Из всего комплекса Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» музей «Битва за оружие Великой Победы» мы посетили последним, но он произвел на нас самое неизгладимое впечатление, поэтому я начну свой рассказ с него.
Из всего комплекса Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» музей «Битва за оружие Великой Победы» мы посетили последним, но он произвел на нас самое неизгладимое впечатление, поэтому я начну свой рассказ с него.
Этот музей — новая часть комплекса, его торжественное открытие состоялось 12 июля 2020 года и приурочено к 77-ой годовщине Прохоровского танкового сражения.
Музей — единственный в мире, где освещена тема трудового подвига в годы Великой Отечественной войны.
Для построения экспозиции здесь использованы современные технологии, создающие ощущение полного присутствия. Каждый зал музея — это динамическая смена сценографии, в которой посетитель становится неотъемлемой её частью. В музее представлены реальные вещи, принадлежавшие рабочим, директорам заводов, конструкторам, а также станки, которые работали во время войны. Часто экспонаты дополнены мультимедийными сетками, проведены съёмки с артистами за оборудованием.
И должна сказать, я испытала гордость за наше музейное дело.
Экспозицию открывают галереи фотографий тех, кто приближал Победу своим трудом. Об этих людях и многих других, о их трудовом подвиге, о том, как разворачивались события в тылу и рассказывается в музее.
Мирное, ещё довоенное время, и мы с вами на московской улице, где кипит жизнь. Можно зайти в один из магазинов, ознакомиться с ассортиментом.
Или «заказать» себе платье в «Ателье мод».
А можно посмотреть фильм в летнем кинотеатре.
Но в воздухе ужи витает недоброе предчувствие.
Утром 22 июня 1941 в жизнь страны вошла Великая Отечественная война.
Уже на третий день после начала войны был создан Совет по эвакуации, который принимает решение о перебазировании советских заводов, мирного населения и материальных ценностей в восточные регионы страны.
И вот вы садитесь в вагон — теплушку, переделанную под пассажирский. Вы проходите вдоль полок, под стук колёс слушаете рассказы реальных людей о нелёгком пути на восток…
Женщину, похоронившую одного из своих сыновей, заболевшего воспалением лёгких и провожаете глазами маленький холмик, оставшийся на безызвестном полустанке…
Инженера завода, сопровождающего в этом поезде оборудование, о бомбёжках и том, как, расстреливая бегущих людей, низко летают немецкие самолёты… Так низко, что видно лица лётчиков… Его семья была эвакуирована с другим составом и он ничего не знает о ней…
Прибыв на место назначения, попадаете в поле,
где эвакуированных размещали в палатках, землянках, подселяли к местным жителям.
Массово строили деревянные бараки. В экспозиции представлен один из таких подлинных бараков.
Несмотря на то, что каждый эшелон с оборудованием имел определённую точку прибытия, часто возникали проблемы с размещением станков. Станки разгружали с платформ прямо в лесу, ставили на специально подготовленные основания, и оборудования сразу начинало работать прямо под соснами, с которых свисали электрические провода и лампы, а рядом уже возводились стены будущего цеха.
Входим в огромный зал, имитирующий цех завода. Здесь представлен макет самолёта ИЛ-2, выполненный в масштабе 1:1. Этот самолёт в годы войны стал поистине Оружием Победы — сочетание усиленно бронированного корпуса с продвинутым огнестрельным вооружением давало серьезное преимущество советским летчикам на поле боя.
Уникальный макет даёт возможность рассмотреть конструкцию самолёта — расположение экипажа, пулеметное, пушечное и бомбовое вооружение.
А на интерактивном стенде можно ознакомиться с разными модификациями легендарного самолёта.
Это тоже экспонат музея:)
Одну из выдающихся ролей в приближении Победы сыграли конструкторы. Именно их изобретения в ходе войны позволили совершенствовать технику и вооружение.
В экспозиции установлены интерактивные кульманы, где каждый желающий может построить самолёт или танк.
В начале войны многие горнорудные предприятия оказались в зоне оккупации. Тогда на востоке страны появились новые предприятия, о которых рассказывает следующая экспозиция.
Наряду с людьми в забоях трудились и животные. Ещё с середины XIX века для откатки угля стали использовать лошадей. И особое значение шахтные лошади приобрели в годы Великой Отечественной войны. Конный двор на шахте считался важнейшим подразделением подземного транспорта. Лошади работали на откаточных штреках при доставке лесоматериалов для крепления выработок и, конечно, на лошадях вывозили уголь.
