Выслушав предложение Оли посетить в Новосибирске необычный музей, представить себе не могла насколько он необычен. «Девочки, я записала всех на экскурсию, сказала Оля, — Недешево, да, но, надеюсь, понравится».
Выслушав предложение Оли посетить в Новосибирске необычный музей, представить себе не могла насколько он необычен. «Девочки, я записала всех на экскурсию, сказала Оля, — Недешево, да, но, надеюсь, понравится».
Когда к исходу второго часа мозг вскипел от обилия интереснейшей информации, символизирующие стоимость экскурсионного сопровождения цифры канули в небытие. (Для сведения: экскурсия по трем залам 1300 руб.; актуальные цены указаны на официальном сайте музея).
Собственно, а что мы знаем о погребальной культуре? Обрывочные сведения, почерпнутые из повседневной жизни, от бабушек-дедушек, передавших отдельные традиции, да из фильмографии, приоткрывающей завесу погребальных таинств отдельных этносов и цивилизаций. В музее же мировой погребальной культуры разложено по полочкам абсолютно всё, что связано с культурой смерти в доступном для восприятия формате.
Идея создания музея принадлежит уроженцу Кемерово, проживавшему впоследствии в Новосибирске, Сергею Борисовичу Якушину, что ушел из жизни совсем недавно, 4 июля 2022 года. Сергея Борисовича, имеющего множество регалий, по праву считают основателем современной российской культуры погребения и похоронного сервиса. Благодаря его личному труду в годы «перестройки» в России появилась современная похоронная отрасль с производствами и технологиями, качественно новыми услугами и ритуалами. Все эти годы Сергей Борисович был в гуще событий отрасли, став ее идейным, информационным, эмоциональным сподвижником и вдохновителем. В последние годы ХХ столетия С. Якушин направил усилия на создание в Новосибирске похоронного сервиса нового формата. В 2001 году он реализовал проект «Новосибирский крематорий».
За годы изучения мировой культуры траура и погребальных традиций С.Якушин собрал огромную коллекцию артефактов, представляющих различные составляющие мемориальной культуры народов всего мира. Уникальная коллекция экспонатов «Музея мировой погребальной культуры» сегодня широко известна российскому и мировому сообществу искусствоведов, музееведов, историков, коллекционеров и антикваров.
Обширная коллекция размещена в трех залах. В течение чуть более двух часов экскурсовод презентует все три. Пожалуй, больше всего экспонатов в первом зале, условно разделенном на зоны.
Зарождение ритуальной культуры берет начало со времен королевы Виктории, безмерно любившей мужа. Виктория была счастлива в браке от которого родилось 9 детей. Овдовев в 42 года, она хранила верность супругу в течение 40 лет.
Именно в этот период (1837–1901) формируется траурная мода и появляется такое понятие, как траурный протокол. Внешнее выражение скорби по ушедшему в мир иной во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Во время траура запрещались балы и прочие увеселительные мероприятия. Срок траура определялся степенью близости к покойному. Самый глубокий траур требовался от вдовы, оплакивающей своего мужа. Вдова носила траур по меньшей мере 1 год: первые 6 месяцев глубокий, остальные 6 месяцев — обыкновенный траур.
По прошествии года после смерти супруга вдовы облачались в полутраур. Во время глубокого траура не допускалось ношение украшений, вдовы носили длинные суконные платья черного цвета, черные перчатки, чепцы или шляпы с вуалью, черные зонтики и веера. В период полутраура, длящегося от 3 до 6 месяцев, к черному добавлялись другие цвета: красный, белый, серый, фиолетовый, лиловый. В это время вдове можно было выходить замуж повторно.
Викторианская эпоха — это изобилие в моде: кружев, отделки, оборок, дорогих струящиеся тканей. Силуэт платью придают обязательные конструкции: корсет, турнюр, кринолин. Наряды стали закрытыми: женщины в прямом смысле были застегнуты на все пуговицы. В моду вошли высокие воротники: стойки, манжеты на пуговицах. Во второй половине XIX века моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля рококо складывается новый, еще более пышный и эклектичный «выставочный» стиль или «второе рококо». Выходные траурные платья отличались корсетным лифом, узким рукавом. Юбка двойная, широкая со шлейфом на кринолине. Верхняя юбка подобрана драпировкой, вторая юбка расшита плиссированными атласными оборками и украшена тесьмой. Шляпка с перьями и вуалью.
