До момента, как я увидела особняк купца Носова, понятия «деревянное зодчество» и «модерн» существовали в моём сознании раздельно, объединяясь лишь на краткие мгновения в проектах типа «Теремка» С. Малютина или некоторых деталях в оформлении деревянных домов конца 19 века. Особняк купца Носова существенно дополнил и обогатил мои знания о московском модерне. Автор проекта особняка, принадлежавшего купцу Василию Дмитриевичу Носову, — Лев Николаевич Кекушев, первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Время воплощения этого проекта пришлось на расцвет творчества архитектора. Особняк был построен в 1903 году.
6
Для Москвы это сравнительно новый объект. Как многие особняки, он был отнят у владельцев в 1918 году. В советское время в нём в располагались детские ясли, общежитие рабочих ткацкой фабрики, НИИ «Шерсть», Государственная республиканская юношеская библиотека (с 1989 года). Реставрация здания началась в 1991 году и длилась 18 лет. Правда, знающие люди говорят, что цветовая гамма не совсем соответствует оригиналу — веранда и рамы были светлее, ограда вокруг усадьбы в виде переплетённых виноградных лоз полностью утрачена и сейчас установлена новая, в общих чертах соответствующая стилю, но всё равно здание великолепно и производит большое впечатление.
4
К сожалению, никакая реставрация, даже самая тщательная, не вернёт прежний облик. Однако кое-что удалось сохранить. Это было невероятно трудно, потому что дом за столетие сильно пострадал. Он полностью деревянный, может быть, именно поэтому в нём чувствуешь тепло и уют, к которому стремился его хозяин, 55-летний купец-старообрядец, отец большого семейства, «суконный король» Василий Дмитриевич Носов. Особняк он построил для себя и дочерей уже тогда, когда женил единственного сына на Евфимии Павловне Рябушинской и отдал им дом (находится рядом с особняком). Поскольку район Преображенское был в то время окраиной Москвы, дом несёт в себе черты загородной виллы: эркеры, балкончики и широкая веранда, опоясывающая половину здания.
2
Интересно было, что же сохранилось внутри. Ведь почти сто лет прошло, как из дома в 1918 году в один момент выставили хозяев, разрешив взять только небольшое количество личных вещей, и пустили рабочих их бывших предприятий, чтобы они могли взять всё, что «мироеды» нажили их непосильным трудом (хотя условия для рабочих на суконных фабриках Носова были более чем комфортными). Осталось только то, что нельзя было унести и, несмотря на испорченный внешний вид, было тщательно отреставрировано: паркетные и плиточные полы, оконные переплёты и двери, несколько настенных панелей и три камина, многие детали которых пришлось тоже восстанавливать. Всё остальное было куплено в антикварных магазинах, некоторые экспонаты музею предоставили потомки Носова. Несмотря ни на что интерьеры, выполненные по эскизам Льва Кекушева, производят большое впечатление. Сейчас в особняке Носова работает Молодёжный историко-культурный центр. В бывшей столовой у них зал, где проходят семинары и концерты.
1
Несмотря на то, что зал занимают длинные ряды кресел, можно рассмотреть эркерное окно,
2
витражи в дверных проёмах
4
и великолепный камин, украшенный абрамцевской плиткой, сделанной, как предполагают, по эскизу Михаила Врубеля.
5
2
4
4
Как было принято, в особняке два выхода и, соответственно, две прихожих. Обращает на себя особенное внимание оформление прихожей центрального входа, с улицы, через веранду.
5
В доме выделяли две половины: мужскую и женскую. На первом этаже были комнаты Василия Дмитриевича. Его гостиная.
5
Его кабинет с письменным столом и большим красивым камином.
3
1
Слева от камина шинель. Именно Носов получил государственный заказ для производства сукна для нужд армии и флота, можно себе представить, каковы были его доходы.
3
При жизни Носова в верхней части камина, там, где сейчас большое зеркало, был гобелен, что, несомненно, украшало его ещё больше. Гобелен перед реставрацией почистили, но неудачно: он сел и стал значительно меньше рамы, в которую его надо было вернуть. Сейчас его можно увидеть на втором этаже.
3
На второй этаж поднимаетесь по лестнице, которая стОит отдельного внимания, как, впрочем, все лестницы в домах стиля моден, это один из главных элементов интерьера.
4
1
В начале этой лестницы под потолком бордюр, как предполагают, выполнен Валентином Серовым.
1
Особенно поразило большое вертикальное окно на площадке, где лестница делает поворот. Видимо, владелец дома тоже любил это место, если распорядился установить здесь скамью с подогревом (!).
4
Кстати, именно эту площадку освещает одна из сохранившихся со времён Носова люстр.
2
При входе во вторую, женскую половину дома, располагавшуюся на втором этаже, я не смогла удержаться от соблазна сфотографировать один из дамских костюмов начала 20 века, у меня к ним слабость: благородная элегантность силуэта и декора, пастельная цветовая гамма, а шляпки — !!!
3
Интерьеры на втором этаже, кроме оконных рам и дверей, сохранились в меньшей степени, чем на первом. Интересен камин, который пришлось долго реставрировать.
3
Рассмотрите стёкла на дверцах над камином — они выпуклые. Использование выпуклых стёкол, даже оконных — характерная черта стиля модерн.
1
В комнатах младшей дочери Носова Августы много милых старинных мелочей. Например, одна из первых моделей швейной машинки «Зингер». К какому бы сословию ни принадлежала девушка, она умела шить, вязать, вышивать.
Увлечением Августы так же, как и её отца, была роспись по фарфору. В экспозиции есть одна из тарелочек, расписанных её рукой.
1
И, конечно, не оставляют равнодушными фотографии членов большого семейства Носовых.
После экскурсии вам продемонстрируют небольшой кинофильм об архитекторе Льве Николаевиче Кекушеве и его творчестве. Очень интересно, тем более что мы привыкли архитектуру московского модерна связывать с именем Шехтеля, а о Кекушеве известно до обидного мало.
Экскурсию в особняк Носова можно заказать только через экскурсионный отдел Молодёжного историко-культурного центра. У них свой график, связанный с расписанием мероприятий. Самостоятельно можно осмотреть особняк только снаружи по адресу ул. Электрозаводская, д. 12, с. 1, боюсь, только через ограду, потому что ворота открывают только по звонку.