На слово «фарфор» я реагирую примерно так же, как известный персонаж мультика на «сыыыыр!»))) Потому, прочитав анонс выставки в Царицыно «Фарфор может всё», поскакала туда при первой же возможности, несмотря на то, что возможность случилась в один из самых морозных дней этой, весьма щедрой на холода, зимы.
Но, зато уж и солнце сияло вовсю: утро выдалось прямо-таки хрестоматийное, по Александру Сергеевичу. У ворот парка гостей встречала ёлочка, слева же от нее какие-то деревья, в безлистном и стриженом состоянии, являли собой нечто экзотическое. На молочаи гигантские смахивали.
16
А за воротами еще одно диво — огари в снегу! Наверное, они, бедняжки, таким образом лапки грели. (С детства помню, что под снегом тепло))).
17
В последние, довольно теплые годы многие птицы стали оставаться на зимовку в Москве, но в этом году синоптики совсем изоврались и вместо обещанной «мягкой зимы» имеем то, что имеем. Уточек жалко! То есть вообще-то им в парке неплохо: наверняка подкармливают, да и вода незамерзающая есть, несмотря на двадцати градусные морозы. Но вот никто почему-то не догадался бросить на берег сена — соломы, как делают в зоо, чтобы птичьи ножки не так мерзли.
16
Фонтан на зиму укрывают куполом, вход на мостики через пруд запрещен. Напрямую к Большому дворцу не пройдешь.
Мне, правда, был нужен дворец Малый, и выяснилось, что я понятия не имею, где он находится! Почему-то думала, что это здание неподалеку от храма, однако оно оказалось «Вторым кавалерским корпусом». Пришлось топать к схеме, на которой не сразу и заметила совсем крохотное искомое строение. Промахнулась… А мороз-то нешуточный! Ну, зато Фигурным мостом полюбовалась, специально к нему по такой погоде точно бы не пошла.
20
Пожалуй, он снежной зимой смотрится даже красивее, чем летом!
Наконец, кажется, я у цели. Во всяком случае, плакат, приглашающий на выставку, об этом свидетельствует. Но назвать этот кукольный домик дворцом?! Пусть и малым?.. До того изумилась, что даже сфотать его забыла. Пришлось утащить фото из Сети:
10
Василий Баженов, кстати, в своих письмах и чертежах называл эту наименьшую из всех своих царицынских построек «четвертым домиком» и «маленьким корпусом». Потому как те же «кавалерские корпуса» уж точно больше)))
А все же «дворец» потому, что предназначался лично для Екатерины II. Эдакое приватное пространство всего из шести комнат. Даже и декор здания не слишком богатый по сравнению с остальными; однако, Малый дворец может гордиться тем, что белокаменный вензель императрицы на его фасаде стал эмблемой парка-музея «Царицыно.
Внутри меня встретили тетушки-смотрительницы, и потом «передавали» с рук на руки: рады, видимо, были, что хотя бы кто-то к ним заглянул в трескучий мороз. В «домике», кстати, было тепло и вообще приятно.
Мое поползновение сразу же зависнуть у ваз с роскошными пионами, было пресечено: осмотр полагалось начинать со следующего зала.
18
Ну, и пора, все же поведать о том, чему была посвящена выставка.
Рассказывала она о творчестве заслуженного художника России Татьяны Чапургиной, которая с 1998 год работает на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Упоминание об этом меня особенно вдохновило, т. к. ИФЗ — это знак качества, бренд, стиль и т. д. и т. п. И воспоминания о посещении музея завода — в памяти навсегда. Роскошно!
Татьяну Чапургину считают одним из самых оригинальных и смело мыслящих мастеров отечественного фарфора наших дней. Вот это как раз несколько насторожило… Иной раз оригинальность зашкаливает, как известно! Но хорошо, что прочитала об этом заранее, и чего-то классического не ждала.
