Дом Пашкова стоит на одном из семи легендарных холмов Москвы — Ваганьковском и уже поэтому достоин внимания, но есть и множество других причин для его посещения. Дом Пашкова считается одним из самых красивых и интересных старинных особняков Москвы. Это единственный дом, который не имеет номера, он так и называется во всех городских документах — дом Пашкова или Пашков дом.
Экскурсия, с которой мы посетили дом Пашкова, произвела на нас сильное впечатление. До экскурсии понимали, что этот дом является значительным объектом русской истории и культуры, но та новая информация, которую узнали при его посещении, еще больше укрепили нас во мнении, что знакомство с домом Пашкова должно быть обязательным пунктом для каждого туриста, интересующегося историей родной стороны.
Если кратко подытожить наши впечатления, то они будут располагаться в следующей последовательности.
История дома Пашкова
Для начала немного топонимики. Почему холм, на котором стоит Дом Пашкова, называется Ваганьковским и какое отношение он имеет к старинному Ваганьковскому кладбищу?
Согласно словарю Даля, на вологодском наречии «ваганить» означает «забавлять, играть, шутить, баловаться». В 15–16 веках на Ваганьковском холме стоял Потешный царский дворец, где шуты и скоморохи веселили царя, т. е. ваганили. Во второй половине 17 века царь Алексей Михайлович, не жаловавший Ваганьково, распорядился перенести Потешный двор на Пресню, в район современной Трёхгорки. В 1771 году, во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Москве, Екатерина Великая повелела открыть там большое кладбище и его назвали Ваганьковским.
В петровскую эпоху на Ваганьковском холме стоял дворец в голландском стиле, принадлежавший Александру Меншикову, а затем его сыну. Затем эти земли оказались в собственности семьи московского генерал-губернатора Захария Григорьевича Чернышева. В 1783 году капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Егорович Пашков выкупил эти земли у графа Чернышева. Удивительно, что одно из самых значимых мест Москвы, напротив Кремля, оказывается в собственности у человека не самого высокого социального происхождения. Его отцом был денщик Петра I Егор Иванович Пашков. Он был отмечен Петром I за то, что принимал активное участие в следствии по делу о сепаратизме сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина, который планировал создать в Сибири самостоятельное государство. В итоге Гагарин был казнён Петром I, а Егор Иванович Пашков сделал блестящую карьеру, которая позволила ему разбогатеть. После его смерти все богатства унаследовал его сын, Пётр Егорович Пашков. Он приумножил отцовское состояние, став богатым московским откупщиком, т. е. сборщиком налогов, и первым русским водочным королем, в том числе поставщиком спиртных напитков императорскому двору. Тогдашние московские дворяне старались избегать общения с подобным человеком. Но Пашков был очень тщеславным и задумал возвести такой дом и на таком месте, чтобы этот дом потряс всю Москву. И надо признать, что это ему удалось.
