлечённых мыслях я так и не смог сосредоточиться. Это уже потом я узнал, что он известный в Тамбове общественный деятель, краевед-исследователь, автор и соавтор 28 книг по краеведению и медицине, активный турист. Сейчас ведет здоровый образ жизни — не употребляет алкоголь, не курит и увлекается спортом. Двадцать лет он занимался моржеванием. Сколько себя помнит, катается на лыжах, летом пересаживается на велосипед, сплавляется на байдарках, но и о пеших прогулках не забывает.
2
К нам подошла пара молодых людей — юноша и девушка лет двадцати (оказывается, мы ждали их) и Юрий Кириллович начал с места в карьер, с профессионального анекдота.
— В морге профессор стоит перед распластанным на столе трупом и говорит студентам: — Запомните, патологоанатомом может стать только человек смелый, наблюдательный и внимательный. Смотрите… Затем, опустив палец во внутренности покойника, суёт его в свой рот. Все студенты в шоке! — Тому, кто повторит мои действия, поставлю зачёт. Находится смельчак, который проделывает тоже самое. Студенты ахнули. — Я поставлю вам пятёрку за смелость, но патологоанатомом вы никогда не станете из-за своей невнимательности, — говорит профессор. — Я ведь опускал в труп указательный палец, а в рот взял средний…
Мы стояли перед дверьми музея, над которыми висела табличка с надписью по латыни. Она переводится так: «Это место, где мёртвые учат живых». После рассказанного анекдота я понял, что «лекция» от врача-патологоанатома будет неординарная и включил диктофон. Юрий Кириллович открыл дверь музея и нашему взору открылись стеллажи от пола до потолка, заполненные многочисленными прозрачными ёмкостями разного размера, в которых помещены экспонаты — органы с патологическими изменениями, зародыши и уже рождённые уродцы и многое другое. Всего их около семисот.
1
— Вот печень, поражённая циррозом… А это печень, в которую проникли метастазы рака, — с улыбкой и с какой-то симпатией к своим экспонатам начал свой рассказ Юрий Кириллович, наблюдая за нашей реакцией.
Юрий Щукин считает, что лучше один раз воочию увидеть патологию, чем сто раз о ней услышать. Визуальный ряд экспонатов позволяет это сделать. Экспонаты, выставленные в музее — эффективные помощники, рассказывающие о вреде наркотиков, никотина, алкоголя и прочей гадости, что нас окружает. Мозговые грыжи, дефекты пуповины, излишнее количество пальцев на руках или их недостаток, уродства ног — всё это после уколов наркотиков. Значительную часть коллекции составляют маленькие уродцы: сиамские близнецы с пятью глазами, младенец, у которого вместо глаз выросли уши. Курение матерью «травки» и питьё алкоголя до беспамятства вызвали образование у её младенца «двухэтажного» мозга.
— Это палец любовника, который убегая через забор от заставшего его мужа, зацепился за гвоздь обручальным кольцом, которое срезало ему палец. Он принёс свой палец в больницу. Но пришивать было уже поздно, ткани омертвели. А пальчик теперь у меня. В баночке.
В музее шесть основных разделов грехов: пьянство, курение, наркотики, блуд, воровство и садизм. Вернее, результат всего этого.
— Звонят из лечебки, к умирающему зовут. Обычно к умирающему священника зовут, а тут патологоанатома. Вроде меня рано ещё. Ладно, захожу в палату. Парня корчит от боли. Ожог пищеварительных органов. Политуру пил, ацетон, пятновыводитель. Зачем? О вкусах не спорят. Ему была жизнь дана, да в плохие руки попала. Бедняга ещё пару дней корчился, потом на тот свет ушёл. Я его желудок и пищевод сохранил, в банку засунул и фиксирующим раствором залил. Вон она, на верхней полке стоит.
Щукин считает, что надо показывать человеческие грехи не только врачам, но и народным массам.
1
— Это пенис юноши. Провертел дырочку в стене женской бани, Подглядывал. Женщины его изловили, пенис шнурком перетянули. Произошло омертвение тканей. Пришлось ампутировать и себе взять.
Жизнь и смерть — это тонкая грань, отделяющая одно состояние от другого. Нагим и незащищённым приходит человек в этот мир. Таким же покидает его, лёжа на обитом железом столе прозекторской.
1
— Вот осколки лобной кости. Мужик в семейных трусах пол мыл. Кот глядел-глядел на то, что между ног болтается, да как вцепится когтями. Бедняга от неожиданности лбом о батарею стукнулся. Голову зашили, из больницы выписали. Пока до дому шёл бутылку водки выпил. Приходит домой, а его котик на пороге встречает. Мяу! Он его за хвост и об батарею. Убил. Пошёл в темноте в огород закапывать, споткнулся обо что-то, опять головой ударился, шов и разошёлся. Еле спасли… А это палец ловеласа, на танцах к даме приставал — под блузку полез. Откусила. Пришивать поздно было.
Многие экспонаты музея имеют свою «легенду», свою историю. Они заставляют человека делать выводы. Все они — наглядное пособие по пренебрежительному отношению к своему здоровью. И некоторых бывших хозяев этих органов ещё при жизни врач Щукин знал лично.
