«Книга — это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости» Алексей Глухов
Уверена, что многие из нас, прогуливаясь по Никольской улице в центре Москвы, обращали внимание на красивое здание в готическом стиле, украшенное витыми колонками с замысловатым орнаментом и изображением льва и единорога.
3
Известно, что в здании располагается Историко-Архивный институт РГГУ, а с середины XVI века на этом самом месте находилась первая русская типография — Государев Печатный двор, созданный по указу Ивана Грозного. И история у здания долгая, так что пристегните ремни наберитесь терпения. :)
Книги на Руси существовали уже с X–XI столетий. И, конечно же, первые русские книги были рукописными. Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергаменте кириллицей Остромирово Евангелие, созданное в период с октября 1056 по май 1057 г.
Размножением рукописных книг занимались книгописные мастерские при государственных (княжеских) канцеляриях, монастырях и церквах. Переписку книг и художественное их оформление делали церковнослужители, монахи и светские люди. Быть переписчиком — работа ответственная и сложная, трудно усидеть несколько часов, не отвлекаясь на что-то постороннее. Для концентрации внимания при работе читали молитву. И тем не менее, часто в текстах стали появляться погрешности, ошибки, необъяснимые противоречия, что неизменно приводило к разночтениям и горячим спорам.
1
А знаете сколько времени занимала работа по переписке одной книги? Около полутора лет! Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. И в определённый момент книгопечатание стало острой необходимостью.
Считается, что первой печатной книгой на Руси является «Апостол» Ивана Фёдорова, изданный в 1564 году. Но это не совсем так. «Апостол» — первая печатная книга с выходными данными, т. е. с указанием места и времени печати, имён не только печатников, но и издателей, заказчиков и даже изложением причины издания. Но ещё за 10 лет до «Апостола» в Москве было издано первое, так называемое — анонимное, узкошрифтное Евангелие.
Осознав необходимость российского книгопечатания, в 1550-м году царь Иван Грозный при поддержке митрополита Макария, начинает поиск мастеров-печатников, печатных станков и буквенных шрифтов. Для организации печатного процесса в Россию прибывает датский печатник Ганс Миссингейм, техническое же оборудование было прислано из Польши.
1
Макет первого печатного станка. Мастер-словолитчик ложкой зачерпывал расплавленный гарт (типографский металл) и заливал его в словолитный прибор, куда помещалась матрица — медная пластинка-формочка, в которой отливали литеры, шрифты для типографского набора. Гарт представлял собой смесь олова, свинца, сурьмы, иногда меди в определенных пропорциях. Кстати, в каждой словолитне пропорции использовались свои. Затем буквы правились — очищались от лишних элементов и шлифовались. Далее наборщик собирал буквы из ящичков, где они хранились в квадратных отсеках. Сверяясь с рукописным текстом, подготавливал несколько строк одновременно с помощью металлической палочки. Когда расположение было готово, он собирал эти строки в страницы на специальную деревянную раму, называющуюся «гранка». Чернила наносились на литеры вручную специальным кожаным валиком, а над формой лежал лист предварительно смоченной бумаги. Печатники, обычно работающие в парах, затем рычагом опускали плиту — тяжёлую горизонтальную прижимающую поверхность. Давление пресса переносило чернила с гранок на изнаночную сторону бумаги.
Первая московская типография была по сути пробной и анонимной (безымянной). Сведений о ней сохранилось очень мало. Неизвестно даже место её расположения, а дошедшие до нас анонимные (т. е. без выходных данных) издания этой типографии составляют на сегодняшний день семь экземпляров.
1
Вероятно, Иван Фёдоров был одним из учеников Миссингейма. История сохранила и имя первого гравёра, работавшего сначала в анонимной типографии, а затем и на Печатном дворе. Это был уроженец Новгорода, талантливый резчик по камню Васюк Никифоров.
Типография функционировала почти 10 лет и в 1563 году, на основе накопленного опыта, по царскому распоряжению Ивана Васильевича и на его денежное обеспечение в Москве создаётся настоящий Печатный двор.
Напомним, что это было за время: на Красной площади великими архитекторами Бармой и Постником возводился знаменитый Собор Василия Блаженного, велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, расширялась торговля, росли города, централизовалась власть.