Архитектура дома Пашкова
Дом Пашкова был построен за рекордные два года в период с 1784 по 1786 годы. Автором проекта дома Пашкова большинство специалистов считают талантливого русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Это подтверждается и выбором новаторских архитектурных решений и мастерством постановки здания. Но не сохранилось документальных свидетельств на тему авторства проекта и в качестве авторов также называли архитекторов Казакова и француза Леграна. По общему мнению современников, Баженов был лучшим архитектором того времени, но, к сожалению, с несчастливой судьбой. Он попал в немилость у Екатерины Великой и в Москве практически не осталось зданий его авторства. Баженов не смог достроить Большой Кремлёвский дворец, т. к. начались оползни на Боровицком холме, грозившие разрушениями всего комплекса зданий Кремля, а царский дворец, которой он стоил в Царицыно, не понравился Екатерине. Она велела значительно переделать дворец, а Баженова отстранила от дел. По другой версии, Екатерина не могла ему простить, что он был масоном и оказывал влияние на её сына Павла. Архитектор затаил обиду. И вот в этот момент к Баженову обратился Пашков и предложил ему тайно построить лучший дом в Москве на лучшем месте и не уступающий по красоте так и не построенному Большому Кремлёвскому дворцу. Что называется, встретились два одиночества. И они действительно удивили московский свет и отомстили своим обидчикам. Дом Пашкова визуально кажется выше башен Кремля. Он стоит спиной к Кремлю, а своим главным фасадом обращён в сторону Староваганьковского переулка, хотя вряд ли можно было устроить парадный подъезд к дому по крутому склону Ваганьковского холма. Дом Пашкова больше похож на дворец и смотрится со всех сторон гармонично и внушительно. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для здания, а фасад точно ориентирован на Боровицкие ворота Кремля. Здание было построено в стиле классицизма, богато украшено со всех сторон, а завершает здание пышный бельведер, окружённый колоннами. Сохранились исторические свидетельства, что бельведер венчала огромная статуя Минервы с намёком на Екатерину, но эту статую велел убрать её сын Павел I, когда взошёл на трон. На склоне перед дворцом был разбит прекрасный сад. В нём били фонтаны и разгуливали экзотические птицы. В дальнейшем сад был значительно уменьшен из-за расширения проезжей части улицы Моховой, а в 20 веке была снесена ограда и построена декоративная лестница. В таком виде снаружи дом Пашкова дошёл до наших дней.
3
Старинная фотография дома Пашкова.
8
7
1
Дом Пашкова. Вид с улицы Моховой.
7
Въездные ворота Дома Пашкова со стороны Староваганьковского переулка.
Роскошные въездные ворота оформлены в виде триумфальной арки, украшенной двумя парами ионических колонн. По обе стороны в землю вкопаны пушечные стволы, которые заменяют каменные колесоотбойные тумбы, защищающие постройку от неаккуратных извозчиков. Пушечные стволы аутентичные — именно те, которые были вкопаны еще при строительстве дома.
2
Въездные ворота со стороны внутреннего дворика Дома Пашкова.
3
Слева от въездных ворот Дома Пашкова находится Храм святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Есть предположение, что стоящую некогда на этом месте деревянную церковь построили московские князья в память о чудесном явлении святителя Николая Чудотворца благоверному князю Дмитрию Донскому, когда тот шёл с войском на Куликово поле. Ныне существующий храм построен в 1759-м на старом фундаменте. С середины 19 века белокаменный храм являлся домовой церковью Румянцевского музея, который располагался в свое время в Доме Пашкова. Известно, что эту церковь посещали Николай Васильевич Гоголь и Иван Владимирович Цветаев — ученый, отец поэтессы Марины Цветаевой, создатель и первый директор Музея изящных искусств (сегодня это Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1929 году церковь закрыли, и до 1980 года она использовалась как склад библиотеки им. В. И. Ленина. В нём хранились старые книги и разнообразный библиотечный инвентарь. В 1992 года, после того как церковь вновь освятили, в ней возобновилось богослужение.
4
2
Дом Пашкова. Вид со стороны внутреннего дворика.
2
Украшения здания Дома Пашкова.
Румянцевский музей
Последние годы жизни Петра Егоровича Пашкова были безрадостными: у него не было наследников, начались проблемы со здоровьем, он был разорён и имел огромные долги. Долги и дом в итоге достались кузену Александру Ильичу Пашкову. В 1812 году Пашков дом был сильно повреждён пожаром. У наследников денег на восстановление не было, но его по причине градостроительного значения восстановили за казённый счёт и работы были поручены архитектору Осипу Бове. В 1839 году казна выкупила его под Московский дворянский институт.
