Хотя официально Музей самоваров был открыт 3 июня 2015 года и на его открытии присутствовал губернатор Саратовской области, но фактически музей начал функционировать с июля 2015 года. В июне я пришёл к музею и застал лишь закрытые двери.
Хотя официально Музей самоваров был открыт 3 июня 2015 года и на его открытии присутствовал губернатор Саратовской области, но фактически музей начал функционировать с июля 2015 года. В июне я пришёл к музею и застал лишь закрытые двери.
Хорошо, что у входа размещены мобильные телефоны работников музей и приятный женский голос объяснил мне в телефонном разговоре о том, что музей начнет работу с июля месяца — идёт организационная работа.
Жаль, что музей работает только по вторникам и четвергам, а в выходные закрыт. Но это легко объясняется музей- частный, у государства нет денег на создание и развитие новых музеев. Да и вырос музей из частной коллекции депутата Саратовской областной думы Семёна Моисеевича Глозмана. Эта коллекция собиралась в течении нескольких десятков лет. Первые выставки коллекции были проведены на музейных площадках Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с 28 июня по 6 августа 2013 года, Балаковской художественной галереи с 11 июня по 4 августа 2013 года и Художественном музее Базарно-Карабулакского района с 28 сентября по 11 ноября 2013 года. И вот музей обрёл свою крышу над головой общей площадью около 300 квадратным метров в тихом центре города в подвальном помещении.
В музее работают замечательные люди, пока нет гигантского потока посетителей и экскурсовод проводит экскурсии даже для небольших групп организованных посетителей. Мы пристроились к одной из таких групп уже в конце экскурсии, а затем продолжили знакомство с музеем уже с другой экскурсией. Блестящий рассказ экскурсовода со множеством подробностей, всё запомнить сразу невозможно. Но наш гид знает каждый экспонат музея до малейших деталей, каждый самовар для него как родное дитя. Официально фотографирование и видеосъёмка в музее запрещена, но для нас было сделано небольшое исключение и поэтому можно увидеть часть экспозиции в фотографиях. Но как нам объяснили — постепенно все самовары можно будет увидеть на сайте музея.
В музее гордятся, что саратовская коллекция самоваров — самая большая в России, а возможно и в мире. Только описанных самоваров более 700. При этом нет ни одного одинакового самовара, каждый отличается от остальных хотя бы немного.
Композиционно музей состоит из нескольких помещений, каждое оформлено в своём стиле.
Первым залом является «Трактир».
На стене плакат со стихами:
Самовар пыхтит, искрится
— Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Деревянные столы, лавки и стулья являются не только реквизитами, но используются по своему прямому назначению. Когда мы покидали музей, то в этом зале началось чаепитие для турков, точнее для студента из Турции, который учится в Саратовском университете, и двух его прелестных спутниц, которые дружно переводили турецко-подданому слова гида.
Следующий зал — «Русская изба».
Снова деревянный стол и скамьи, а также русская печка. Деревянная посуда на столе, а на печке утюг. Я такие утюги видел у бабушки, в него засыпались угольки. Тяжеловат несколько- зато электричества не надо.
Зал состоит как-бы из двух комнат — на другой стороне деревянная стена с окошком и, естественно, самовары.
Под окошком — изделия мастеров из Средней Азии, в том числе старинные казаны.
В этом же зале имеется самовар в разрезе, но, к сожалению, в объектив он не попал.
Еще одно помещение с псевдо-окном расположено дальше по ходу экскурсии. Одна сторона
и другая сторона.
На второй стороне в углу стоял граммофон, встроенный в деревянный шкафчик. Гид, словно фокусник, достал из стопки грампластинок одну и зазвучала живая музыка, с характерным шипением. Наш турок упоённо снимал видео играющего граммофона, гостей обижать нельзя и этот граммофон на фотографию не попал. Но граммофонов в экспозиции музея несколько, как, например, этот,
расположенный в конце коридора, который является стволом музея от которого ответвляются в разные стороны ветви-комнаты.
В коридоре также находятся самовары.