Лошади в шахту опускались лишь один раз и оставались здесь навсегда. Иногда их выводили на поверхность, но только ночью, чтобы они не ослепли от яркого света. Хотя в результате они всё равно слепли.
Интересно было прочитать, что, как полноправные и умные работники, лошади умели определять количество вагонеток при формировании своего маленького состава по звуку сцепления — по щелчкам определяли, что им прицепили лишний груз. И даже не пытались стронуть воз с места. И ни за что не соглашалась оставаться дольше положенной смены на работе.
Через проходную мы проходим на территорию оборонного завода.
Проход и контроль осуществлялся с помощью жетона с индивидуальным номером.
На заводах работали зачастую без выходных по 12 часов, а иногда и больше. Уставали так, что часто не было сил идти домой — ложились спасть прямо у станков.
Многие заводы испытывали острую нехватку рабочих рук. Восполнять кадровый состав помогали выпускники школ фабрично-заводского обучения, создававшиеся на базе различных предприятий. Срок обучения составлял всего 6 месяцев.
В одном из залов музея есть стенд «Спасибо с фронта!», где можно послушать истории о самоотверженном труде людей, работавших в тылу. Одна из них рассказывает о 12-летнем мальчике Коле, который работал на одном из заводов. С фронта на завод для приёмки самолётов приехали лётчики. Один из них попросил старшего смены изготовить какой-то инструмент. Бригадир объяснил, что все рабочие трудятся на пределе, что станки работают без перерыва. Лётчик стал кричать, что «мы там на фронте, а вы здесь!»… Тогда бригадир подошёл к Коле, у которого уже заканчивалась смена, и попросил изготовить необходимый инструмент. Коля вздохнул и, несмотря на то, что уже валился с ног, остался после смены и сделал всё необходимое. Лётчик, увидев ребёнка, изготовившего ему то, что он просил, был потрясён и низко поклонился мальчику.
Но, если обо всём вышеперечисленном мы ещё как-то слышали, то вот этот факт потряс меня до предела. Экспозиция, посвящённая детским садам. В первый момент я не поняла — для чего на столиках разложены солдатские каски. Но аудиогид, звучащий в этой экспозиции, очень быстро всё объяснил.
В городе Лысьва, в арматурном отделении металлургического завода — монополисте производства солдатских касок — стяжка крепления подтулейного устройства производилась с помощью заклёпок: каска прокалывалась в трёх местах и в крошечные дырочки вставлялись заклёпки, с предварительно надетыми на них шайбами. Это очень ювелирная работа и к ней привлекались детки пяти-шести лет из детских садов города. Дети работали два часа в день, а затем их дополнительно кормили в заводской столовой. И каждая мамочка прикладывала максимум усилий, чтобы её малыш оказался в смене на заводе.
Есть в экспозиции музея и экспонаты, посвящённые помощи Советскому Союзу союзниками по системе ленд-лиза.
Из крупных предметов здесь представлен знаменитый автомобиль Willys MB, подаренный музею Николаем Ивановичем Рыжковым.
В Советскую армию эти автомобили начали массово поступать с лета 1942 года и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек.
При создании экспозиции музейные работники объехали 32 завода страны и с каждого что-то привезли: документы, фотографии, предметы и т. д. Можно сказать, что музей создавали всем миром.
В финальном зале музея размещён барельеф, где воплощены 14 основных профессий тружеников тыла, которые внесли вклад в приближение Победы. Барельеф выполнен художниками студии имени М. Б. Грекова.
Оживающие силуэты на барельефе заставляют осознавать, что эти люди, находящиеся по другую сторону фронта, сделали всё возможное и даже больше. И слова «Всё для фронта, всё для Победы», написанные на паровозе, установленном у входа в музей — не просто слова!
PS: При подготовке материала были использованы личные впечатления и информация с сайта музея.
Адрес:
Белгородская обл., п. Прохоровка, ул. Парковая, 47. Государственный Военно-Исторический Музей-Заповедник «Прохоровское Поле»
Дополнительная информация:
Понедельник — выходной.
Вторник — воскресенье с 10:00 до 17:00
Касса работает до 16:30
Телефон:
8(47242) 2-18-77 — заказ экскурсий