В 1852 году в доме Пашкова была размещена Четвёртая мужская гимназия. В 1861 году в доме Пашкова разместился Московский публичный и Румянцевский музеум, первое художественно-просветительское учреждение в Москве, ранее во второй российской столице были лишь частные собрания и коллекции. В основу Румянцевского музея, который переехал в Москву из Санкт-Петербурга была положена богатейшая коллекция графа Николая Петровича Румянцева, в составе которой было более 30000 различных экспонатов: книги, уникальные рукописи, предметы искусства. В дальнейшем музейные коллекции пополнялись за счет частных пожертвований и приобретения частных коллекций. Например, Александр II, посетив Румянцевский музей, преподнёс ему в дар картину Александра Иванова «Явление Христа народу», которая экспонировалась в специально построенном для этих целей «Ивановском зале», чашу из черной яшмы, созданной алтайскими мастерам и другие ценные экспонаты из Эрмитажа.
В 1863 года в Библиотеке Румянцевского музея был открыт первый читальный зал, рассчитанный на 20 мест, который затем был расширен до 120 мест. Огромное количество известных людей России занимались в читальном зале Румянцевской библиотеки. В 1915 году в центральной части Пашкова дома была проведена реконструкция и открыт новый читальный зал на 300 мест. В советское время этот зал был главным читальным залом Ленинской библиотеки. В настоящее время этот зал освобожден и называется Большим залом и используется для различных торжественных мероприятий. Например, в текущем году в начале марта здесь проходил прием в честь 80-летия первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
2
Посвящение основателя Румянцевского музея графа Николая Петровича Румянцева.
1
Комната каталогов отдела рукописей
2
Читальный зал отдела рукописей.
Знаменитые посетители дом Пашкова
Каких только знаменитых посетителей не помнит дом Пашкова!
В 1818 году Москву посетил прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями, отец будущей русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Он обратился к главному распорядителю всех мероприятий графу Толстому и попросил, чтобы его проводили на крышу какого-нибудь высокого здания, откуда можно было бы посмотреть панораму города. Был выбран только что обновлённый после пожара дом Пашкова. Спустя много лет сопровождавший прусского короля генерал Киселёв вспоминал: «Я провёл их (т. е. короля с двумя сыновьями) на Пашкову вышку — бельведер — в доме на Моховой, принадлежавшем тогда Пашкову, а ныне занимаемом Румянцевским музеем. Только что мы вылезли туда и окинули взглядом этот ряд погорелых улиц и домов, как, к величайшему моему удивлению, старый король, этот деревянный человек, как его называли, стал на колени, приказав и сыновьям сделать то же. Отдав Москве три земных поклона, он со слезами на глазах несколько раз повторил: «Вот она, наша спасительница». Так прусский король выразил благодарность Москве и России за спасение от наполеоновского нашествия. На эту тему есть картина русского живописца Н. С. Матвеева, написанная в 1896 году, «Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства». А в доме Пашкова теперь есть балкон трех императоров: Фридриха-Вильгельма III и его сыновей, впоследствии взошедших на престол: Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I с вмурованной в чугунную ограду короной.
3
Картина Н. С. Матвеева «Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства».
7
Балкон трех императоров с вмурованной в чучунную ограду короной, названный так в честь посещения Дома Пашкова прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III с сыновьями.
В доме Пашкова часто бывал Николай Васильевич Гоголь. Есть исторические свидетельства, что в 1851 году, когда Москва праздновала годовщину коронации императора Николая I, он поднялся на бельведер и глядя на празднично украшенную Москву, произнес: «Как это зрелище напоминает мне Вечный город». Помните у Булгакова в «Мастере и Маргарите» сцену прощания Воланда и Азазелло с Москвой на бельведере дома Пашкова. Не слова ли Гоголя вдохновили Булгакова на написание этой сцены?