Появляются специализированные траурные ателье и траурные модистки, чей труд пользовался популярностью.
Несмотря на глубокую скорбь, в рамках траурного протокола женщины могли позволить себе атрибуты, отражающие принадлежность к женскому полу (веера, перчатки, пояса, радикюли и прочее).
Согласно траурному этикету по истечении срока строгого траура можно было носить украшения, принадлежащие умершему в знак памяти о нем. Траурные украшения изготавливались из драгоценных камней и веществ. Например, из гуттаперчи — вещества, сходного с каучуком, которое добывалось из сока деревьев на Малайских островах.
На украшениях изображались розы — символ тайны загробного мира, цветочные мотивы, птицы тонкой работы — символ воспарения души от мира земного к небесам. Использовалась также лава, считающаяся в древности камнем, таящем невероятную силу. В Европе была популярным материалом — благодаря пористой структуре создавались крупные невесомые бусы, подвески. Часто изображалась виноградная гроздь — символ бессмертной души. Использовались кольца, броши, бусы, серьги, подвески, медальоны с росписью или фотопортретом усопшего и т. п.
Предметы мужского погребального туалета не столь разнообразны, но вместе с тем траурный протокол таковые выделял, относя к ним: трости, цилиндры, костюмы, усы и бакенбарды.
На стыке XIX–XX веков к смерти относились иначе, нежели сейчас. Более трепетно верили в загробную жизнь, постоянно вспоминая о ней в суете жизни земной. В живописи и декоративно-прикладном искусстве было множество предметов и вещей с символами смерти. Ими украшали интерьеры, что считалось модным с XVI вплоть до XX века. Широко использовались украшения в виде черепа, костей, песочных часов, змей и т. п. Самый популярный мотив мемориальных украшений череп с костями, который в античной традиции был символом смерти и бренности бытия, а в христианской традиции назывался «Адамовой головой» и считался символом будущего воскресения, силы духа и бессмертия души.
Ещё один вид украшения, пользовавшийся популярностью, — медальон. Медальоны использовали в том числе как «место хранения» памяти об умерших близких. В медальонах хранили, например, прядь волос умершего, изображения ликов святых, молитву, сердечные послания и т. п. В это же время появилось множество художественных изображений траура, смерти, в том числе и с юморным уклоном.
С древнейших времен люди старались сохранить память о своих любимых предках. Сельские жители посещали места погребения, среди горожан память приобрела объемную ценность посредством создания домашнего мемориала. Хранили его на видном месте: этажерке, посудной горке, буфете, настенных полках, часто рядом с иконостасом. Он имел свою ценность как дань уважения к предку, являлся своего рода связью времен между прошлым и будущим. Для создания мемориала применялись памятные вещи умершего родственника, связанные с профессиональной деятельностью, предметы быта, обихода и личные вещи. Они показывали, как человек жил, каким он был, какие у него были увлечения, статус, профессия.
Украшения из волос начали изготавливать с XIV века, но особо популярными они стали в Викторианскую эпоху. Волосы близких служили материалом для изготовления панно, композиций, браслетов, цепочек, серег, пряди вкладывали в броши, медальоны, из волос плели венки, помещали их в рамку под стекло на память об умерших членах семьи. Позднее с появлением фотографии, мемориалы стали украшать портретом предка, а также формировали родовое дерево.
В рамках траурного этикета было принято украшать не только себя, но и могилу усопшего. Последнее ложе человека старались устроить как постель. До начала XX века в знатных домах были популярны балдахины над кроватями и потому на месте прощания с человеком устраивали траурный балдахин. В прейскурантах похоронных бюро конца XIX века можно было встретить услугу: Траур (в церкви, в квартире с растениями). Трауром в XIX веке считалась не только одежда, но и все, что сопровождало похороны: траурный балдахин, убранство для конной повозки, кареты и т. п. Почему траур с растениями? Потому что тело распространяло трупный запах и вокруг покойного старались разложить как можно больше живых растений, чтобы его отбить.
