В 2008 году скульптор Вячеслав Долгов создал этот замечательный монумент, который установили около Дома союза цирковых деятелей России на улице Ефремова в Москве, где жил и работал легендарный клоун Михаил Румянцев.
В 2008 году скульптор Вячеслав Долгов создал этот замечательный монумент, который установили около Дома союза цирковых деятелей России на улице Ефремова в Москве, где жил и работал легендарный клоун Михаил Румянцев.
Памятник называется «Карандаш и Клякса».
Такой псевдоним был взят в честь французского карикатуриста по имени Каран Д’аш. Русский Чарли Чаплин выступал на манеже с маленьким помощником — скотч-терьером по имени Клякса.
За всю долгую сценическую клоунскую карьеру у Карандаша сменилось 13 Клякс.
В наше время широко распространены такие понятия, как мемы, стенд-ап, пранкеры, чуть раньше появился КВН. А во времена СоветскогоСоюза одними из ведущих носителей сатиры были клоуны. Среди реприз Румянцева всплывали зарисовки и на бытовые, и политические темы, но всегда актуальные. Плюс ко всему клоун — сложная профессия, уметь пошутить это талант и призвание. Если ты умеешь находить отклик в сердцах людей своей деятельностью, значит преуспеваешь в своем деле. У Карандаша это превосходно получалось. И пусть ростом артист был невелик (всего 142 см), считаю, что он был поистине великим человеком.
На веселых и ярких номерах Карандаша и Кляксы выросло не одно поколение, детство моих родителей было раскрашено их чудесными выступлениями, думаю, что этот забавный коллектив настолько глубоко впечатан в историю цирка, юмора, что их имена еще многие годы будут ассоциироваться с детством и смехом. Я родилась уже после смерти этого человека, но и мне удалось познакомиться с его творчеством. В свое время был снят целый мультфильм «Веселые охотники», главными персонажами которого является этот веселый дуэт.
Вот и поныне образы Карандаша и Кляксы несут добро людям. Говорят, если подержаться за большой палец правой руки этой скульптуры, тебя непременно будет ждать удача.
Дочь талантливого клоуна Наталья Румянцева написала книгу о своем отце. Открывается она словами: «Когда Карандаша спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он улыбнулся: «Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь».