В одном из материалов этого цикла я, как смогла, рассказала про часть основной экспозиции Мемориальной мастерской скульптора М. К. Аникушина. От зала временных выставок поместились туда только стены и Ильич. Теперь речь пойдет про текущую (работает до 19 ноября 2023 г.) выставку с замечательными темой и названием «Чувство города».
Небольшая цитата из описания выставки в оф. группе музея ВКонтакте:
«Посетители филиала Музея городской скульптуры могут взглянуть на Петербург глазами художников и разобраться в своих отношениях с городом. На выставке собрано полсотни произведений петербургских скульпторов. Одни работы — это рассуждения о классическом и промышленном облике города. Другие — наблюдения за жителями, третьи — фантазии на тему стойкого мифа о том, как Петербург уходит под воду.»
Выглядит сейчас самое большое экспозиционное пространство в музее так:
1 из 2
2
Во входном вестибюле посетителей музея встречает стенд с информацией о проекте (для удобства чтения в слайдшоу я поделила на части):
1 из 5
На выставке надо читать не только этикетки к скульптурам, но и расположенные рядом тексты от авторов. Также рекомендую ознакомиться с интереснейшим бесплатным аудиогидом (QR был в предыдущем слайдшоу) . Он не повторяет тексты на экспозиции, а существенно их дополняет, чаще всего — по конкретной работе.
И тексты от скульпторов так хороши, что я в отзыве легко могу обойтись минимальными своими дополнениями.
Но когда входишь на выставку прямо из вестибюля, первыми попадаются на глаза тексты не от авторов или кураторов, а от таких же посетителей, которым о «чувстве города» предлагается высказаться, ответив на простой вопрос «Как чувствуете вы». И это не Книга отзывов о выставке. В аудиогиде обозначено так: «Стена для ваших мыслей». Как мы видим, люди читают, думают, пишут. Для удобства чтения в слайдшоу укрупнены тексты, которые я почитала, когда ненадолго заглянула на выставку в Ночь музеев-2023:
1 из 8
В дальней от входа части зала оформлена зона «Как чувствуют скульпторы», и там есть, что почитать и что порассматривать.
Общий вид:
1 из 3
1
Конечно, в отзыве я покажу не всё. На экскурсии куратор выставки рассказала, что отбирали именно работы, поэтому представлены авторы и разных возрастов, и разной известности, есть работы, как выполненные специально к выставке, так и более ранние. Чтобы подобрать тексты к выставке с каждым скультором беседовали по часу, а то и больше. И беседы были интересными, что, на мой взгляд, определённо чувствуется по табличкам и аудиогиду.
Полностью работы Нины Павловой «Окна моего дома» (2021, керамика) и «В метро» (2021, керамика) видны на первой фотографии предыдущего слайдшоу. Тут я укрупнила:
1 из 2
1
1 из 2
1
Часть работ размещено на полу на разных по высоте постаментах. Эта часть зала немного приподнята, как сцена, но по которой разрешено ходить зрителям.
«Город замер» у Дарьи Макаренко (2021, шамот). Но вовлекают в свою игру линии, распределение цвета (или света в городе?), разная высота «домов»:
1 из 2
1
Возвращаемся к объектам на стене.
Если автор работы «ЖЭК» (2022, фарфор, глазурь, золото) написал «Откройте», то и надо открывать (или перейти к следующему фото в слайдшоу):
1 из 2
На экскурсии сказали, что сначала хотели запретить тему воды, ибо слишком очевидная ассоциация, но оказалось, это невозможно.
1
Капли серии Евгении Тарасовой «Агрегатное состояние» (2022, оргстекло, гравировка, led-лента) медитативно покачиваются, немного поворачиваются, тени меняются. Кроме размышлений о разнообразии состояний воды в природе и их живописности, этот уголок ещё очень востребован для фото, хоть и чёрно-бел:
1
Также Евгения Тарасова разместила на выставке зин-карту, в изображении на которой легко угадывается Нева от Ладожского озера (справа) до петербургских островов при впадении в Финский залив. Кажется, что на карту нанесены какие-то координаты. Приглядевшись, видишь разбросанные слова. Но если лист распрямить и перевернуть, слова складываются в высказывание от автора:
Алексей Лебедев и Надежда Белая в тексте очень точно говорят про петербургскую серость:
А на выставке представляют один из самых разноцветных экспонатов — «Мох (2022; медь, сталь, камень, горячая эмаль):
1 из 3
1
Некоторые экспонаты представляют собой высокие технологии, но, как видим, с ними легко справляются и весьма юные посетители:
1 из 2
1 из 2
1
Некоторые из произведений Роберта Лотоша уже покинули „Чувство города“ и до 22 октября 2023 г. выставлены в музее у Львиного моста:
»Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков представляет выставку Роберта Лотоша «Истории повседневности», приуроченную к семидесятилетию известного петербургского скульптора, получившего классическое образование в Средней художественной школе, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, для которого творчество превратилось в способ существования. Он «живёт скульптурой», наполняя философской глубиной произведения на, казалось бы, несущественные темы." («Истории повседневности» — Выставки — Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (mispxx-xxi.ru)).
Без львов на выставке не обошлось:
1
В одном из экспонатов выставки Владимир Цивин вспоминает утраченную ныне свою работу для Нерехты. Названия «Времена дня» и «Союз земли и воды» показывают нам, что без Летнего сада тут не обошлось. Это подтверждают текст аудиогида и снимки Бориса Смелова, известного, в том числе, и своими фотографиями Летнего сада (фотографии Бориса Смелова я немного показывала в отзыве про KGallery). Выдвинув ящик, мы можем рассмотреть фото:
Завершает стенды «Как чувствуют скульпторы» работа Ильи Шалашова «Объекты № 1 и 2» из серии «Футура Архаика». В аудиогиде автор говорит что-то о кусках металла и крылатых существах, но завершает свой текст так: «Мы имеем определённую форму и можем поразмышлять, почему мы её имеем».
А вот в приведённой чуть ранее фотографии с мыслями Ильи Шалашова очень я согласна с «нравится погода после дождя», «обожаю разглядывать город в деталях через отражение луж». Также согласна с высказыванием Алексея Лебедева и Надежды Белой, что «серость петербургская — не о серости». В доказательство того, что скульпторы не шутят о прекрасности такой погоды, позволю себе привести тут несколько фотографий моей обеденной прогулки 14 сентября 2023 года (и пару фото утра и вечера того же дня). В общем, «после дождичка в четверг»:
1 из 11
1
Возвращаемся на выставку. Как видно было на общих планах в начале отзыва, часть работ выставлена в центре зала у «колонн» и между ними:
1 из 3
Сергей Борисов. Крыло (2014; стекло, резка, склейка).
Изначально выставку планировали делать только из скульптур, но не смогли не разместить репродукции рисунков Владимира Цивина из серии «Белые ночи». Уж очень они про Петербург и про скульптуру в нём (текст из аудиогида отлично поясняет детали изображений):
1 из 3
Очень мне понравился «Портрет поэта» Олега Жениленко (2015; гипс тонированный). Портрет не только выставлен в мастерской сейчас, но и создавался в этом зале во время проекта, в котором скульпторы творили прямо на глазах посетителей той выставки:
1 из 3
1
Одним из самых известных авторов выставки, несомненно, является Дмитрий Каминкер:
1 из 8
В "Организаторе" (эскиз к работе в дереве 1988 года, отлив в бронзе 2023; бронза, гранит), полагаю, многое узнают "Звукорежиссёра" (есть в народе и другие названия) у Института кино и телевидения на ул. Правды. На экскурсии по выставке рассказали, что автор философски относится к названиям своих работ: видят студенты в этом звукорежиссёра, да и ладно.
«Страж» Антонины Фатхуллиной, возможно, самый медийный персонаж на «Чувстве города» (точнее, не сам он, а реализованный проект, эскизом для которого «Страж» является):
Те самые «Чернореченские львы»:
1 из 6
Львы собрали кучу откликов типа «Как можно! Такие страшные!» Я считаю, что там, где они установлены (район станции метро «Чёрная речка») временное размещение современной скульптуры в продуманных местах вполне возможно. Львы, конечно, для временных подзадержались, но, возможно, виноват ковид и прочие обстоятельства, и всем просто не до них. Лично меня в откликах на эту работу смутило часто провторяющееся мнение, что слишком страшные морды. Эти люди точно достаточно исторических львов (в том числе, маскаронов) в Петербурге видели?
Далее ещё несколько работ Антонины, представленных на выставке, и одна, расположенная неподалёку на Аптекарском же острове:
1 из 14
Очень мне понравилась "Ростральная колонна для реки Смоленки (2022; металл, сварка, гипс): мирно проплывающие лодки и маленькая девочка, словно откуда-то из детства, олицетворяющая маленькую речку Смоленку.
И, напоследок, две работы, которые очень понравились мне историями своего рождения.
Валерий Бытка, Наталья Субботина «У Лукоморья / Мойка, 12»:
Обходим скульптуру:
1 из 2
Вот не уточнил Александр Сергеевич, какой масти учёный кот. Но явным лидером среди цветов при его изображении является чёрный.
История создания этой композиции из аудиогида от старшего автора так хороша, что часть её я приведу тут, в том числе, и в качестве примера, что в аудиогиде к выставке есть что послушать-почитать:
»Тот год, двадцать первый, у меня был посвящён проекту «Сотворчество», я стал вовлекать в свои проекты других художников, в том числе и учеников. А у меня есть такая талантливая девочка, она и в художественной школе как живописец имеет успехи, и по лепке у меня… И тут я думаю, надо бы эту Наташу Субботину привлечь. А у меня было уже много чего сделано. И вот стоял, значит, дуб у Лукоморья. Я начал делать сказку «Пушкин и ктосики», и к сказке я сделал этот дуб, и появилась на ветке русалка — и всё пока. Ну, не двигается дело. Думаю, ладно. «Наташа, посмотри, что можно сделать с тыльной стороны этого дуба, ты же учишься в художке, нарисуй какую-нибудь картину, но такую, чтобы она была внутренне связана всё-таки с этим дубом».
Через неделю они отвезли с родителями домой этот камень. Потом привозят обратно — и нарисован Дом-музей Пушкина. В то же время, как бы над этим домом возвышается дуб. Словно он растёт во дворе этого музея. А в музее старшим научным сотрудником работает её [Наташи] мама. То есть она выросла в этом музее с пелёнок. Так, думаю, хорошо, молодец, связала музей с дубом. Кого тут не хватает? Она говорит: «Александра Сергеевича». Вот! Идём, находим камушек, он такой небольшой. Как его рубить? Ну, я знаю, как такие камни рубить, мы его в тиски зажали, вот тебе инструмент, давай. Ну и что вы думаете? Она за две недели вырубила этот портрет. «Так, ставь. О, хорошо, Пушкин гуляет по набережной туды-сюды». Опять разворачиваю. А кого тут не хватает? Русалки одной мало. Она говорит: «Наверно, кота учёного?» Да. Давай. В общем, я выбил ей этого кота. И она нарисовала на нём звёздное небо, с большой и малой медведицей. Я говорю: «А почему?» — «Ну он же кот учёный, астроном». О! Астроном. Хорошо! И что вы думаете? Мы сочинили эту композицию двухстороннюю, и в «Ночь музеев», когда у меня была выставка в Музее городской скульптуры, я придумал новую версию своего спектакля «Метеорит»: «Пушкинский метеорит»»
Следующий в отзыве объект с выставки встречает посетителей прямо в вестибюле.