Существует мнение, что слово «гроб» произошло от «gr.ob» — grabatus obitus — ложе смерти. Раньше на Руси хоронили в «домовинах», но в XVIII веке в Россию хлынули иностранные ремесленники, повара-французы, гувернантки англичанки, и немцы-гробовщики и лингвистические тенденции во всех сферах жизнедеятельности изменились.
Широко использовались эффигии — скульптурные надгробия, изображения умершего, выполненные из камня, металла или дерева. Эффигия выполняется в коленопреклоненном, лежащем или стоящем виде. Эффигии устанавливались в церквях и дополнительно украшались. Рельефные и расписные панно вместе с эффигиями составляли единые композиции — погребальные монументы. Такие монументы изготавливались для монархов, известных и богатых личностей. Эффигией также называли куклу усопшего, использовавшуюся в ритуальных целях. Нередко изготавливали парные эффигии, мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных или бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Наиболее известным случаем использования королевской эффигии служат похороны короля Эдуарда II (1327 г.), после чего подобная практика стала привычной для англичан.
XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и ставшего образцом для подражания. Имя мастера — Рафаэль Монти. Итальянец по рождению он переехал жить и творить в Англию. Именно ему принадлежит самая невозможная в своем изяществе скульптура весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. Мраморные бюсты Монти пользовались популярностью в том числе в погребальной культуре. Изящные скульптуры устанавливали на могилах девушек и молодых женщин.
Особе место в погребальной культуре уделялось использованию траурных цветов и венков. В ход шли фиалки (символ смерти и печали у греков), нарциссы (цветок весны, символ смерти и юности), гвоздики (символ бессмертия), розмарин (символ верности) и барвинок (знак доброй памяти и вечной любви), каллы (символ смерти во многих европейских странах), хризантемы (цветок смерти в Японии, также в Англии. Во Франции венки из хризантем возлагаются на могилы), маки (символизируют забвение, тишину, сон, смерть), лилии (символ быстротечности), розы (олицетворение кратковременности бытия у древних греков), гиацинт, анемона (цветы смерти и печали). В культуре Древнего Рима и Древней Греции мемориальный венок символизировал бесконечность, бессмертие души. В некоторых культурах круг ассоциировался с любовью и браком. Христианство ассоциирует венок с нимбом, символом святости и избранности Богом.
Основой венка, который изготавливался в прошлые века, являлись можжевельник и ель. Эти растения ассоциировались с бессмертием и вечной жизнью. Для погребального обряда выбирались определенные растения в соответствии с их символическим значением. Красные розы символизировали мученичество. Белые лилии, розы и фиалки означали нравственную чистоту. Сосна, ель, барвинок, плющ — вечную жизнь и любовь к умершим. Кипарис символизировал праведника, верба — новую жизнь и воскресение.
В XIX большей популярностью стали пользоваться серебряные венки, их использовали на похоронах известные, состоятельные люди. Венок из серебра стоил дорого, поэтому на похоронах писателей, врачей, поэтов деньги на отливку таких венков собирала общественность. Венки не оставляли на могиле на ночь, поскольку их могли украсть. По окончании похорон их забирали с собой. В дальнейшем отдавали ювелирам на переплавку, сдавали серебро, а вырученные деньги перечисляли на благотворительность.
После появления алюминия его стали активно эксплуатировать бедные слои населения, поскольку теперь появилась возможность заказать похоронные атрибуты серебряного цвета, что раньше могли позволить только состоятельные люди. Из алюминия отливали венки, гирлянды, пальмовые ветви, лампады, распятия, фонари, погребальные таблички, барельефы. Свойства алюминия позволяли отливать любые формы.
