В Москве в одном из переулков рядом с Плющихой стоит один из старейших деревянных домов столицы, памятник московского деревянного ампира начала XIX века, получивший название «Дом Палибина» по имени первого хозяина дома коллежского советника Г. А. Палибина.
Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином был построен в 1818 г. и в этом году исполняется 200 лет со дня его постройки. Сложно представить, что благородный фасад дома, выдержанный в стиле московского классицизма, с многочисленными лепными украшениями в виде горгон, пальметт и крылатых коней был сооружен во времена восстановления Москвы после наполеоновского нашествия 1812 г. и сохранился до наших дней в почти неизменном виде, выжив в сложных перипетиях двухвековой русской истории. С этим домом мало кто знаком, его нет в популярных московских путеводителях, сюда редко водят организованных туристов, да и самостоятельные туристы его не особо жалуют. Но тем не менее, это очень интересный туристический объект нашей столицы, и мы попробуем это доказать.
7
3
Дом Палибина на улице Бурденко, бывший Долгий переулок
5
Фасад Дома Палибина
Памятная доска на фасаде Дома Палибина
История домов зачастую бывает не менее интересна, чем история людей. У этого дома счастливая судьба, он дошёл до наших дней и навсегда остался живым свидетелем русской истории. Сегодня в Москве таких деревянных домов осталось не более двух десятков, московские краеведы знают их все наперечёт. История этого дома начиналась с московского чиновника средней руки — коллежского советника Гаврилы Алексеевича Палибина, служившего членом Московской Межевой канцелярии.
Дом был выстроен по заказу Палибина в период послепожарной Москвы. Работами по восстановлению сгоревшей Москвы руководила Комиссия для строений, возглавляемая архитектором О. И. Бове (вспомним Театральную площадь с Большим театром, сооружённую по его проекту). В разработке проектов «образцовых фасадов», обязательных для всех московских застройщиков, участвовали такие мастера того времени, как Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев, М. Н. Казаков. Вполне возможно, что при строительстве дома был использован один из разработанных высокой Комиссией типовых «образцовых фасадов». В пользу этого говорит тот факт, что фасад исключительно красив и соответствует лучшим образцам московского классицизма. Как бы то ни было, миниатюрный уютный особняк с садом и дворовыми постройками дает нам представление об укладе жизни небольшой дворянской семьи начала ХIХ века.
В середине XIX века новые хозяева дом перестроили: сохранив благородный фасад, изменили заднюю часть дома, значительно увеличив его объём. С правой стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка, по которой можно было подъехать к крыльцу на карете. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.
Въезд во двор дома с правой стороны — раньше сюда заезжали на каретах
Вход в полуподвальное помещение — раньше здесь располагалась кухня
1
Вид на боковую сторону дома
5
Возможно ранее это был главный вход — сейчас здесь хозяйничает кот — охранник деревянного дома от мышей
1
Вид на сад усадьбы — кот сопровождает гостей
5
Всё тот же штатный хвостатый сотрудник реставрационных мастерских в Доме Палибина
1
Вид на дом из сада
После революции в Доме Палибина располагались коммунальные квартиры. После Великой Отечественной войны был выполнен ремонт фасадов здания и частичное обследование интерьеров, которое не дало никаких интересных результатов: дом — как дом. И он так и остался коммунальной квартирой, но памятник был сохранен. Сталинская перестройка Москвы миновала дом, и это было удачей. Ближе к 1980 году дом расселили и передали ВНИИ реставрации под отдел пропаганды художественного наследия, что позволило провести вовремя правильную реставрацию дома, но, самое главное, спасти сам дом в самое тяжелое перестроечное время.
Новые обитатели дома — сотрудники ВНИИР — по достоинству оценили дом и активно включились в его восстановление. Специалистами института «Спецпроектреставрация» была проведена большая работа по восстановлению деревянных перекрытий, каменного фундамента, утраченных оконных и дверных столярных изделий.
3
Планировка дома соответствует первоначальному проекту, насколько это удалось сделать при реставрации дома. Над входной дверью сохранившиеся оригинальные детали дома.
2
Отдельные элементы обстановки дома удалось восстановить, как, например, эту арку.
2
3
Сегодня жизнь дома связана с реставрационным делом, поэтому здесь много экспонатов на эту тему.
В процессе реставрации дома были сделаны открытия, которые удивили даже бывалых реставраторов.
