Это место, где увековечена память о пронизанной болью и кровью трагической странице истории кавказских народов называют по-разному: мемориальный комплекс жертвам репрессий, комплекс Аллея Памяти и Славы, Мемориал «Девять Башен».
Это место, где увековечена память о пронизанной болью и кровью трагической странице истории кавказских народов называют по-разному: мемориальный комплекс жертвам репрессий, комплекс Аллея Памяти и Славы, Мемориал «Девять Башен».
Но конкретно Мемориал посвящен одной из страниц в истории именно Ингушетии и ею стала массовая депортация народа 23 февраля 1944 года
в Северный Казахстан и Киргизию. Акция советского правительства предусматривала не просто высылку ингушей, но и попытку полностью вычеркнуть народ из истории, так Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, земли и дома раздали соседям, многие башенные комплексы и храмы в горной Ингушетии были разрушены до основания, на страницах печати и литературы на долгие годы нельзя было упоминать об ингушах.
Как это возможно, зачем, почему-хочется кричать, задавая этот вопрос? Читая всевозможные тексты и пытаясь понять чудовищное злодеяние, сложно найти как и объяснение так и оправдание безумному геноциду!
Историк, доктор исторических наук, специалист по европейской истории XX века Александр Моисеевич Некрич писал: «Сталин делил народы на „агрессивные и неагрессивные“, к первым он относил народы с репутацией народа-воина: калмыков, крымских татар, чеченцев, ингушей. Возможно, что в трудный для страны период он решил „обезопасить“ их возможный протест» .
Но ингушский народ вынес это тяжёлое бремя, благодаря мудрости стариков, силе мужчин, любви и самопожертвованию женщин, вере в конечное торжество справедливости и не ожесточился, не озлобился.
Светлой памятью погибшим в пути и местах ссылки от холода, голода и болезней стал памятник «Мемориал жертвам политических репрессий»,
он был открыт 17 лет назад, 23 февраля 1997 года, и находится в специальном комплексе, выполненном в виде девяти совмещенных горских башен,
опутанных колючей проволокой, символизирующих девять депортированных народов.
Группа разновысотных ингушских классических башен олицетворяет семью -народ, сплотившийся в годину невзгод.
9 января 1957 года Указами Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Возвращение людей в родные земли получило массовый характер.
Автор проекта — заслуженный художник России Мурат Полонкоев, удостоенный за это «Золотой медали» Российской Академии Художеств.
Под башнями находится музей, в котором создано несколько уникальных экспозиций в виде фотодокументов, материалов, картин, предметов быта, начиная со второй половины 19-го века, рассказывающих о жизни и трагедии ингушского народа.
Отдельный зал посвящен другим народам, подвергшимся репрессиям. Всего в годы Советской власти было репрессировано более 60 национальностей.
Установленный на холме Аби-Гу, историческом месте общенародных сборов ингушей, мемориал хорошо просматривается издали.
Вокруг башен надгробные плиты с тысячами фамилий…
Позади мемориала — полукруг из надмогильных надгробий — чуртов, которые находили в разных местах и поставили здесь.
Весь мемориальный комплекс производит очень сильное впечатление, но особо меня потряс вагон-теплушка,
в подобных доставляли людей в незнакомые, далекие и чужие места
и сооружен стенд с телеграммами, рапортами…
Сухие цифры за которыми стоят судьбы тысяч и тысяч ни в чем не повинных людей, женщин, стариков, детей.
С тех трагических времен день 23 февраля — это День памяти жертв депортации ингушского народа.
Мы приехали в Ингушетию 23 февраля…