Палаты для книгопечатания построили в Китай-городе рядом с Николо-Греческим монастырём. Безусловно, здание не было похоже на нынешнее.
Как мы знаем, печатание первой российской книги было доверено Ивану Фёдорову и его соратнику Петру Мстиславцу. Тираж первого издания составил 1000 экземпляров на 267 листах. На каждой странице по 25 строк. Для оформления книги были использованы 40 заставок и 22 буквицы (большая и затейливо оформленная первая буква текста). Узорочье буквиц имеет символический смысл — часто буквицы представляли собой маленькие притчи. В начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание.
1
«Апостол» 1564 года иллюстрирован гравюрами Васюка Никифорова. Фото из Интернета
Новаторством в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Внесены некоторые важные изменения в шрифты.
1
Плавильные печи «рудни». «Рудня» в Печатном дворе использовалась для копчения сажи для типографских чернил.
В «Апостоле» ещё нет титульного листа, но есть послесловие, написанное самим Иваном Фёдоровым.
«Апостол» — книга без опечаток. Академик Д. С. Лихачев писал, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Это свидетельство того, что текст был подготовлен очень тщательно.
И всё это — с весны 1563 по весну 1564! То есть за год — 1000 экземпляров без ошибок и помарок! Разве это сравнимо с количеством и качеством рукописных книг, переписанных за это же время?! А через год на Печатном дворе появляется новая книга «Часослов».
Естественно, что книгопечатание встречало негативную реакцию со стороны переписчиков — их труд обесценивался и они могли совсем лишиться работы. И, конечно, здание типографии несколько раз поджигали.
В 1568 году была выстроена новая типография, но и она просуществовала недолго — погибла при пожаре 1571 года, уничтожившего почти всю Москву.
После завершения хаоса Смутного времени, к 1620 году было возведено новое типографское каменное здание из двух этажей. Там находилось 7 печатных станков и трудилось восемь десятков работников.
Кроме того, была выстроена примыкающая к Китай-городской стене изба, в которой устроили «Правильню». Однако и эти здания пострадали от очередного пожара. Вообще, за свои первые сто лет Печатный двор неоднократно горел и снова восстанавливался.
По указу царя Михаила Фёдоровича, в 1642–1645 годах русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов построили двухэтажный каменный дом, над воротами которого, в качестве символов царской власти, красовались изображения льва и единорога, а 28-метровая башня здания была увенчана двуглавым орлом.
3
Въездная башня Печатного двора на Никольской улице в Китай-городе. XVII в. (реконструкция М.П. Кудрявцев)
Фигуры льва и единорога, держащие надпись: «Божьей милостью и повелением Благоверного и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его Государева Благоверного и Христолюбивого Царевича и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси сделаны были эти палаты и ворота во двор книг печатного тиснения в лето 1645 месяца июня в 30 день» (орфография современная).
Лев и единорог — старинный герб Печатного двора, повторивший изображение с личной печати Ивана Грозного, что подтверждается присутствием герба на книжных переплетах изданий этой типографии, а также на фасаде, на оконных наличниках, на печных изразцах.
3
Герб Печатного двора на печном изразце в Книгохранительной палате.
В комплекс типографии входили четыре избы-печатни и различные мастерские — словолитня, рисовальня, рудня, кузница и т. д.
2
Помещение, где установлены очень интересные чугунные колонны, поддерживающие потолок и упирающиеся в металлическую балку, перестроенное уже в XIX веке, ныне переоборудованное под студенческие аудитории, а до того использовавшееся для печатных дел. Здесь в XIX веке стояли печатные станки.
В новом здании Печатного двора расположились службы Печатного приказа, и была организована библиотека для хранения изданных книг. Вся работа типографии осуществлялась на царские средства и под его контролем. Поскольку Печатный двор именовался Государевым, то все книги издавались только после царского указа. Когда все экземпляры были напечатаны, по одному из них шли в дар царю и патриарху, а остальные, после утверждения цены, поступали в продажу.
Так было до 1653 года, когда Печатный двор был передан духовенству. Распорядителем типографии стал патриарх Никон. А при Петре I Печатный двор перешёл под управление Синода. Московская синодальная типография одна из самых больших в России. В типографии использовался уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.