Здесь мы видели иранский и китайский самовары. А на предположение, что первый самовар, возможно, появился в Китае, был получен квалифицированный и полный гордости за свою страну ответ, что хотя история водогрейных аппаратов в мире насчитывает не одно тысячелетие, но вот первые самовары появились в России. Интересно, что остатки медного самовара, созданного еще в домонгольскую эпоху, были найдены в развалинах поволжского средневекового города Бельджамен.
С XII века в России получил сбитень — горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом, корнем валерианы, имбирем и другими растениями. Уличные торговцы, которых называли сбитенщиками, зимой носили сбитень на спине в огромных медных сосудах в виде самоваров, покрытых теплой тканью.
Были самовары нестандартные. Небольшая фирма «Братья Шахдат и Кº" в Туле выпускало самовары новой конструкции, которую разработал инженер А. Ю. Паричко.
Работал самовар на керосине.
Следующий зал — Фарфоровый.
Здесь самоваров не очень много, зато несколько стеллажей с российским фарфором. Очень занимательная коллекция для рассмотрения. А центральный самовар — очень интересен. На нём несколько медальонов с изображением членов императорской фамилии, а позади красивый барельеф.
А вот на столе в уголке, изображающем место для чаепития, в следующем зале — Историческом, находится мейсенский фарфор.
С удивлением узнал, что оказывается были самовары, которые никогда не использовались по своему назначению, а использовались лишь для украшения стола по праздникам. Такой праздничный самовар находится в этом чайном уголке.
Помимо чайного уголка здесь находятся стеллажи с самоварами,
многие из которых имеют свою историю, но обо всём рассказать просто невозможно.
На этом стеллаже посередине зале множество уникальных самоваров.
Мне запомнились: самовар на рюмку чая (в середине), чтобы его вскипятить достаточно было двух спичек,
и оригинальный кофейник в виде корабля.
На этот стеллаже самовары: дорожные — со съемными ножками, «Эгоист» — для одиноких, «Тет-а-тет» — для двоих. Есть в коллекции самовары солдатские — с ремнями для ношения на плече. Были самовары трактирные, магазинные, детские….
Вот этот серебряный самовар «Ваза пушкой» (в центре), созданный на варшавской фабрике в 1849 году, был куплен «Лукойлом» для подарка Глозману на аукционе несколько лет назад за 20 000 долларов.
Есть в коллекции самовары с двумя дульками, они называются «Муж и жена». Оказывается можно сидеть за одним столом и одним самоваром и самостоятельно себе чай наливать, независимо друг от друга. На этом самоваре с одной стороны написано: «Жена. Самовар кипит — уходить не велит», с другой стороны: «Муж. Самовар лечит, водка калечит».
Не зря же песни пели:
«У самовара я и моя Маша,
А на дворе совсем уже темно.
Как в самоваре, так кипит страсть наша.
Смеется месяц весело в окно».
А эти самовары — одни из первых в России.
Самовары бывали множества форм и размеров, коих насчитывалось несколько сотен.
С различными узорами
и клеймами.
Этот стеллаж для фонтанов и бульоток.
Фонтан — это как- бы самовар, но не совсем.
Использовался как сосуд для сервировки напитков и охлаждения или нагревания, внутри не горел огонь, а туда помещался съемный цилиндрический сосуд для льда, либо нагретый металлический цилиндр, в зависимости от поставленной цели.
Бульотки были оригинальными приборами, которые были как дополнение к самовару и использовались во второй половине 19 века. Во внутрь бульотки наливали кипяток, или горячее вино — глинтвейн. С помощью спиртовки поддерживали температуру.
В коллекции имеется несколько серебряных чайных сервизов зарубежного производства. В этот чайный сервиз производства Франции входит бульотка, сахарница, чайник и поднос.
Разговаривая с гидом, узнали, что часть самоваров приходилось восстанавливать, чтобы они выглядели хорошо. На некоторых самоварах при рассмотрении видно, как из-за постоянной чистке владельцы самоваров стирали клейма чуть ли не до основания, зато самовары блестели.
Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя
— Ну и отраженьице!
Нам музей понравился. О чем и написали благодарственную запись в книге гостей. Перед нами отметился турок, а в книге записей с предыдущих выставок кроме благодарностей наших соотечественников были благодарности от граждан США.