В России огромным спросом пользовались пальмовые ветви. В христианстве этот символ означал вечность и победу над смертью. В Риме было принято украшать пальмовыми ветвями могилы героев в память об их победах. В христианстве переняли этот символ и использовали его как символ победы Христа над смертью. Венки чаще всего имели форму круга, поскольку круг — символ вечности. Овал мог использоваться в том случае, если в центр круга помещали крест. Когда в советские времена упразднили кресты, венок так и остался в форме овала. Интерпретировали эту форму как слезу скорби. Тем не менее, традиционной формой венка всегда был круг. Круглые венки в XIX веке использовали по-разному: надевали на голову покойному, клали на траурный постамент, украшали могилу, пики могильной ограды, клали к подножию могильной стелы, обелиска. На крышку гроба укладывали столько венков, сколько там могло уместиться.
История бисероплетения уходит корнями в глубокую древность. Считается, что первую технологию бисероплетения открыли в Древнем Египте. Большую популярность бисер приобрел в XIX веке. Им украшали платья, предметы дамского туалета, комнаты, церковные алтари. В викторианскую эпоху стали популярны ритуальные венки из бисера. Женщины викторианской эпохи плели цветы из бисера и составляли из них венки. Венки из бисера имели преимущества перед живыми цветами: они были менее дорогими, бисер можно было найти в любое время года, а главное — такие венки долговечны.
Венки, как и другие атрибуты похоронного ритуала стали называться словом immortelles — слово, которое отражает суть траура и происходит от названия многолетнего растения бессмертника, произрастающего на юге Европы. Бисерные цветы и венки получили распространение и во Франции. В начале XX века в городе Ди существовала популярная мастерская семьи Босолей, где изготавливали immortelles. Но, как часто бывает, мастерская прекратила свое существование со смертью последнего члена семьи. Однако траурные венки из этой мастерской до сих пор можно встретить в Шантийоне, на протестантском кладбище. В самом же городе Ди не осталось ни одного такого венка.
Помимо традиционных похорон используется кремация, что была распространена еще в древние времена. Первобытные люди предавали огню тело умершего, чтобы обеспечить ему защиту в богов в загробном мире. Времена меняются, и появляется ресомация — технология ускоренного разложения останков, предложенная шотландским ученым Сэнди Сэлливаном и воплощенная в жизнь его компанией Resomation Ltd. Ресомация напоминает ускоренный процесс растворения. Это самый экологичный и экономичный вид похорон.
Современные формы контейнеров для праха весьма разнообразны, как и способы последнего упокоения праха усопшего. Одни виды используются для хранения в нише колумбария — сооружения на кладбище или крематории для долговременного хранения праха.
Урны для захоронения в колумбарии используют самые различные: из металла, камня, стекла, фарфора, то есть из материалов, способных сохранить свои свойства многие годы.
Другой вид захоронения — в земле. Обычно урна с прахом захоранивается в земле на глубине не более 50 см. Местом погребения урны может быть существующая могила, новая могила, участок под мемориальным деревом или кустом, либо укромный уголок любимого сада усопшего.
В последнее десятилетие в Европе развивается тенденция экологически чистых, или «зеленых» похорон. Борьбы за экологию коснулась и урн для праха. Так, в Великобритании, США и некоторых других странах в последние годы в похоронных домах предлагаются так называемые биоурны, т. е. урны, разлагающиеся микроорганизмами. Эти урны изготавливаются из древесного волокна, опилок, крахмала без использования химических веществ и процессов. Такая урна разлагается в течение 2–3 часов в воде и меньше, чем за год в почве. По виду они ничем не отличаются от контейнеров из стандартных материалов. Для этих же целей производят урны из картона, бумаги и других материалов с коротким сроком минерализации. Еще один способ захоронения праха — в воде (океане, море, реке. озере). Для этого вида захоронения также используют урны, способные быстро растворяться в воде.
У многих наций существует обычай хранения урны с прахом дома. Это разрешено законом, и многие семьи предпочитают хранить память о близких именно таким способом. Для этой цели существуют всевозможные варианты эстетически оформленных урн — от изысканных шкатулок ручной работы с резьбой, росписью, инкрустацией до скульптур из камня, бронзы, дерева, и даже картин, куда помещается прах. Прах после кремации безвреден. Под воздействием высоких температур в кремационной печи (до 1100 градусов) уничтожаются вся органика. Поэтому прах не может быть источником каких-либо вредных испарений и не имеет запаха.
У американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населявших Сибирь, существовал обычай отправлять тело умершего вниз по реке, несущей свои воды в море или океан. Люди верили, что подобное последнее путешествие близкого поможет душе быстрее вознестись к богам. На военных кораблях, подводных лодках, находящихся в длительном плавании, устанавливаются специальные кремационные печи, работающие на солярке. В США законом разрешено прямое захоронение тела на морской глубине. В качестве альтернативы прямому захоронению можно, например, развеять прах усопшего над морской гладью.
В экспозиции представлено несколько реконструкций. Реконструкция похорон именитого человека. Безутешная вдова у богато оформленного гроба. Табличка с регалиями на гробе, помпезные венки, подушка с наградами, свидетельствовавшие, что усопший был крупным морским чином.
В разделе «Заживо погребенные» представлен гроб после эксгумации Н. А. Кулева, скоропостижно похороненного весной 1924 года на кладбище в селе Вощажниково, после того, как Николай впал в летаргический сон. Кулев Николай Александрович являлся дедом Якушина Сергея Борисовича, основателя данного музея.
В 20-е годы XX столетия летаргии стали неожиданной причиной смертей многих людей в Европе и России. Ученые до сих пор не могут найти объяснение данному феномену. Что касается Н. А. Кулева, то он был похоронен в тот же день, после того, как утром внезапно заснул на лужайке у своего дома. По всем признакам у Николая была зафиксирована смерть. Супруга Елена сомневалась, пригласила фельдшера, но всё же приняла решение о похоронах, поскольку на следующий день был церковный праздник Пасхи, когда церковь не рекомендовала производить захоронения. Во втором браке у вдовы Н. А. Кулева родилось трое детей, один из которых, Николай, умер в младенческом возрасте. Когда второй супруг Елены Дмитрий Зарубин поехал на кладбище, чтобы проконтролировать копку могилы для сына, Елена попросила вскрыть гроб Н. А. Кулева, чтобы удостовериться, что Николай был действительно мертв на момент похорон.
Картина, открывшаяся после эксгумации, ужаснула могильщиков — на внутренней стороне крышки гробы были отчетливо видны многочисленные борозды от ногтей погребенного, безуспешно пытавшегося вскрыть крышку гроба…
Подобные случаи преждевременного захоронения по причине летаргии случались в начале XX века и во многих странах Европы. С тех пор в большинстве моргов Испании, Италии, Германии и Голландии был заведен и действует до сих пор порядок проверки смерти усопшего, когда в течение первых суток после поступления в морг, к пальцам руки и ноги крепится датчик фиксации движений. Сегодняшняя практика европейских моргов поражает статистикой неожиданных пробуждений усопших на столах моргов, когда в отдельных трупохранилищах фиксируется около 10–20 случаев в год самостоятельного, непроизвольного оживления мертвых.
В XVIII веке появляются исследования, касающиеся детской и женской смертности, опубликованы данные о высокой смертности новорожденных младенцев. До этого времени внимание привлекала в основном смертность мужчин. В медицинских кругах предпринимались попытки по снижению детской смертности. Например, вопреки запрету церкви, которая позволяла делать вскрытие беременной лишь после ее смерти, начали применять кесарево сечение, благодаря чему спасли множество детских жизней. В обществе возрастает роль семьи, родители стараются дать детям как можно больше шансов выжить, на здоровье ребенка обращают пристальное внимание. Смерть детей воспринимается как трагедия. Однако, несмотря на все усилия, детская смертность оставалась высокой из-за несовершенства медицины в том числе. Но если ребенок умирал, членов семьи утешало то, что у них появлялся ангел-хранитель. Ведь считалось, что дети после смерти превращаются в ангелов.