Однако, не стоит думать, что Печатный двор выпускал литературу лишь богословского назначения. Здесь был введён гражданский шрифт, выпускались и светские книги: Своды законов, Азбуки, а также (вы не поверите!) — книги с картинками, которые мы сейчас называем комиксами. А 2 января 1703 года из этих стен вышел первый номер газеты «Ведомости».
В конце 70-х годов XVII века вместо обветшалого здания Большой палаты у Китайгородской стены зодчими С. Дмитриевым и И. Артемьевым «со товарищи» были возведены новые палаты для размещения Правильной палаты (редакторского и корректорского отделов) и библиотеки — часто называемые «Теремок».
1 из 3
3
Теремок. Здание также перестраивалось. Нынешний вид в «русском стиле» XVII века приобрело в 1872-1875 годах по проекту архитектора Николая Артлебена. В постсоветскую эпоху было очень неприглядное действо на территории Печатного двора: в начале 2000-х институт здание «Теремка» с подвалами передал в аренду пивному бару «Кружка». Институт потерял к нему доступ, а этот бар провел перепланировку, прорубил стены, расширил дверные и оконные проемы, уничтожил некоторые настенные фрески. Только в 2015 году институт получил «Теремок» обратно после длительных судебных разбирательств.
1
Подвальный этаж датируется XV в., что делает его одним из самых древнейших сооружений Москвы.
Интерьерная роспись принадлежала придворному иконописцу Л. Иванову.
4
1 из 2
3
Книгохранительная палата, верхний этаж.
1 из 4
4
Правильная палата, верхний этаж. В круглых медальонах – знаки Зодиака.
Со временем башня Печатного двора сильно обветшала, в 1773 году в башне появилась трещина, а в 1775 г. ее уже разобрали, к 1810 году пришлось разобрать весь корпус Печатного Двора, выходивший на улицу. Но остальные здания, включая Книгохранительную и Правильную палаты (а также боковые корпуса), были сохранены.
2
Печатный двор на Никольской улице. 1645. Рисунок неизвестного художника из школы Дж. Кваренги 1790-х годов, находящийся в «Древностях Российского Государства». Печатный двор изображен уже без башни. Фото из интернета
В 1811–1814 годах было построено знакомое нам здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. В структуру нового здания была добавлена подлинная историческая деталь — памятная доска, гласящая, что первое здание было построено при первом царе из династии Романовых, а также элементы, воссоздающие черты прежней постройки.
2
Синодальная типография на Никольской улице. Литография, середина XIX века. У герба Российской империи вместо скипетра и державы — пальмовая и лавровая ветви. Фото из интернета
Среди них знаменитые солнечные часы, укреплённые по бокам от центральных ворот над порталами здания, эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога в центральной части фасада и герб России на фронтоне, который в советское время заменили на герб СССР.
2
Солнечные часы над входами в здание.
Интересен тот факт, что лев изначально был изображен с короной, но ее сбили после революции. А еще лев и единорог на новом здании поменялись местами.
2
И сегодня лев и единорог присутствуют даже внутри здания.
Любознательным туристам, желающим подробнее ознакомиться с историей и архитектурой старинной типографии, можно обратиться в Музей Печатного двора, который не только организует специальные экскурсии, но и предоставит возможность самостоятельно попробовать написать письмо гусиным пером.
2
А знаете ли вы, что перо для письма использовалось именно с правого крыла гуся?!
2
«Государю Царю и Великому Князю холоп твой Елена грамоте учился». Не удивляйтесь – тогда на Руси было два сословия – Царь и его холопы (вне зависимости от званий и регалий).
В древности слова писались слитно, без пробелов. Надстрочный знак, похожий на лежащую латинскую букву «Z» означает буквенное сокращение и называется «Тiтла (или тiтло)».
1
Буквы, изменившие свой вид в настоящее время.
А также можно будет погулять по остаткам Китайгородской стены.
1 из 2
2
Зубцы типа «ласточкиных хвостов» на Китайгородской стене появились во время ремонта 1821 года.
3
Вид с Китайгородской стены на Большой театр.
Здание Синодальной типографии — не только уникальный архитектурный памятник, но еще и одно из самых фотогеничных старинных московских зданий.