Откуда есть пошло московское книгопечатание

24 24

«Книга — это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости»
Алексей Глухов

Уверена, что многие из нас, прогуливаясь по Никольской улице в центре Москвы, обращали внимание на красивое здание в готическом стиле, украшенное витыми колонками с замысловатым орнаментом и изображением льва и единорога.

3
Откуда есть пошло московское книгопечатание

Известно, что в здании располагается Историко-Архивный институт РГГУ, а с середины XVI века на этом самом месте находилась первая русская типография — Государев Печатный двор, созданный по указу Ивана Грозного. И история у здания долгая, так что пристегните ремни наберитесь терпения. :)

Книги на Руси существовали уже с X–XI столетий. И, конечно же, первые русские книги были рукописными. Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергаменте кириллицей Остромирово Евангелие, созданное в период с октября 1056 по май 1057 г.

Размножением рукописных книг занимались книгописные мастерские при государственных (княжеских) канцеляриях, монастырях и церквах. Переписку книг и художественное их оформление делали церковнослужители, монахи и светские люди. Быть переписчиком — работа ответственная и сложная, трудно усидеть несколько часов, не отвлекаясь на что-то постороннее. Для концентрации внимания при работе читали молитву. И тем не менее, часто в текстах стали появляться погрешности, ошибки, необъяснимые противоречия, что неизменно приводило к разночтениям и горячим спорам.

1
Откуда есть пошло московское книгопечатание

А знаете сколько времени занимала работа по переписке одной книги? Около полутора лет! Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. И в определённый момент книгопечатание стало острой необходимостью.

Считается, что первой печатной книгой на Руси является «Апостол» Ивана Фёдорова, изданный в 1564 году. Но это не совсем так. «Апостол» — первая печатная книга с выходными данными, т. е. с указанием места и времени печати, имён не только печатников, но и издателей, заказчиков и даже изложением причины издания. Но ещё за 10 лет до «Апостола» в Москве было издано первое, так называемое — анонимное, узкошрифтное Евангелие.

Осознав необходимость российского книгопечатания, в 1550-м году царь Иван Грозный при поддержке митрополита Макария, начинает поиск мастеров-печатников, печатных станков и буквенных шрифтов. Для организации печатного процесса в Россию прибывает датский печатник Ганс Миссингейм, техническое же оборудование было прислано из Польши.

1
Макет первого печатного станка. Мастер-словолитчик ложкой зачерпывал расплавленный гарт (типографский металл) и заливал его в словолитный прибор, куда помещалась матрица — медная пластинка-формочка, в которой отливали литеры, шрифты для типографского набора. Гарт представлял собой смесь олова, свинца, сурьмы, иногда меди в определенных пропорциях. Кстати, в каждой словолитне пропорции использовались свои. Затем буквы правились — очищались от лишних элементов и шлифовались. Далее наборщик собирал буквы из ящичков, где они хранились в квадратных отсеках. Сверяясь с рукописным текстом, подготавливал несколько строк одновременно с помощью металлической палочки. Когда расположение было готово, он собирал эти строки в страницы на специальную деревянную раму, называющуюся «гранка». Чернила наносились на литеры вручную специальным кожаным валиком, а над формой лежал лист предварительно смоченной бумаги. Печатники, обычно работающие в парах, затем рычагом опускали плиту — тяжёлую горизонтальную прижимающую поверхность. Давление пресса переносило чернила с гранок на изнаночную сторону бумаги.
Макет первого печатного станка. Мастер-словолитчик ложкой зачерпывал расплавленный гарт (типографский металл) и заливал его в словолитный прибор, куда помещалась матрица — медная пластинка-формочка, в которой отливали литеры, шрифты для типографского набора. Гарт представлял собой смесь олова, свинца, сурьмы, иногда меди в определенных пропорциях. Кстати, в каждой словолитне пропорции использовались свои. Затем буквы правились — очищались от лишних элементов и шлифовались. Далее наборщик собирал буквы из ящичков, где они хранились в квадратных отсеках. Сверяясь с рукописным текстом, подготавливал несколько строк одновременно с помощью металлической палочки. Когда расположение было готово, он собирал эти строки в страницы на специальную деревянную раму, называющуюся «гранка». Чернила наносились на литеры вручную специальным кожаным валиком, а над формой лежал лист предварительно смоченной бумаги. Печатники, обычно работающие в парах, затем рычагом опускали плиту — тяжёлую горизонтальную прижимающую поверхность. Давление пресса переносило чернила с гранок на изнаночную сторону бумаги.