Во-первых, была обнаружена интерьерная живопись в четырех парадных комнатах дома и не только на стенах, но и на потолке. На стенах можно увидеть росписи под дуб, на потолке росписи богаче: различные гризайльные фризы, яркие букеты в углах плафонов, ангелочки. Интерьерная живопись предшествовала появлению обоев, выполнялась вручную и стоила очень дорого. Как правило, она служила украшением богатых домов и дворцов того времени. Например, такова роспись на потолках парадной анфилады Останкинского дворца, выполненная на бумаге. Но как появилась такая живопись в рядовом московском особняке — загадка. Но самое удивительное, что она неплохо сохранилась. Оказалось, что её спас «компресс» из штукатурки и войлока, скрывавший все это великолепие от людских глаз более полутора веков. Видимо, при большом ремонте середины позапрошлого века, новый владелец, решил не утруждать себя расчисткой стен и потолков, а велел нанести слой войлока и штукатурки прямо на расписанную бумагу. Также выяснилось, что под бумагой с живописью находится еще один бумажный слой — это письма, списки, хозяйственные счета, ведомости, написанные коричневыми орешковыми чернилами начала ХIХ столетия (орешковые чернила производились из природных компонентов и отличались тем, что на свету усиливали свой темный цвет). Скорее всего, чиновник Палибин оказался хозяйственным человеком и использовал в качестве подложки для своей интерьерной живописи ставший ненужным архив канцелярии, где он служил. А, может, совершил должностное преступление, изъяв архив из канцелярии. К сожалению, отделить бумагу с живописью от подкладочного слоя невозможно, поэтому с творчеством неизвестного художника начала XIX века и частично чиновников Межевой канцелярии можно познакомиться, только приехав в дом Палибина.
4
4
2
4
Интерьерная живопись на потолке
2
2
Интерьерная живопись на стенах
Во-вторых, под деревянной лестницей, ведущей на второй этаж, была найдена изразцовая печь, заклеенная толстым слоем старых газет. Облицовка печи была явно сборная, использовались изразцы разного стиля и разного времени изготовления. Каких только рисунков и сюжетов не было на найденных изразцах: здесь и кавалергарды в полном обмундировании, и ирисы с орхидеями, и чертополохи, и различные орнаменты. Между листьями прячутся причудливые птицы и звери, среди которых маленький лев, похожий на добродушную собачку. Можно даже найти изразцы со сказочным замком или средневековым городом. Вероятно, во время частичной перестройки дома в середине ХIХ столетия печи переложили. Старые, с яркими изразцами разобрали, а новые, по тогдашней моде, украсили модными белыми кафельными плитками. Все печи с белыми изразцами дошли до наших дней, ими обогревали дом и до революции и в советское время. Старые «вышедшие из моды» изразцы рачительные хозяева не выбросили, а использовали для облицовки незаметной печки под лестницей. Могли ли они тогда предполагать, что эта печка-золушка вызовет такой интерес у потомков.
1
4
Под лестницей разместилась небольшая печь с цветными изразцами.
3
Коллекция изразцов начала XIX века
После восстановления дом Палибина начал свою вторую жизнь со своими новыми обитателями — реставраторами и искусствоведами Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Сегодня в доме Палибина располагаются реставрационные мастерские и выставочный зал, где регулярно проводятся интересные выставки.
2
В одном из помещений расположены реставрационные мастерские, в которых специалисты ГосНИИР занимаются восстановлением икон.
2
Печь с белыми изразцами в реставрационных мастерских также историческая достопримечательность Дома Палибина. Печь действующая и ей уже более 150 лет.
Фотография, иллюстрирующая работу реставраторов ГосНИИР. Фото фрагмента иконы до и после реставрации.
В Доме Палибина на втором этаже расположен неофициальный мемориальный кабинет основателя отдела пропаганды художественного наследия ГосНИИР Саввы Васильевича Ямщикова — легендарной личности, открывшей советскому народу древнерусское искусство.
1
Второй этаж, где располагался кабинет С. В. Ямщикова
2
2
Кабинет С. В. Ямщикова: книги, картины, фотографии, дипломы, благодарности, коллекция пепельниц хозяина кабинета.
3
Фотография С. В. Ямщикова с дочерью Марфой
2
Марфа Ямщикова, которая проводила экскурсию. Марфа продолжает дело своего отца и работает в том же отделе ГосНИИР.
Савву Ямщикова называли «реставратором всея Руси», так высоко современники оценивали его заслуги в реставрационном деле. Большую часть жизни он провёл в разъездах по российской глубинке, в монастырях и храмах, занимаясь систематизацией икон и организацией их реставрации, но главная его заслуга — это организация выставок икон, т. е. явление их советскому народу. Самая знаменитая организованная им выставка икон под названием «Живопись древнего Пскова» состоялась в 1970 году на Кузнецком мосту в Доме художника под боком у КГБ. Разумеется, иконы советская власть не жаловала. В те времени человека могли исключить из партии или даже уволить с работы только за то, что он венчался или крестил ребенка, а Ямщиков организовал в центре Москвы грандиозную выставку икон. Официально разрешение дали на выставку картин, а когда власти спохватились, у зала уже стояли огромные очереди, о выставке трубили за рубежом — и закрыть ее власти не решились. Выставка такого масштаба стала первой после 1917 года выставкой икон! А потом пошли выставки икон одна за другой — из Онежья, Ростова Великого, Кижей. Для советских людей, многие из которых икон никогда не видели, они стали настоящим откровением.
