Большинство из нас пользуются метро каждый день, но никогда прежде я не задумывалась как это организовано, и какое огромное количество народа участвует в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу всей этой структуры. Музей метрополитена, как ни странно, находится в самом метро, на станции Выставочная. Посещение музея бесплатное, оплатить нужно только сам вход в метро. Это удивительное место, где будет очень интересно и взрослым и детям. Помимо музея метро на этой же территории находится центр профориентации.
1 из 2
2
Прежде всего мы узнали как развивалось метро с 1935 года по настоящее время.
1 из 9
2
Но для меня гораздо интереснее было узнать про планы ближайшего развития, что будет отстроено уже к 2025 году. Интересно — до Питера в итоге дотянут, или нет?)))
3
Для желающих можно себя попробовать в роли начальника станции, примерить форму.
1 из 3
4
В отдельном зале собраны исторические предметы, связанные с метрополитеном, мебель, форма, модели вагонов и вывесок.
1 из 7
1
Дальше мы идем знакомиться с тем, как же управляется система изнутри.
Служба движения.
1
Вот так выглядела реньше, в 1961 году, пост электрической централизации на примере станции «Молодежная».
2
Посты централизации предназначены для задания маршрутов движения поездов в пределах станций с путевым развитием. Маршрут задается нажатием кнопок начала и конца маршрута. При задании маршрута проверяется положение стрелок, враждебные маршруты и автоматически исключается приготовление маршрутов на занятые поездами пути. Например после задания маршрута приема на первый главный станционный путь, со стороны станции Кунцевская автоматически исключается задание маршрута на тот же путь из тупиков. Светофоры при этом переключаются на запрещающий сигнал.
1
1
Часть кнопок можно перевести в полуавтоматическое действие, например, если следующие друг за другом поезда оправляются по одному и тому же маршруту. Сейчас это всё управляется компьютерами и электроникой.
1
Эскалаторная служба
Принцип работы эскалатора разработал в конце XIX века американский инженер Джесси Рено. Через несколько лет свою идею «бесконечного лифта» (по сути — наклонной конвейерной ленты) он воплотил в жизнь в парке «Кони Айленд» в Нью-Йорке, как аттракцион для туристов. В 1900 году более новую версию эскалатора, на основе наработок Рено, представила компания «Otis». Он имел горизонтальные ступени, выезжающие из-под входной площадки. В 1911 году первые эскалаторы, предназначенные для массовой перевозки людей, появились в Лондонской подземке на станции «Earl’s court». Но современный вид движущаяся лестница приобрела только в 1921 году. Кстати, в Москве и вообще СССР впервые эскалаторы увидели именно пассажиры Московского метро. К 1935 году их разместили на первых станциях глубокого заложения: Красные Ворота, Кировская (сейчас — Чистые пруды), Дзержинская (Лубянка) и Охотный ряд.
1 из 3
1
Электромеханическая служба
2
Это вообще самая незаметная служба, на мой взгляд. Чем же занимается эта служба? Прежде всего обеспечивает работу систем жизнеобеспечения метрополитена: вентиляции, водоснабжения, канализации, водоотлива, проводит аварийный водоотлив в случае прорыва или при появлении дополнительных притоков грунтовых вод. Т.е это сантехники.
Служба электроснабжения
2
Эта служба обеспечивает освещение станций, тоннелей, притоннельных сооружений, ремонтных и административных зданий метро, занимается техническим обслуживанием и ремонтом и электросетей. Т. е. по сути это электрики.
Медицинская служба
1 из 2
1
Оказывается, на территории многих станции метро есть медпункт, и там дежурит фельдшер, на случай, если в метро кому-то стало плохо. Но вообще, в состав медицинской службы входит врачебный терапевтический пункт, центр психофизиологии, сектор аналитики и отдел санитарно-эпидемиологического контроля. Кроме того 20 здравпунктов в электродепо и 28 пунктов предрейсовых медицинских осмотров на станциях — каждого машиниста допускают в рейс только после тщательного медосмотра.
Служба безопасности
1
Вроде бы и понятно, что служба безопасности занимается безопасностью) Но в чем это заключается: это не только обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, но еще и защита интересов метрополитена от внешних и внутренних угроз по экономической, информационной и радиационной безопасности.
Служба сбора доходов
Показалась мне самой любопытной, т. к. о существовании такой службы я даже не предполагала. Тут мы увидели несколько исторических моментов: эволюцию системы оплаты проезда на Московском метрополитене. Как проходил почти вековой путь от бумажного билетика до электронной системы распознавания лиц.