Первая московская типография была по сути пробной и анонимной (безымянной). Сведений о ней сохранилось очень мало. Неизвестно даже место её расположения, а дошедшие до нас анонимные (т. е. без выходных данных) издания этой типографии составляют на сегодняшний день семь экземпляров.

1
Откуда есть пошло московское книгопечатание

Вероятно, Иван Фёдоров был одним из учеников Миссингейма. История сохранила и имя первого гравёра, работавшего сначала в анонимной типографии, а затем и на Печатном дворе. Это был уроженец Новгорода, талантливый резчик по камню Васюк Никифоров.

Типография функционировала почти 10 лет и в 1563 году, на основе накопленного опыта, по царскому распоряжению Ивана Васильевича и на его денежное обеспечение в Москве создаётся настоящий Печатный двор.

Напомним, что это было за время: на Красной площади великими архитекторами Бармой и Постником возводился знаменитый Собор Василия Блаженного, велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, расширялась торговля, росли города, централизовалась власть.

Палаты для книгопечатания построили в Китай-городе рядом с Николо-Греческим монастырём. Безусловно, здание не было похоже на нынешнее.

Как мы знаем, печатание первой российской книги было доверено Ивану Фёдорову и его соратнику Петру Мстиславцу. Тираж первого издания составил 1000 экземпляров на 267 листах. На каждой странице по 25 строк. Для оформления книги были использованы 40 заставок и 22 буквицы (большая и затейливо оформленная первая буква текста). Узорочье буквиц имеет символический смысл — часто буквицы представляли собой маленькие притчи. В начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание.

1
«Апостол» 1564 года иллюстрирован гравюрами Васюка Никифорова. Фото из Интернета
«Апостол» 1564 года иллюстрирован гравюрами Васюка Никифорова. Фото из Интернета

Новаторством в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Внесены некоторые важные изменения в шрифты.

1
Плавильные печи «рудни». «Рудня» в Печатном дворе использовалась для копчения сажи для типографских чернил.
Плавильные печи «рудни». «Рудня» в Печатном дворе использовалась для копчения сажи для типографских чернил.

В «Апостоле» ещё нет титульного листа, но есть послесловие, написанное самим Иваном Фёдоровым.

«Апостол» — книга без опечаток. Академик Д. С. Лихачев писал, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Это свидетельство того, что текст был подготовлен очень тщательно.

И всё это — с весны 1563 по весну 1564! То есть за год — 1000 экземпляров без ошибок и помарок! Разве это сравнимо с количеством и качеством рукописных книг, переписанных за это же время?! А через год на Печатном дворе появляется новая книга «Часослов».

Естественно, что книгопечатание встречало негативную реакцию со стороны переписчиков — их труд обесценивался и они могли совсем лишиться работы. И, конечно, здание типографии несколько раз поджигали.

В 1568 году была выстроена новая типография, но и она просуществовала недолго — погибла при пожаре 1571 года, уничтожившего почти всю Москву.

После завершения хаоса Смутного времени, к 1620 году было возведено новое типографское каменное здание из двух этажей. Там находилось 7 печатных станков и трудилось восемь десятков работников.

Кроме того, была выстроена примыкающая к Китай-городской стене изба, в которой устроили «Правильню». Однако и эти здания пострадали от очередного пожара. Вообще, за свои первые сто лет Печатный двор неоднократно горел и снова восстанавливался.

По указу царя Михаила Фёдоровича, в 1642–1645 годах русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов построили двухэтажный каменный дом, над воротами которого, в качестве символов царской власти, красовались изображения льва и единорога, а 28-метровая башня здания была увенчана двуглавым орлом.

3
Въездная башня Печатного двора на Никольской улице в Китай-городе. XVII в. (реконструкция М.П. Кудрявцев)
Фигуры льва и единорога, держащие надпись: «Божьей милостью и повелением Благоверного и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его Государева Благоверного и Христолюбивого Царевича и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси сделаны были эти палаты и ворота во двор книг печатного тиснения в лето 1645 месяца июня в 30 день» (орфография современная).
Въездная башня Печатного двора на Никольской улице в Китай-городе. XVII в. (реконструкция М.П. Кудрявцев) Фигуры льва и единорога, держащие надпись: «Божьей милостью и повелением Благоверного и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его Государева Благоверного и Христолюбивого Царевича и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси сделаны были эти палаты и ворота во двор книг печатного тиснения в лето 1645 месяца июня в 30 день» (орфография современная).

Лев и единорог — старинный герб Печатного двора, повторивший изображение с личной печати Ивана Грозного, что подтверждается присутствием герба на книжных переплетах изданий этой типографии, а также на фасаде, на оконных наличниках, на печных изразцах.

3
Герб Печатного двора на печном изразце в Книгохранительной палате.
Герб Печатного двора на печном изразце в Книгохранительной палате.

В комплекс типографии входили четыре избы-печатни и различные мастерские — словолитня, рисовальня, рудня, кузница и т. д.

2
Помещение, где установлены очень интересные чугунные колонны, поддерживающие потолок и упирающиеся в металлическую балку, перестроенное уже в XIX веке, ныне переоборудованное под студенческие аудитории, а до того использовавшееся для печатных дел. Здесь в XIX веке стояли печатные станки.
Помещение, где установлены очень интересные чугунные колонны, поддерживающие потолок и упирающиеся в металлическую балку, перестроенное уже в XIX веке, ныне переоборудованное под студенческие аудитории, а до того использовавшееся для печатных дел. Здесь в XIX веке стояли печатные станки.

В новом здании Печатного двора расположились службы Печатного приказа, и была организована библиотека для хранения изданных книг. Вся работа типографии осуществлялась на царские средства и под его контролем. Поскольку Печатный двор именовался Государевым, то все книги издавались только после царского указа. Когда все экземпляры были напечатаны, по одному из них шли в дар царю и патриарху, а остальные, после утверждения цены, поступали в продажу.

Так было до 1653 года, когда Печатный двор был передан духовенству. Распорядителем типографии стал патриарх Никон. А при Петре I Печатный двор перешёл под управление Синода. Московская синодальная типография одна из самых больших в России. В типографии использовался уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

Однако, не стоит думать, что Печатный двор выпускал литературу лишь богословского назначения. Здесь был введён гражданский шрифт, выпускались и светские книги: Своды законов, Азбуки, а также (вы не поверите!) — книги с картинками, которые мы сейчас называем комиксами.
А 2 января 1703 года из этих стен вышел первый номер газеты «Ведомости».

В конце 70-х годов XVII века вместо обветшалого здания Большой палаты у Китайгородской стены зодчими С. Дмитриевым и И. Артемьевым «со товарищи» были возведены новые палаты для размещения Правильной палаты (редакторского и корректорского отделов) и библиотеки — часто называемые «Теремок».

1 из 3
Теремок. Здание также перестраивалось. Нынешний вид в «русском стиле» XVII века приобрело в 1872-1875 годах по проекту архитектора Николая Артлебена. В постсоветскую эпоху было очень неприглядное действо на территории Печатного двора: в начале 2000-х институт здание «Теремка» с подвалами передал в аренду пивному бару «Кружка». Институт потерял к нему доступ, а этот бар провел перепланировку, прорубил стены, расширил дверные и оконные проемы, уничтожил некоторые настенные фрески. Только в 2015 году институт получил «Теремок» обратно после длительных судебных разбирательств.

1
Подвальный этаж датируется XV в., что делает его одним из самых древнейших сооружений Москвы.
Подвальный этаж датируется XV в., что делает его одним из самых древнейших сооружений Москвы.