Интересно было узнать о причинах смерти, настигавшей людей в XIX—XX вв. К тенденциям тех времен относилось и то, что практически большая часть биографии умершего в усечённом формате отражалась на надгробиях.
Чтобы немного разбавить серьезную тему, приведу примеры, как развлекались богачи. Фантазия сильных мира сего при составлении завещаний разыгрывалась не на шутку. Например, страсть к курению Самюэля Братта заставила его отомстить своей жене, оставив необычное волеизъявление. Чтобы супруга могла вступить в права наследства, составлявшее 330 000 фунтов, она была обязана выкуривать по 5 сигар в день. Так он отомстил жене, запрещавшей курить любимые кубинские сигареты.
Ещё одно нелепое завещание принадлежит Джоржу Доркасу, сколотившему миллионы на киноиндустрии. Все 65 миллионов получил его верный пес Максимилиан, а благоверная, с которой миллионер не ладил, всего 1 цент. Правда, супруга покойного оказалась хитрой и предприимчивой дамой. Поскольку Доркас, завещая псу деньги, оформил на него вполне себе «человеческие» документы, женщина вышла за Максимилиана замуж, а когда собака почила, унаследовала всё)))
Самое весёлое завещание составил канадский адвокат Чарльз Миллар, явившееся не только собранием не слишком добрых шуток над родственниками, но и документом, оказавшим влияние на жизнь его родного города Торонто и Канады в целом. Чарльз Миллар умер в 1928 году и его последняя воля стала сенсацией. В завещании он упомянул двух приятелей, судью и священника, известных по всей Канаде ненавистью к любым видам азартных игр. Им он оставил пакет акций крупного ипподрома. Кроме того, что оба получали прибыль от азартных игр, они автоматически как акционеры становились членами жокей-клуба, с которым боролись много лет. Вместе с тем, судья и проповедник приняли дар)) Пятерым своим товарищам, противникам пьянства и алкогольных напитков, Миллар завещал акции пивоваренной компании. Заметьте, лишь один из пяти отказался от наследства. А ещё троим знакомым, что не могли терпеть друг друга настолько, что отказывались находиться в одно и то же время в одном и том же месте, он завещал свою виллу на Ямайке.
Во втором зале размещена прикладная экспозиция. Элементы прощания с усопшим по новому стилю представлены на примере похорон мировых вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Продолжает экспозицию тема Великой Отечественной войны, унесшей миллиарды жизней.
Тема кончины императоров нашла свое отражение в изобразительном искусстве и хрониках. Отдельные тематические элементы, связанные со смертью Петра I, Александра I, императорской семьи Николая II, содержатся и в экспозиции музея.
Зал, посвященный Отечественной войне 1812 года — освободительной войне России против наполеоновской агрессии.
Большая часть экспозиции посвящена погребальным традиция мировых религий (христианства, иудаизма, буддизма, мусульманства, индуизма).
Отдельное место отведено культуре бальзамирования и мумифицирования.
Украшением музейного собрания является коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, связанных с темой смерти, траура, поминовения. В основном это предметы быта и интерьера — шкатулки, табакерки, ларцы, настенные и настольные панно, декоративные тарелки, украшенные лаковыми или эмалевыми миниатюрами. Шкатулки с лаковыми миниатюрами выполнены современными мастерами из таких центров традиционных промыслов, как Федоскино, Холуй, Палех, Мстера. Сюжеты для лаковых миниатюр современные мастера черпают в классической живописи, книжной графике, иконографии. Эмалевые миниатюры, собранные в музее, выполнены в традиционной технике живописной эмали современными мастерами из художественных мастерских при фабрике «Ростовская финифть». Рамки для эмалевых миниатюр созданы ювелирами из серебра в технике филиграни (по-старославянски — скань и зернь).
Особенно заинтересовала посмертная фотография или, как часто называли данный жанр, «спрятанная мать». Своеобразный жанр британской фотографии возник в XIX веке, но исчез в 20-е годы XX века. Чаще всего он представлял собой фотопортрет ребенка возле спрятанной за драпировкой или иным предметом матери. Современные искусствоведы сходятся во мнении, что причины тому две: несовершенство технической стороны фотографического процесса и особые представления британцев викторианской эпохи о смерти и социальном статусе человека.