Говоря о доме Пашкова, нельзя не упомянуть имя «Московского Сократа» — известного русского философа, футуролога, основателя русского космизма Николая Фёдоровича Фёдорова, который работал в доме Пашкова простым библиотекарем. Он утверждал, что смерть — это то зло, которое должно быть преодолено, а для того, чтобы воскрешённым людям было где жить, нужно открывать новые планеты, другие миры. Он был дружен с Константином Эдуардовичем Циолковским, философом Владимиром Сергеевичем Соловьёвым. Фёдоров много сделал для развития Библиотеки Румянцевского музея. Он был очень непритязателен в быту, мало спал и ходил в поношенной одежде. Многие принимали его за нищего и подавали милостыню, на которую он покупал книги для библиотеки. Фёдоров считал, что библиотеки — это «очаги духовного наследия, центры собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В них происходит общение с великими предками и потому они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».
2
Картина на стене отдела рукописей в доме Пашкова: Фёдоров — родоначальник русского космизма.
Этот уникальный портрет Николая Фёдоровича Фёдорова был тайно написан художником Леонидом Осиповичем Пастернаком. Мыслитель не любил позировать и Пастернак, желая написать портрет Фёдорова, стал приходить в Румянцевский музей и делать вид, что работает в читальном зале, а на самом деле рисовал портрет Фёдорова с натуры.
2
Три философа Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв и Л. Н. Толстой. Рисунок Л. О. Пастернака в отделе рукописей в доме Пашкова.
И ещё один удивительный факт на тему космизма и космоса. Николай Фёдоров был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина. Фёдоров — это фамилия его крёстного отца. Идеи Фёдорова вдохновляли Циолковского и других создателей русской космонавтики. Книгу Фёдорова «Философию общего дела», в которой изложены основные идеи мыслителя, изучал Сергей Павлович Королёв. А первым человеком, отправившимся в космос, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Вот так космос соединил двух Гагариных.
Лев Толстой более 40 лет был читателем Румянцевской публичной библиотеки, ему здесь было выделено отдельное помещение, где он обдумывал и писал свою «Войну и мир».
Константин Циолковский здесь самостоятельно получил университетское образование. Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня Циолковский штудировал науки сначала в единственной бесплатной в то время Чертковской публичной библиотеке, которая находилась в особняке Черткова на Мясницкой, а затем, когда она переехала в Румянцевский музей, в доме Пашкова. Циолковский был дружен с Фёдоровым, и позже Циолковский признавал, что Фёдоров заменил ему университетских профессоров.
В читальном зале библиотеки в последнюю четверть 19 века занимались Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, Д. И. Менделеев, Л. О. Пастернак и многие другие знаменитые люди России.
Активными пользователями Румянцевской библиотеки перед революцией и после нее были Сталин и Ленин. Надо полагать, что именно здесь они прониклись революционными идеями. Все-таки книги — великая сила.
Дом Пашкова после революции и в наши дни
После 1918 года Библиотека Государственного Румянцевского музея получила статус главной библиотеки страны. Собрание книг и произведений искусства пополнялась в том числе и за счет конфискованных ценностей из бывших частных библиотек и собраний искусства. В большом читальном зале дома Пашкова коробки с книгами стояли буквально до потолка. В библиотеку в том числе передавались запрещённые книги, авторы которых были вынуждены покинуть страну или были репрессированы. Их хранили в особом закрытом фонде, куда требовался специальный допуск, был организован так называемый Спецхран, который собственно позволил сохранить до наших дней идеологически неверную в то время литературу.
В 1925 году на базе Румянцевского музея и библиотеки была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Музейная коллекция произведений искусства была расформирована. Картины европейских художников передали в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а произведения отечественных художников, в том числе и картину «Явление Христа народу» — в Третьяковскую галерею. В доме Пашкова разместился отдел редких рукописей.
