Я хочу поделиться с Вами историей моего родного города. Железнодорожный вокзал Симферополя — это визитная карточка города и ворота на полуостров Крым. Все началось 145 лет назад, 14 октября 1874 года на станцию Симферополь прибыл первый пассажирский поезд из Мелитополя. Именно с этой даты начинается история железнодорожного транспорта в Крыму.
8
Первый железнодорожный вокзал не дошел до нашего времени. В апреле 1944 года его взорвали немцы при отступлении. Как только советские войска зашли в город, жители вышли на субботник-восстанавливать важную ж/д артерию Крыма. В период немецкой оккупации города железнодорожное депо и мастерские становятся центром городского подполья. Зам. начальника станции Виктор Ефремов возглавил группу подпольщиков. Он погиб со своими товарищами в застенках гестапо.
1 из 2
3
В 1946 году началось строительство нового вокзала. Оно велось по проекту Алексея Николаевича Душкина. По его проекту построили станции метро в Москве: «Кропоткинскую», «Маяковскую»; высотку у Красных ворот, здание «Детского мира». Архитектор Душкин разработал несколько проектов вокзалов: Днепропетровский, Симферопольский и последний Сочинский. Последний был открыт всего на год позже Симферопольского, в 1952 году и являлся, по сути, копией нашего вокзала.
7
На строительстве нового вокзала работало 500 немецких военнопленных. Их использовали на стадии разборки завалов и кладки основания стен. За примерное поведение и качественный труд их всех раньше срока отпустили домой.
1 из 16
На стендах перед вокзалом описана история железнодорожного транспорта на полуострове Крым.
Архитектор Душкин представлял себе будущий симферопольский вокзал в виде воздушного палаццо, он создал проект в 1945 году. Для его осуществления отлично подошел наш белый инкерманский камень. Основное здание возведено в симметричной проекции с двумя галереями и пространством для внутреннего дворика.
8
Итальянский дворик с фонтаном. Изначально фигурок голубей на фонтане было восемь, позже две фигурки убрали. Кто-то заметил, что соединенные линиями фигурки образуют свастику.
На открытие вокзала в 1951 году приезжал маршал СССР Климент Ворошилов. Он занимал в то время пост зампреда Совмина.
4
В архитектуре Симферопольского вокзала много уникальных черт. Одной из них является совмещение функций часовой и водонапорной башни-внутри нее при строительстве была пробита артезианская скважина и предусмотрена система насосов, поднимающих воду наверх. Высота башни-42 метра. Первоначально на шпиле была ни звезда, а венок из колосьев.
5
Фотографировала в августе 2010 года
Особое внимание привлекают механические часы на башне. Четыре циферблата на каждой стороне башни и украшены зодиакальными фигурками. Размер каждой из фигур составляет больше метра, а сами часы приводятся в движение гирями весом в 250 кг. Зодиакальные знаки ни соответствуют общепринятым. Телец, Дева и Весы заменены на созвездия Змееносца, Гончих псов и Лебедя. Кстати, Телец, является символом Украины.
6
Последовательность остальных знаков нарушена. В советское время нам объясняли это, как отрицание религиозных и прочих культов. Вторя загадка башни в цифре 44. «Завитки» на башне состоят всего из 44 элементов, а в здании вокзала всего 44 колонны. В СССР объяснения от гидов, что архитектор увековечил год освобождения Крыма от немецких захватчиков. Другая версия, что две четверки-это восьмерка. Символ бесконечности и стабильности. Версия астрономов, что зодиакальный круг Душкина-это изменение судьбы, как самого города, так и Крыма. И не просто же так, Крым двадцать лет противостоял официальным властям Украины. Крымчане всегда имели свое мнение и отстаивали свои позиции.
7
август 2010 года
Еще одна неразгаданная загадка-античный храм. Если подняться на вокзальный мост или посмотреть на здание вокзала с итальянского дворика, то можно увидеть еще одну достопримечательность города. Здание вокзала венчает точная копия античного храма, с белоснежными колоннами и всеми признаками храмовой архитектуры. И все это спроектировано любимчиком Сталина, лауреатом Сталинской премии А. Н. Душкиным. Мало кто знает, в свое время архитектор общался с Барченко, главным оккультистом Кремля.
5
Новый год, без елочки никуда.
Это не единственные секреты в постройке Симферопольского вокзала, но отвлечемся от мистики и зайдем в здание вокзала. Особого рассказа заслуживают лепные медальоны в главном вестибюле вокзала. По замыслу создателей их было 16 штук, на каждой стене по 4 медальона.
4
На главной стене политики: Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Следующая стена военачальники: Хмельницкий, Суворов, Кутузов и Нахимов. Третья стена писатели: Пушкин, Шевченко, Толстой и Горький. Четвертая стена ученые: Ломоносов, Менделеев, Мичурин и Павлов. Интерьеры здания украшают картины народного художника УССР Ф. З. Захарова и художника В. А. Акаповича.
4
По давней традиции Симферополь провожает отъезжающих маршем «Прощание славянки» композитора Агапкина. Именно здесь был впервые исполнен этот марш в 1912 году. Встречает поезда «Песня о Симферополе», написанная Л. Поляковским и А. Милявским.
1 из 4
2
Сразу же после войны на перроне всех пассажиров встречал памятник Сталину(убрали в 1956 году) и на привокзальной площади большой памятник, сидящим Ленину и Сталину. Уже много лет наш дедушка Ленин сидит в одиночестве.
3
август 2010 года
В 1959 году завершилось строительство первой горной троллейбусной дороги Симферополь-Ялта. 4 августа 1959 года на вокзале разгружали первый троллейбус, а в правом крыле вокзала, под башней, разместились билетные кассы и конечная станция троллейбусной линии. Для удобства пассажиров чуть позже добавили и автостанцию Симферополя.
3
Я гуляла по вокзалу ранним утром второго января и народу было совсем немного. В советское время в час пик сезона суточный пассажиропоток доходил до миллиона человек в день.
10
Очень хорошо помню, как меня спрашивали не сдаю ли я билетик в кассу на горячие направления. Приятно екало сердечко, когда проезжали по железнодорожному мосту через реку Салгир, значит через минуту ты уже будешь на родном вокзале, в объятьях мамочки…