Большинство исследователей считают, что главная причина появления подобных фотографий — поведение маленьких детей перед фотокамерой. Напуганные фотовспышкой, они плакали, мигали, грызли свои пальцы, засыпали и пускали слюни. К тому же, процесс подготовки к фотографированию и само фотографирование в те времена были весьма затяжными. Даже для взрослого человека это весьма утомительно, что уж говорить о ребенке. Но если со взрослым проблему спокойного нахождения перед фотокамерой можно было решить при помощи фиксатора головы, единственным условием удачного фотографирования ребенка считалось присутствие матери, удерживающей его. Но что делать, если ребенок должен быть на фото один? Тут использовали «скрытую мать». Мать усаживали в кресло, фотограф набрасывал на нее ткань, на колени усаживал ребенка. Иногда матери стояли возле ребенка, фотограф снимал их вместе, но затем отрезал или ретушировал ту часть, где располагалась мать. Иногда в кадр попадали лишь протянутые к ребенку руки. Но есть ещё одна причина, по которой мать не должна была попасть в кадр. Многие дети умирали во младенчестве, и единственным воспоминанием о них для родителей становились посмертные фотографии. В этом случае спрятавшаяся мать незаметно подпирала ребенка, чтобы он выглядел спящим.
Самый весёлый зал Музея смерти напоминает склеп или костницу. Поймала себя на мысли, что будто перенеслась в катакомбы монахов-капуцинов в итальянском Палермо. На стенах зала и в гробах-саркофагах выставлено около 80 скелетов, наряженных в национальные костюмы разных стран и эпох, а также в одежды, символизирующие социальную или профессиональную принадлежность. Все скелеты — муляжи, искусно выполненные художниками музея. Здесь же размещен и макет тела сицилийской девочки Розалии Ломбардо, чье набальзамированное тело наблюдала в палермитанском музее.
По содержанию новая экспозиция напоминает итальянские катакомбы, костницы и другие музеи мумий, но смысл в неё вкладывается иной. Владелец коллекции Сергей Якушин относился к смерти философски и свою идею объяснял так: «Единственное, что мы доподлинно знаем о своем будущем, это то, что мы когда-то умрем. Смерть уравнивает всех, приходит ко всем, независимо от возраста, социального статуса, положения, достатка или вероисповедания. В этом идея „пляски смерти“ — направления, существовавшего в культуре и искусстве многих стран со Средних веков вплоть до начала ХХ века. Новый зал — не просто выставка скелетов в нарядных одеждах, а своеобразная форма представления средневековой „Пляски смерти (Danse Macabre)“. Как и весь музей — это место для поиска смыслов — для чего я живу, что главное в моей жизни, а что нужно сбросить как тщетное».
Коллекция третьего зала сумбурна, какая-либо последовательность не прослеживается, экспонаты размещены хаотично. Здесь можно увидеть бюст С. Б. Якушина,
макеты погребальных карет (в том числе карету-реконструкцию модели XIX века в натуральную величину),
гробов и траурные костюмы.
В отдельно отведенном под открытым небом месте представлены реальные транспортные средства, авто и мото-катафалки, специальный транспорт для эвакуации тел и доставки гробов: катафалки «Мерседес», «Форд», «Волга ГАЗ 21», «Победа», прицеп для перевозки гроба, мотоцикл-катафалк. Все транспортные средства находятся в рабочем состоянии и могут в любой момент использоваться для похорон. Ещё одна особенность экспонатов музея — автомобили можно рассмотреть внутри, можно сесть за руль раритетного транспортного средства, почувствовать себя водителем катафалка или возницей старинной кареты.
К идее создания данного музея можно относиться по-разному, но, на мой взгляд, её воплощение достойно самых высоких похвал. Отмечая разнообразие и качество экспонатов, упомяну и об информационной составляющей. Обязательно воспользуйтесь экскурсионным сопровождением, экскурсовод доносит интересные сведения доступным непротокольным языком.