В эпоху перестройки дом Пашкова переживал не лучшие времена. В 1988 году здание было закрыто на ремонт: из-за строительства станции метро Боровицкая фундамент старинного здания дал значительную осадку, а по стенам пошли трещины. Денег на ремонт не было, государевы люди решали другие проблемы, а знаменитый дом постепенно разрушался и стал попросту пристанищем бомжей. Ходили слухи, что здание могут продать под торговый центр. Говорят, что спас дом Пашкова Жириновский, который потребовал передать здание его партии, если оно никому не нужно. И в 2000 году наконец нашлись деньги и в 2007 году после капитального ремонта дом Пашкова снова открыл свои двери. Сейчас в нём располагаются научно-исследовательский отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей и культурно-выставочный комплекс Российской государственной библиотеки. Сегодня в самом красивом здании столицы можно изучать древние рукописи, рассматривать географические карты и слушать музыку, для этого надо всего лишь записаться в РГБ.
Внутри здания всё значительно перестроили и от старых интерьеров разумеется ничего не осталось и по этой причине ЮНЕСКО исключило дом Пашкова из перечня Всемирного наследия. К сожалению, без капитального ремонта обойтись было нельзя, к качеству ремонта у специалистов как всегда есть вопросы, но нам внутреннее состояние здания показалось вполне приличным.
2
Отдел картографических изданий.
Фонд картографических изданий РГБ входит в число крупнейших в мире. Он насчитывает около 250 тысяч экземпляров карт, атласов, планов, глобусов. Самые старые карты датируются 16 веком. Здесь можно увидеть атласы великого картографа эпохи Возрождения Герарда Меркатора.
1
Одна из первых карт Российской империи, выпущенная в Европе, на которой Россия обозначена как Тартария — так называли страны, про которые ничего не было известно.
1
Камерный зал отдела нот и звукозаписей, где проходят концерты и различные мероприятия, посвященные миру музыки.
Фонд нот и звукозаписей также один из крупнейших в мире. Здесь хранится около 400 тысяч отечественных и зарубежных нот периода от 16 века по настоящее время, более 30 тысяч звукозаписей на различных видах носителей. В отделе есть уникальные издания: например, прижизненные издания нот Баха, Моцарта, Гайдна, Генделя, Вивальди, Глюка, первые издания сочинений Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Бетховена, Вагнера, Верди, Штрауса. Здесь регулярно проходит тематические мини выставки, посвященные различным событиям в мире музыки. Например сейчас собран стенд, посвящённый юбилею знаменитого итальянского музыканта Тосканини.
1
Стенд редких изданий, посвященных Тосканини.
Редкие рукописи как главные сокровища дома Пашкова
Что произвело наиболее сильное впечатление, так это коллекция редких рукописей дома Пашкова. Отдел рукописей — это самое уникальное место в доме Пашкова и во всей библиотеке. Здесь хранятся подлинные богатства. Объем фонда составляет более 500 тыс. единиц хранения. Самые старые рукописи датируются 6 веком н. э. Здесь хранится собрание письменных и графических рукописей на древнерусском, древнегреческом языках, латыни, славянских, западноевропейских и восточных языках. Собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений России. Имеются фонды Петра I, М. И. Кутузова, П. А. Румянцева, Г. Р. Державина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. О. Ключевского и других выдающихся деятелей русской культуры. Гордостью библиотеки является богатейшее собрание личных архивов классиков отечественной литературы: Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, Антона Чехова, Фёдора Тютчева, Михаила Булгакова. Здесь, в частности, хранится рукопись последней версии «Мастера и Маргариты». И есть такая новость для любителей «Мастера и Маргариты». РГБ издало наиболее полную версию этой книги в полном соответствии с последней рукописью Булгакова, которая хранится в архивах РГБ. Издание уникальное и его можно купить в книжном киоске, расположенном в главном здании РГБ.
Есть специальная экскурсия в РГБ, в ходе которой имеется возможность воочию посмотреть на рукописи известных писателей. Их для Вас достанут из специальных бескислотных картонных коробок и можно будет прикоснуться к рукописям, к которым прикасалась рука великих писателей — возникает прямо-таки ощущение путешествия во времени.