Название экспозиции — это не что иное, как творческое кредо художника: «в фарфоре можно сделать всё». И в этом убеждаешься уже в первом зале, где представлены разные дамские штучки из фарфора. Флаконы для парфюма, например:
9
Набор флаконов для парфюма "Маки". Форма и роспись Татьяна Чапургина. Частная коллекция. Санкт-Петербург.
10
Набор флаконов для парфюма "Геометрия". 2017 - 2018. Частная коллекция. Санкт-Петербург.
назначением не слишком удивляющие, но дизайна весьма необычного. (За блики — тысяча извинений, с ними в «домике» была беда…)
Шарообразный браслет заставил призадуматься, удобно ли его носить, но выглядел, несомненно, эффектно.
8
Браслет. Ювелирный дизайн Наталья и Татьяна Тарасовы. Фарфоровые пластины Татьяна Чапургина. 2023. Серебро, фарфор. Частная коллекция. Санкт-Петербург.
Еще больше озадачили сумочки! Наверное, лучше всего они справляются с задачей сразить завистниц наповал — уникальны!
Дело в том, что в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.Мухиной Чапургина получила специальность художника по текстилю. Опыт работы с тканью объединился со знанием фарфора, так и возникли идеи создания фарфоровой одежды. Татьяна стала соединять керамические «осколки» в фарфоровую «ткань».
14
Практически все свои платья художница собирает, а вернее конструирует из тысяч крохотных пластин различной конфигурации, вручную пришивая их к ткани невидимой нитью (мононить). Миниатюрные пластины могут быть одноцветными, но чаще декорированы подглазурной или надглазурной росписью, расписаны люстрами (люстр — особый вид глазури), дополнены мелким жемчугом, бисером, вышивкой.
Работа эта — поистине сумасшедшая, невероятно кропотливая и трудоемкая.
14
В зале, кстати, демонстрировался небольшой фильм, где процесс создания «ткани» можно было наблюдать. Меня больше всего поразили руки художницы — совсем не «дамские»! По всему судя изящный фарфор требует ого каких усилий, ни один маникюр такого не выдержит…
10
Костюм "Восход солнца - отражение". Пелерина и юбка со шлейфом. 2023. Фарфор, органза, хлопок, бисер, мононить. Частная коллекция. Санкт-Петербург.
Конечно, после того, как первый момент «ошарашенности» минует, в голове роем возникают вопросы: можно ли это носить, сколько весит и т. п. Ну, ладно еще те платья и костюмы, где фарфор присутствует только элементами или вставками. Но целиком?!
Впрочем, выставочный стенд поясняет, что хотя платья Татьяны Чапургиной не раз с успехом были продемонстрированы на подиумах в Росси и за рубежом, тема эта изначально была не о моде. Художнице в столь необычном воплощении хотелось визуализировать ощущения тех или иных художественных явлений: искусства модерна и ар-деко, театральных эскизов Бакста, мозаик Равенны… Мне особенно приглянулся костюм с пелериной. Может, и «не о моде», но было бы интересно примерить))).
Очень хотелось хотя бы пальчиком тронуть фарфоровую «ткань», жаль, что «не положено». Спросила у смотрительницы, не в курсе ли она, сколько платьице весит? Не знает…
Тема модерна продолжена и в последней витрине этого зала, где представлена серия ваз с изображением цветов, чрезвычайно любимых художниками той поры.
19
Ваза "Чертополох", ваза "Репейник", ваза "Колючка", ваза "Расторопша" из серии "Цветы русского модерна". 2023. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
Кстати, в пояснениях ко всем вазам на выставке обязательно указывался автор той или иной формы. Т. к. каждая форма, разработанная мастерами ИФЗ, имеет особое название и своего автора. Так, например, ваза «Четрополох» — ламповой формы, созданной в начале прошлого века. А «Расторопша» имеет форму «фрезия», совсем новенькую, рожденную Даниилом Филиппенко всего лишь в 2008-м.
В следующем небольшом зале выставлены вроде бы предметы вполне традиционные — чайные пары, чайник, сахарница, молочник. И форма вполне классическая — «Александр III».
17
Предметы из чайного сервиза на 12 персон "Timeless but not classic". 2022. Частная коллекция. Москва
Оригинальный сервиз в стиле неорококо был создан на Императорском фарфоровом заводе в 1866 году к свадьбе наследника престола Александра Александровича и датской принцессы Дагмар (будущей императрицы Марии Федоровны) и предназначался для Аничкова дворца, официальной резиденции великокняжеской четы.
11
Форма сервиза, с небольшими изменениями, была восстановлена мастерами ИФЗ в 2013 году по историческому образцу из Государственного Эрмитажа.
14
А в 2022-м Татьяна Чапургина создала сервиз «Timeless but not classic» («Неподвластный времени, но не классический»). Роспись классической уж точно не назовешь.
10
Образов — неявных, будто на ваших глазах рождающихся (да, наверное, так и есть, каждый что-то свое увидит!) — великое множество.
8
Я, кстати, только на фото, на одной из чашек заметила некую даму в короне. Не иначе из-за того, что непосредственно возле витрины больше всего старалась прочитать тексты, написанные на нижней стороне блюдец)))
6
На одном, например, такое: «прыгнула в воду лягушка… всплеск в тишине» — японское что-то, пожалуй…
8
А дальше попадаешь в фарфоровую комнату — все предметы здесь выполнены из фарфора, либо декорированы многоцветной фарфоровой мозаикой.
15
И даже «ковер», на котором стоят стол и стул, фарфоровый! Ковер, мне, кстати, больше всего и понравился. До того изящны и «призрачны» цветочные узоры на нем! Такие дивные ирисы…
14
Впрочем, вряд ли сей предмет где-либо кроме выставочного пространства может существовать как собственно ковер, но ведь красиво!..
А вот стул, стол, светильники и шкаф с подобным образом отделанной дверцей вполне себе реальны и в жизни.
Ну, и в последнем зале — помним же, что комнат в Малом дворце всего ничего! — я оказалась возле тех ваз, к которым «метнулась» было поначалу. И ужас как расстроилась: проклятущие блики, которые досаждали изрядно почти повсюду, здесь «распоясались» совсем!
13
Композиция из ваз "Вечер" и "Утро". 2023. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
Впрочем, пострадав пару минут, обнаружила кое-что интересное: благодаря игре света и чудесам отражений, творилось в этих витринах какое-то волшебство.
Вот, например, кажется, что «пионовая» ваза во втором ярусе почти одна… А их три!
14
11
Композиция из трех ваз "Пионы". 2023. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
А вот так ваз — явно две…
10
И снова — две, но вместо той, что с лилиями, возникает вторая с ирисами!
9
Композиция ваз "Восхищение и ожидание". 2014. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
А теперь, та, что с лилиями, уже практически в гордом одиночестве!
13
Ваза "Лето. Теплый вечер".2023. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
С таким удовольствием играла я в эти «прятки», что тетушки-смотрительницы увлеклись тоже)))
К тому же, все эти «финальные» вазы расписаны великолепными цветами, а это, конечно, бальзам на мою душу…
13
Композиция из двух ваз "Волшебные сны". 2023. Императорский фарфоровый завод, фонд "Наследие".
Причем, изображены цветы не как элемент узора, а крупно. Каждая из ваз — будто портрет цветка. Когда за окном минус 20, любоваться ими — особенно приятно!
13
Ваза "Ирисы. Белая ночь". 2010. ГМЗ "Царицыно".
Совсем небольшая выставка, но столько ярких впечатлений она подарила! Узнала новое имя, и если однажды в Русском музее или в Эрмитаже встречу работы Татьяны Чапургиной (а они там есть), буду рада новой встрече с творчеством этого удивительного художника. Выставка, кстати, открывала программу юбилейных проектов ГМЗ «Царицыно» к 280-летю Императорского фарфорового завода, который отмечается в этом году. Так что есть надежда увидеть и еще что-то не менее интересное!
А Царицыно уже украшали к новогодним праздникам. Мне уж очень понравилась вот эта почти иллюзорная карета, запряженная шестеркой лошадей…