Многие из бывавших на Красной площади проходили мимо или хотя бы упирались взглядом в Лобное место.
Многие из бывавших на Красной площади проходили мимо или хотя бы упирались взглядом в Лобное место.
Вроде ничего особенного, но тем не менее его не сносят уже несколько столетий, хотя облик Красной площади с момента появления Лобного места изменился.
Для датировки многих исторических событий используют их упоминание в различных письменных источниках. Исходя из этого, датой постройки Лобного места считается 1549 год.
На самом деле — это первое упоминание в летописях. Хотя встречались мне упоминания в некоторых источниках, что когда 6 июля (26 июня) 1547 года в Москве вспыхнул бунт народа против бояр Глинских и был убит князь Юрий Васильевич Глинский, бывший братом матери Ивана Грозного великой княгини Елены Васильевны Глинской, то его растерзанный труп был брошен на Лобное место, которого как бы тогда еще не существовало.
Идейным вдохновителем создания Лобного места считается митрополит Московский и всея Руси с 1542 года Макарий (ок. 1482–1563).
В 1549 году царь Всея Руси Иван IV собрал собор Примирения, так назывался первый Земской собор.
Начался собор с покаяния царя митрополиту Макарию на Лобном месте.
Примечателен был повод для собрания собора. Для того, чтобы не платить жалованье свои служивым людям высокого ранга, князья в XII–XIV веках посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Эта система называлась «кормлением». Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, хотелось побольше им урвать пока «кормились». Эта проблема была вынесена на первый Земской собор. В результате земской реформы 1555–1556 годов система кормлений была ликвидирована.
Интересно, что сведения о строительстве Лобного места всё-таки существуют. Впервые о строительстве Лобного места упоминается в Пискаревской летописи. В описании событий 7107 года от сотворения мира (если перевести на наше летоисчисление — 1598–1599 годов) говорится: «Того же году зделано Лобное место каменное, резана, двери — решетки железные».
Но речь в летописи идёт не о первоначальной постройке. Лобное место эволюционировало от деревянного помоста к кирпичному, а затем к каменному. О строительстве каменной постройки и идёт речь в летописи.
Постепенно Лобное место ветшало. В 1753 году его реставрацией занимался главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719 — 1774), а в 1786 году другой видный московский архитектор Матвей Фёдорович Казаков ((1738 -1812) перестроил его. Вокруг круглого помоста появились каменные перила, ко входу на Лобное место была пристроена лестница с 11 ступенями, а сам вход украсила ажурная решетка с дверцей. В таком виде Лобное место сохранилось до наших дней.
А вот окружение вокруг Лобного места время от времени менялось вместе с Красной площадью.
Лавок становилось то больше,
то меньше, то их вычищали с площади в очередной раз.
Сейчас часто, когда в Москву или другие населённые пункты привозят мощи святых, то они располагаются в храмах, где верующие могут лицезреть их.
Лобное место неоднократно служило местом, где выставлялись для обозрения мощи святых. На вершине Лобного места в 1606 году поставлены были для чествования и поклонения мощи Святого благоверного царевича Дмитрия — сына царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой, принесенные в Москву из Углича.
При Алексее Михайловиче на Лобном месте стояли мощи священномученика Филиппа, возвращенные в 1652 году в Москву из Соловецкого монастыря, где они находились с 1591 года. Митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год Филипп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв, 1507–1569) был известен обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного, из-за чего был убит Малютой Скуратовым.
Патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем встречал на Лобном месте чудотворный образ Влахернской Божией Матери, которая в своё время была покровительницей Константинополя, после падения Константинополя для большей безопасности была перенесена на Святую Гору Афон. 16 октября 7162 (1653) года икона была доставлена в Москву.
В 1812 году, когда Москва лежала в пожарищах, именно с Лобного места преосвященный Августин (в миру — Алексей Васильевич Виноградский, 1766–1819) окропил святой водой город на все четыре стороны и возгласил: «Вседействующая благодать Божия кроплением святой воды освящает град сей, богоненавистным в нем пребыванием врага нечестивого, врага Бога и человеков, оскверненный!»
Когда в 1830 году в Москве буйствовала холера «Двадцать пятого сентября совершено в Успенском соборе высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, соборное молебствие на литургии с коленопреклонением о прекращении заразы в отечестве. После молебствия был крестный ход из Успенского собора около всех Кремлевских церквей и дворца к Лобному месту; здесь была произнесена первая коленопреклоненная молитва, вторая в часовне Иверской Божией матери, третья по возвращении крестного хода в Успенском соборе».
В 1754 году на Лобном месте московские купцы хотели установить огромный резной Крест с распятым Христом, где был изображен также праздник Входа в Иерусалим, а наверху в образе Небесного Града был представлен Кремль. Называлось сие чудо «Шумаевский крест» — пластический ансамбль, включающий тысячи резных деревянных и отлитых из олова разномасштабных скульптур и рельефов, иллюстрирующих Священное Писание.
Ансамбль получил название Шумаевский крест, так как долгое время, его автором считался плавильщик Московского монетного двора Григорий Семёнович Шумаев. Но в результате в апреле 1755 года крест оказался в Сретенском монастыре.
А вот в советское время чего только не было сооружено на Лобном месте.
С 1928 по 1940 год на Лобном месте в дни государственных праздников устанавливали скульптурную группу «Интернациональная солидарность». Она создавалась в качестве временного оформления Красной площади, поэтому декораторы использовали недолговечные дешевые материалы, такие как фанера.
К Параду Победы 24 июня 1945 года на Лобном месте в окружении ваз с живыми цветами был установлен 26-метровый фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы.
Флаги вывешивались неоднократно, различных видов и расцветок.
Середина Лобного места в настоящее время ничем особенным не примечательна. Это вид в обычный зимний день.
Видимо поэтому какой-то шутник придумал, что если бросить монетку в центр, то сбудется желание. И чем ближе к самому центру попадёшь, тем более вероятность счастья.