Алексей Лебедев и Надежда Белая «Без названия»:
История рождения из аудиогида:
»Идея родилась внезапно, но одновременно у двоих. Образ так проявился, что это должно быть что-то парящее, но одновременно дребезжащее. Появилось осеннее ощущение, листья падают, и в то же время ощущается небольшая дрожь. Все ромбики крепятся на тонкой шпильке, и когда есть порыв воздуха, они как раз-таки не просто качаются, а именно дребезжат. Форма ромбика — это стилизация всех листьев.
Также работа связана с Аничковым дворцом, наши дети ходят заниматься туда. Когда мы их провожаем и встречаем, мы видим красивый парк, осенью это что-то невероятное. Почему-то именно там мы этим прониклись. Для детей листопад — это природное явление, они видят в нем больше красоты, чем взрослые. Именно дети обратили наше внимание на эту красоту, то, как листья при порыве ветра очень структурно слетают, не хаотично, а в определённый момент слетают с дерева как будто бы ковром.»
В этом году у золотой осени в Петербурге странное сочетание неспешного наступления и быстрого опадания, поэтому нынешний осенний сад Аничкова дворца показать не могу, но среди фото разных мест он есть в моих прежних осенних альбомах, например, 2021 года)
А вокруг красного «Ильича» (напоминаю, что про него я писала в первом отзыве) расположена замечательная интерактивная часть выставки, привлекающая внимание зрателей самых разных возрастов:
1 из 2
Большое спасибо, что повторили раздел «Голоса» из другого проекта:
1 из 4
Разделы «Цвет» и «Архитектура» созданы для текущего проекта:
1 из 3
1 из 2
«Фуринфуга» от Полины Шумковой собирает и представляет
высказывания о красивом:
1 из 6
Мастерская прекрасно работает с детьми, предлагая программы на разные возрасты от 2-х (!) лет.
В рамках «Чувства города» под руководством Анны Мартыненко в проекте «Прогульщики» дети замечательно, на мой взгляд, поизучали город, в котором живут:
1 из 7
Результаты исследований заняли вот такой немаленький стенд:
Если «Фактуры», «Объекты» и «Слова» — ожидаемы для сбора и исследования города, то способ сбора звуков показался мне оригинальным:
Представленные на стенде карты заставили улыбнуться:
1 из 2
Одна карта звуков оказалась весьма краткой. Причину выдаёт звук "стук зубов" в непосредственной близости от автора. Правильно, на улице в тот день было холодно :).
Результаты оформлены в виде зина, с которым можно погулять вокруг музея (я не успела):
1 из 3
В конце отзыва, как и на самой выставке, предлагаю ещё раз почитать Стену мыслей посетителей. Задумка кураторов изложена в аудиогиде: «Как и на настоящих домах, надписи будут иногда закрашиваться, а стена — обновляться.»
В начале отзыва был майский вариант с Ночи музеев, теперь — от 12 июля:
1 из 12
И тут я признаюсь, что ни в первое, ни во второе посещение выставки что-то своё на стенде для посетителей не написала: не умею ни быстро сформулировать что-то, ни сходу припомнить цитату по случаю. Будем считать, что взяла домашнее задание. Текст отзыва и так уже длинный, поэтому в качестве отчёта о выполнении решила приложить слайдшоу про то, каким запомнился мне город в лето-2023 (небольшие комментарии — в описаниях к фото). Чтобы сильно не оффтопить, темы фотографий ограничила увиденным на выставке: вода и небо Петербурга, Ростральные колонны и кораблики, архитектура города и цвет, львы и другие скульптуры, в том числе, авторов с выставки и т. д.
1 из 20
1
1 июня и, соответственно, первая летняя прогулка. Ранним вечером по Ушаковскому мосту иду на Каменный остров. Небо над Большой Невкой предупреждает, что может быть всё, что угодно.
Кстати, в пабликах музея уже попадалась тема следующей временной выставки. Мне выбор понравился, жду реализацию.