Фотография С. В. Ямщикова
2
Статуэтка-шарж С. В. Ямщикова в Доме Палибина — подарок друзей. Савва любил жизнь и друзей и ценил юмор.
Савва Ямщиков был удивительно сильной и цельной натурой. Советская власть относилась к нему с опаской, за ним следили, он был невыездной, но, вместе с тем, его боялись. А Ямщиков никого и никогда не боялся и неистово боролся за каждый храм, за каждую икону и картину. Он мог написать письмо президенту, и на его письма, как правило, откликались. Он сделал много для сохранения русской культуры. Им было организовано несчетное количество выставок. Только крупных выставок в лучших выставочных залах в Москве и Ленинграде прошло почти полсотни. Это были и выставки икон и выставки открытого им русского провинциального портрета и выставки частных коллекций от икон до лучших образцов авангардного искусства. Ямщиков открывал людям глаза на русское искусство. Например, после его страстной пропаганды ярославских икон, портретов (знаменитая выставка «Ярославские портреты» в 1980 году) и старинных изразцов о традициях ярославского искусства заговорили по всей России. Можно сказать, что Савва Ямщиков ввел моду на древнерусское искусство. Не побывать в Суздале или Пскове, не увидеть фресок Владимирских соборов, в том числе самого Андрея Рублева, для образованного русского человека того времени — было просто недопустимо. Он был влюблён в историю русской культуры, в русское искусство и хотел, чтобы мир разделил его любовь.
Савва Ямщиков был автором многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Он был одним из основателей Советского фонда культуры, председателем Ассоциации реставраторов СССР, а затем и России. Ямщиков — первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств, ее почётную медаль.
Отдельной вехой жизни Саввы Ямщикова была работа консультантом на съёмках фильма Тарковского «Андрей Рублёв» — фильма, которого ждали и которого требовало время. Оператор Вадим Юсов, актёры Анатолий Солоницын, Юрий Назаров, Михаил Кононов, Николай Бурляев, Иван Лапиков остались друзьями Саввы Ямщикова на всю жизнь.
Не остался Савва Ямщиков в стороне и от судьбы своей любимой Псковской земли. Распад Советского Союза и перевод искусства на коммерческие рельсы, когда деньги решали всё, стал для Ямщикова очень тяжёлым периодом. Против денег была бессильна даже его кипучая энергия. Результатом стала тяжелейшая депрессия и болезни, из-за которых он много лет не выходил из дома и ни с кем не общался. Но в последние годы он преодолел себя и поднялся с постели. Последний бой Саввы Ямщикова был за мемориальный музей-заповедник «Михайловское», где местные олигархи решили построить коттеджи. Против директора Пушкинского музея-заповедника было сфальсифицировано уголовное дело с целью его отстранения от должности и захвата земли. Но Савва Ямщиков смог защитить и доброе имя директора, и пушкинские пейзажи, в итоге было законодательно запрещено любое новое строительство в музее-заповеднике. А последним его делом стала подготовка Всероссийской конференции реставраторов в Пскове, посвященной спасению псковских памятников. В Пскове Ямщиков и умер 19 июля 2009 года. Похоронен Савва Васильевич Ямщиков в Пушкинских Горах около Тригорского на городище Воронич на кладбище у храма Георгия Победоносца рядом с могилой директора-хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф. Круг замкнулся, и имя Саввы Ямщикова навсегда останется в истории русской культуры наряду с именами Пушкина и Гейченко.
Вид на храм Георгия Победоносца, на погосте которого упокоились Ямщиков и Гейченко. Фотография из архива нашей поездки в Пушкинские горы.
А что же сегодня происходит с домом Палибина? В преддверии двухсотлетия дома силами Мосгорнаследия, Мосреставрации и участников международных организаций волонтеров-реставраторов в течение лета 2017 года был проведен косметический ремонт фасада дома Палибина. Но это было скорее имитацией реставрации и привлечением внимания общественности. В прессе были такие смешные сообщения, что французские и российские волонтеры-реставраторы в течение недели на общественных началах совместно занимались реставрацией Дома Палибина. Дом требует значительно более серьезной реставрации. Но радует, что он не закрыт, при большом желании, туда можно попасть и увидеть как сам дом, так и интересные выставки, которые там регулярно проводятся. Как например, проходящая в настоящее время выставка под названием «Сохранение древнерусской живописи. 50 лет сотрудничества ГосНИИР с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником».