Отрадное — небольшой курортный поселок на берегу Балтийского моря, куда мы направились, отдыхая с внучкой в Светлогорске в санатории «Янтарный берег»(Калининградская область).
Несмотря на свою крошечность, это курортное место имеет богатую историю. Раньше поселок назывался Георгенсвальде и встречается в грамотах, которые датируют его 1629 годом.
История Георгенсвальде связана с курфюрстом Бранденбургским из династии Гогенцоллернов — Георгом Вильгельмом. В санатории, в котором отдыхали, отличная билиотека (сохранилась с советских времен), в которой взяла путеводитель «От Восточной Пруссии до КАлининградской области».
Так изобразили герцога Бранбендургского в этой книге.
1
Во время охоты в местном лесу на него напал медведь. Отбил курфюрста от дикого зверя объезчик верховых лошадей по имени Каспар Кавеманн. Георг Вильгельм наградил спасителя участком леса и назвал его Георгенсвальде — лес Георга.
Пришли мы из Светлогорска в Отрадное сначала вдоль дороги, а потом лесными тропами — по лесу Георга.
Дом-музей Германа Брахерма расположен в загородном доме супругов Брахерт (жили они здесь с 1933 года по 1944 год), а музей открыли в 1993 году. После того, как семья Брахерт уехала, в доме жили переселенцы — три семьи. Дом ветшал и его хотели снести и построить на этом месте грязелечебницу. Однако все случилось по-другому: дом оставили и открыли музей.
1
Получился уникальный музей: он единственный в мире и посвящен скульптору, который много сделал для Кенигсберга и Восточной Пруссии.
Герман Брахерт родился в 1880 году в Штутгарте, известный немецкий скульптор, проживавший в Восточной Пруссии. Его жена Мария Брахерт (муж звал ее Мия) увлекалась фотографией и именно благодаря ей сохранилось много фотографий того времени, как они жили в Георгенсвальде, где сейчас и расположен музей.
Мария Брахерт родилась в 1893 году в Санкт-Петербурге в семье прибалтийского немца. В 1913 году семья поселилась в Штутгарте и Мария поступила в 1915 году в Академию живописи на отделение скульптуры. Она также посещала класс художественной фотографии.
В 1916 году стала женой Германа Брахерта и его музой. С 1919 по 1933 год семья жила в Кенигсберге и Мия имела свое фотоателье.
У семьи была приемная дочь, которой Герман посвятил бронзовую скульптуру Ниоба (1962 год).
1
Это дар Ирмгард-Брахерт-Зиглох — вдовы скульптора. Она стала его женой после смерти Мии. Работа выполнена в стиле импрессионизм и отличается от других классических работ Брахерта.
Кстати, в Калининградском музее изобразительных искусств открыт зал Германа Брахерта, в котором его скульптурные работы помещены в контекст графических работ на мифологические темы (уникальная графика Брахерта также передана Ирмгард Брахерт).
Одна из самых известных скульптур Брахерта — «Несущая воду». Думаю, что ее видели все, кто отдыхал в Светлогорске.
Мраморная скульптура, которую называют еще «Девушка с кувшином», была установлена в 1940 году в городе Раушене в центре Лиственничного парка. Потом Раушен стал Светлогорском и скульптура украшала парк Светлогорска.
На момент посещения парк реконструировали и скульптура была передана в музей. Красивая работа….
1
Бюст Маргарет Штепат выполнен из искусственного материала в 1923 году. Это ученица Брахерта по школе искусства и ремесел, где он преподавал в 1919–1925 годах.
Работа получена от Томаса Брахерта, который родился в 1928 году и работал главным реставратором Национального музея Германии в Нюрнберге. Это сын Брахерта, но не от Мии.
Так он выглядел на фотографии Мии Брахерт. Похоже, что фотография сделана в саду при доме.
В 20-е годы 20 века создана «Шагающая девочка».
В 30-е годы нацисты сочли «Шагающую девочку» образцом испорченного вкуса. Если приглядеться, то она выглядит как шагающий робот. Когда нацисты пришли к власти, они сочли творчество Брахерта выродившимся и дегенеративным. Работы скульптора, который были в Королевском замке, убрали, удалили их и из городской среды.
В музее находятся не только работы Брахерта, но и его современников. Шмидт-Кестнер — один из них. Женская фигура, выполненная в 1935 году, выглядит изумительно.
На небольшие фигурки амазонок приятно смотреть. Все-таки классика есть классика и всегда останется образцом для подражания.
Друзья семьи Брахертов называли их дом «ласковым сундуком», потому что в нем всегда царили любовь, дружеское участие и творческая атмосфера.
1
В Дом-музей ведут два входа: один парадный (открыт для всех) и не парадный (ведет из леса по мостику через ручей). Мы пришли (вместе с нашим санаторным гидом) через непарадный по шатающемуся мостику, который после нашего прохода закрыли. Другой путь ведет по Калининградскому проспекту (именно так именуется автодорога из Светлогорска до Отрадного) или ехать на автобусе (от Светлогорска всего одна остановка до Отрадного).
Около не парадного входа можно увидеть такую композицию.
2
Это сохранившийся фрагмент памятника «Ленин и Сталин в Горках» . 1949 год. Скульпторы В.Пинчук и Р.Таурит.
Сохранилась фотография этого памятника, на которой можно увидеть как были расположены фигуры: Ленин сидит, Сталин стоит. Оба внимательно смотрят друг на друга. Фрагмент был обнаружен во время строительных работ в Светлогорске и в 2003 году передан музею.
Подобных фигур на тему «Ленин и Сталин» в СССР было много в разных городах России и разных авторов. После 1961 года их демонтировали.
В саду при доме-музее много скульптур и тоже разных мастеров (не только Брахерта). Раньше сюда приезжали скульпторы со всего мира, работали и некоторые оставляли свои творения.
1
Скульптура «Плодородие» выполнена из ракушечника скульптором из Белоруссии.
1
Эту скульптуру оставил творец из Франции.
1
Скульптуру «Купальщица» (ленинградская пышка — так ее еще называют) оставил скульптор из Санкт-Петербурга.
Сюда приезжают также скульпторы, только начинающие свой путь на этом поприще, молодые ребятя. Их небольшие работы можно увидеть на ярко зеленом газоне сада Брахерта.
1
Рядом с парадным входом можно увидеть барельефы и горельефы самого Брахерта.
1
«Три девушки с янтарем» и «Рыбак и русалка» из ракушечника перенесены из Листвинничного парка Светлогорска.
Работ Брахерта много как в музее так и в парке, мастер занимался также чеканкой.
Композиция «Лоси» была установлена в Светлогорске на одном из спусков к морю. Таких работ в конце 50-х готов в парках страны было множество и не только в Светлогорске.
Остался фрагмент.
1
И закончить экскурсию, которую нам провела замечательный экскурсовод (даже помнится ее внешность, несмотря на прошедшие годы), словами, прочитаннами в начале экспозиции.