1
— В этой банке ягодица любовника. Познакомился с девушкой. Выпили. Пошли в парк Дружбы гулять. Дружили прямо на земле. Ягодицу шиповником уколол. Развился гнойник. Удалили… А это почка любовника-неудачника. Полез к любимой по водосточной трубе. Сорвался. От удара треснула почка.
Идеей тамбовской кунсткамеры, по словам Щукина, стал не болезненный интерес к человеческим уродствам, а популяризация здорового образа жизни.
— Вот сожженные ладони. Денег на выпивку не хватало. Решил провод электрический на цветмет сдать. А он под напряжением был. Три тысячи вольт через него прошло. Сам выжил, но теперь без ладоней ходит.
Помимо глупых и нелепых случаев из жизни тамбовчан, мы узнали о многих других интересных фактах о смерти человека. Вот, например: поскольку мышцы после смерти перестают сокращаться, морщины исчезают и кожа натягивается. Смерть немного похожа на ботокс. Беда лишь в том, что ты уже мертв и не можешь порадоваться этому обстоятельству.
1
— Это «героиновый» ребёнок. «Волчья пасть», живот как бочка, органы наизнанку… А в этой банке ребёнок сифилитички. Мать в Турции секс-рабыней трудилась. Череп в дырках, в области лопаток — шишки, акульи плавники называются.
А у слухового нерва самый «долгий жизненный путь». Покойник утрачивает слух последним из всех своих пяти чувств. Ещё трое суток умершие всё слышат — отсюда знаменитое: «О покойнике-либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Ну, чтобы его не очень расстраивать.
2
— Это ребёнок-старик. Он родился десятимесячным, но его генетический код сложился так, что в материнской утробе эти месяцы для него стали равны девяноста годам. На свет он появился уже глубоким стариком. Мать его долго пила транквилизаторы, чтобы приободриться.
2
Нашей девушке-спутнице стало плохо…
— Иди поблюй и всё пройдёт. Туалет в конце коридора… Бывает. У всех разная реакция. Кто-то в обморок падает, другие смотрят безразлично, а некоторые просто восхищаются. По несколько раз приходят, друзей приводят.
К слову говоря, когда мы смотрим на себя в зеркало, причёсываясь или поигрывая мускулами, мы даже не задумываемся — из чего мы состоим внутри. И надо сказать, что наши органы, даже если они здоровы, выглядят, прямо скажем, не comme il faut. И ковыряться в них, дано не каждому. Внимательность и смелость, о чём говорилось в анекдоте, не единственные качества, коими должен обладать патологоанатом. Его работа сродни работе детектива. Только в профессии патологоанатома разыскиваемый убийца — это какой-либо патологический процесс, возникший самостоятельно или из-за врачебной ошибки. А место преступления — тело человека. Перед тем, как стать патологоанатомом надо оценить своё психоэмоциональное состояние. Только психически устойчивый и хладнокровный человек справится с такой работой. Ему должно быть чуждо такое понятие, как брезгливость. На стол к патологоанатому попадают не только взрослые, но и дети. В ряде случаев приходится проводить вскрытие тел, которые уже начали разлагаться или сильно обезображены. В противном случае возникнет риск развития у врача сбоев психики. Я бы точно не смог. На меня эти баночки произвели довольно тягостное впечатление. На вас тоже? Так я же в отзыве самые «безобидные» опубликовал. Если хотите шока, то вам к Юрию Кирилловичу на «приём».
2
Но не только заспиртованные человеческие органы представлены в этом музее. Здесь есть уникальные предметы старины: скамья XIX века, шкаф из дома купца Толмачёва, в котором хранятся старинные книги по медицине, а также собрание экспонатов, относящихся к великому медику и учёному-хирургу архиепископу Луке.
1
Святитель Лука Войно-Ясенецкий в 1944–1946 годах был управляющим Тамбовской епархией, служил в Покровском соборе и работал хирургом в военных госпиталях города. Профессор медицины, духовный писатель, богослов, мыслитель, исповедник, автор 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. «Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».
В конце лекции Юрий Кириллович продемонстрировал нам капсулу с останками человека после кремации. Его часто спрашивают про смерть, про душу.
1
Юрий Кириллович закончил свою двухчасовую «лекцию» словами:— Душа — это сгусток энергии, соединяющий, гармонизирующий все системы нашего организма. Её невозможно увидеть, как любую энергию. Когда человек болеет, системы разлаживаются. Когда умирает, происходит распад единого организма, разрыв энергетического единства материи… Я пришёл к выводу, что все хлопоты по организации похорон несколько отвлекают людей от мрачных мыслей и в какой-то мере облегчают боль утраты… Патологоанатом, пожалуй, как никто другой, осознаёт, что на тот свет с собой ничего не унесёшь. И невольно задумываешься: что после тебя останется. Вот и мне хочется, чтобы после меня осталась не только кучка пепла.
1
— А вот часы бьют. Слышите! Они старинные. До сих пор идут. Потому, что с ними обращались бережно. Жизнь коротка, её нужно прожить красиво и с пользой. Я это знаю наверняка. Motui vivos dociunt («Мертвые учат живых», лат.)
1
***
В отзыве использованы факты из брошюры «О музее Греха», любезно подаренной её автором и создателем музея.
Внимание! Для посещения этого музея необходимо иметь крепкие нервы и сердце. В противном случае посещение может нанести человеку физическую или психологическую травму.