Интерьерная роспись принадлежала придворному иконописцу Л. Иванову.

4
Откуда есть пошло московское книгопечатание

1 из 2
Книгохранительная палата, верхний этаж.

1 из 4
Правильная палата, верхний этаж. В круглых медальонах – знаки Зодиака.

Со временем башня Печатного двора сильно обветшала, в 1773 году в башне появилась трещина, а в 1775 г. ее уже разобрали, к 1810 году пришлось разобрать весь корпус Печатного Двора, выходивший на улицу. Но остальные здания, включая Книгохранительную и Правильную палаты (а также боковые корпуса), были сохранены.

2
Печатный двор на Никольской улице. 1645. Рисунок неизвестного художника из школы Дж. Кваренги 1790-х годов, находящийся в «Древностях Российского Государства». Печатный двор изображен уже без башни. Фото из интернета
Печатный двор на Никольской улице. 1645. Рисунок неизвестного художника из школы Дж. Кваренги 1790-х годов, находящийся в «Древностях Российского Государства». Печатный двор изображен уже без башни. Фото из интернета

В 1811–1814 годах было построено знакомое нам здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. В структуру нового здания была добавлена подлинная историческая деталь — памятная доска, гласящая, что первое здание было построено при первом царе из династии Романовых, а также элементы, воссоздающие черты прежней постройки.

2
Синодальная типография на Никольской улице. Литография, середина XIX века. У герба Российской империи вместо скипетра и державы — пальмовая и лавровая ветви. Фото из интернета
Синодальная типография на Никольской улице. Литография, середина XIX века. У герба Российской империи вместо скипетра и державы — пальмовая и лавровая ветви. Фото из интернета

Среди них знаменитые солнечные часы, укреплённые по бокам от центральных ворот над порталами здания, эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога в центральной части фасада и герб России на фронтоне, который в советское время заменили на герб СССР.

2
Солнечные часы над входами в здание.
Солнечные часы над входами в здание.

Интересен тот факт, что лев изначально был изображен с короной, но ее сбили после революции. А еще лев и единорог на новом здании поменялись местами.

2
И сегодня лев и единорог присутствуют даже внутри здания.
И сегодня лев и единорог присутствуют даже внутри здания.

Любознательным туристам, желающим подробнее ознакомиться с историей и архитектурой старинной типографии, можно обратиться в Музей Печатного двора, который не только организует специальные экскурсии, но и предоставит возможность самостоятельно попробовать написать письмо гусиным пером.

2
А знаете ли вы, что перо для письма использовалось именно с правого крыла гуся?!
А знаете ли вы, что перо для письма использовалось именно с правого крыла гуся?!
2
«Государю Царю и Великому Князю холоп твой Елена грамоте учился». Не удивляйтесь – тогда на Руси было два сословия – Царь и его холопы (вне зависимости от званий и регалий).
В древности слова писались слитно, без пробелов. Надстрочный знак, похожий на лежащую латинскую букву «Z» означает буквенное сокращение и называется «Тiтла (или тiтло)».
«Государю Царю и Великому Князю холоп твой Елена грамоте учился». Не удивляйтесь – тогда на Руси было два сословия – Царь и его холопы (вне зависимости от званий и регалий). В древности слова писались слитно, без пробелов. Надстрочный знак, похожий на лежащую латинскую букву «Z» означает буквенное сокращение и называется «Тiтла (или тiтло)».
1
Буквы, изменившие свой вид в настоящее время.
Буквы, изменившие свой вид в настоящее время.

А также можно будет погулять по остаткам Китайгородской стены.

1 из 2
Зубцы типа «ласточкиных хвостов» на Китайгородской стене появились во время ремонта 1821 года.

3
Вид с Китайгородской стены на Большой театр.
Вид с Китайгородской стены на Большой театр.

Здание Синодальной типографии — не только уникальный архитектурный памятник, но еще и одно из самых фотогеничных старинных московских зданий.

Цикл материалов "Книжная полка"

  1. Откуда есть пошло московское книгопечатание

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Московский печатный двор

Никольская ул., 15, Москва Подробнее об объекте