1 из 4
2
Различные автоматы по продаже билетов и жетончиков.
1 из 3
4
В разное время в столичном метро в качестве средства оплаты использовались металлические и пластиковые жетоны, монеты, бумажные билеты и пластиковые карты.
А еще турникеты метро от первых массовых (1961 года) до современных (2010).
Служба связи
1 из 2
3
А вы знаете какие виды связи должны функционировать в метро и какое их количество? Итак, поехали: поездная диспетчерская, поездная радиосвязь, тоннельная, электродиспетчерская, электромеханическая, диспетчерская, эскалаторная диспетчерская, радиосвязь диспетчеров с восстановительными формированиями, стрелочная, связь совещаний метрополитена, милицейская, служебная между диспетчерскими пунктами и объектами СЦБ, автоматики, телемеханики, местная в пределах объектов, административно хозяйственная (автоматическая телефонная), информационная. И у каждого вида связи есть свои задачи и пути обеспечения!
Служба сигнализации, централизации и блокировки
1 из 4
2
Эта служба контролирует работу устройств централизации и блокировки и связи — это светофоры, стрелочные переводы, системы автоведения и диспетчерского управления. То есть тех элементов, которые обеспечивают слаженное движение поездов в нашем подземном «метро-царстве». Есть у неё и неофициальное название — Служба Ш, и даже две версии происхождения этого неофициального названия. Первая версия: сокращение пошло от термина «шаровая часть». Во времена зарождения железнодорожного транспорта использовали оптический телеграф: систему сигналов в виде чёрных и жёлтых шаров. Вторая версия: когда-то на станциях железной дороги семафорами управляли при помощи шнуров («шнуровая часть»).
Кстати про светофоры! У светофора в тоннеле метро не три привычных нам цвета, а пять — это красный, желтый, зелёный, синий и белый.
Красный — движение запрещено.
Желтый — движение ограничено.
Зелёный — движение разрешено.
Синий — движение разрешено только при исправном устройстве АЛС/АРС (если это устройство на поезде неисправно или отсутствует, движение запрещено)
Белый — маневровый сигнал, разрешает проследовать в тупик для последующей смены направления движения.
Отдельный блок рассказывает как работало метро Москвы в годы Великой Отечественной войны. 16 октября 1941 года — единственный день в истории, когда Московский метрополитен не открылся. Метро предлагали затопить. Часть объектов успели заминировать, на электроподстанциях демонтировали трансформаторы, на станции «Динамо» — эскалаторы. Часто вагонов эвакуировали в Барнаул, часть в Узбекистан. Но затопления не произошло, приказ отменили в тот же день. В военные годы метрополитен работал и как транспортное предприятие, и как бомбоубежище, и как командный пункт. И кстати, даже во время войны московское метро продолжали строить.
1 из 4
1
Для детей есть кабина машиниста, в которой все кнопки нажимаются, всё функционирует. Правда кабина эта старого формата, сейчас всё на электронике, я в самом конце покажу как.
1 из 3
4
Макет рельса метро из дерева, который можно собрать и разобрать по схеме, как пазл. Там есть подробная инструкция что и как нужно сделать.
1 из 3
2
Тут мы узнали про проект «Музыка в метро». Он был создан в 2016 году Департаментом Транспорта. Организатором всех этапов отбора артистов, с момента возникновения проекта, выступает Московский продюсерский центр при Департаменте культуры Москвы. Для артистов это возможность найти своего зрителя, сделать из своих песен или композиций «народные» хиты.
1 из 2
2
Стрелочный пост 1935 года (оригинал), который раньше стоял в на станции «Охотный ряд».
2
В будках стрелочных постов круглосуточно дежурили стрелочники вплоть до 50-х годов. В перерывах между поездами они осматривали состояние стрелочного перевода. Стрелочник должен был обнаружить возможную неисправность пути и перевести стрелки вручную. Вообще если присмотреться, под надписью «Охотный ряд» написано «Проспект Маркса», так какое-то время называлась станция.
Еще в музее есть множество экспонатов реконструированной формы сотрудников метрополитена разных лет
1 из 6
2
и отдельные витрины с различной сувенирной продукцией, связанной с метрополитеном.
1 из 5
1
Ну и напоследок — самое интересное. Это тренажер машиниста метро — настоящий пульт управления поездом (такой же, как и в кабинах). Допускают на тренажер только в сопровождении инструктора, и можно проехать целый настоящий перегон на виртуальном поезде. Именно на таких обучают помощников машинистов и потом самих машинистов, именно на таких тренажерах