2
Как пример, наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы»
Фото интерьеров дома Пашкова
3
На стене лестницы висит барельеф генерала-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725–1796), отца основателя Румянцевского музея Николая Петровича Румянцева. Этот барельеф является копией с барельефа надгробия генерала в Киево-Печерской Лавре.
3
Лестницу украшает черная ваза, работа алтайских мастеров, дар императора Александра II. Говорят, что эту вазу утащили, когда Дом Пашкова стоят бесхозный во время перестройки. Затем вернули. Но верится с трудом, чтобы такой раритет оставили без присмотра.
8
Всё пространство второго и третьего этажа здания со стороны Моховой улицы занимает огромный зал, который иногда называют Большим, или Бальным. Это тот самый бывший двухсветный читальный зал Ленинской библиотеки. В наши дни в Большом зале устраивают тематические выставки, дают торжественные приемы и проводят тотальный диктант.
8
Потолок зала, отделанный в стиле ампир. Украшен русалками. Говорят, что сохранилась единственная русалка и по ее подобию восстановили остальные.
5
Из окон Большого зала открывается великолепный вид на Москву: на Боровицкую площадь, Александровский сад, Кремль, Большой каменный мост, Москва-реку и на недавно открытый памятник Святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю.
7
Памятник Владимиру Крестителю. После открытия памятника в народе появилась такая присказка, что теперь в центре Москвы есть все виды Владимиров: стоящий Владимир Креститель, сидящий в Кремле Владимир Путин и лежащий Владимир Ленин и поэтому будет теперь всем нам счастье.
6
3
2
В лестничном холле 3-го этажа дома Пашкова стоит удивительная скульптура — «Читающая девушка» работы итальянского скульптора Пьетро Маньи (Pietro Magni). Это авторская копия. Оригинал скульптуры хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Скульптор изобразил итальянскую патриотку, на шее у нее медальон с портретом Гарибальди. Критики писали, что это изображена сама Италия, её молодежь, полная патриотических чувств и жаждущая свободы. В число самых известных произведений Маньи входят памятник Леонардо да Винчи перед театром Ла Скала в Милане (1872 г.) и скульптуры в Галерее Виктора Эммануила II в самом центре Милана. Маньи некоторое время служил преподавателем по скульптуре в миланской Академии Брера, картинную галерею которой мы посетили в прошлом году.
3
4
В доме Пашкова сохранились две старинные чугунные лестницы во флигелях, они не сгорели при пожаре 1812 года. В некоторых источниках утверждается, что это настоящее каслинское литье. Особенность чугунных лестниц заключается в том, что их надо отливать целиком, сварка составных частей лестницы невозможна.
Кратко об экскурсиях в РГБ. Очень понравилась экскурсовод Наталья. Она работает в штате Российской Государственной библиотеки с 1993 года и это о многом говорит. Её экскурсия по дому Пашкова оказалась очень увлекательной, она много знает о предмете экскурсии, и мы ей очень благодарны за прекрасный рассказ. Не ожидали, что информация о таком, казалось бы, известном месте, как дом Пашкова, может быть насколько захватывающей и интересной и даже наметили посетить другие экскурсии, но уже в главное здание РГБ. Приведём ссылку на экскурсии, которые проводятся в РГБ. К примеру, в РГБ есть такой уникальный московский музей, как музей Книги и думаем, что мало кто слышал о нем. Кстати, в предпоследнюю субботу текущего месяца 22 апреля РГБ принимает участие в общенациональной акции в поддержку чтения «БиблиоНочь-2017». В этот день с 18.00 до 23.00 Российская Государственная библиотека по адресу ул. Воздвиженка, 3/5 приглашает всех желающих посетить все свои экскурсии и сделать это можно совершенно бесплатно.
Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе туристов. Уникальный московский дом, который выдержал многочисленные изменения и не одну реставрацию и пережил многих правителей, возвышается на знаменитом холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.