Вчера, наконец, побывала я на выставке Никиты Макарова в Музее архитектуры имени Щусева. Наконец — потому что собиралась еще в ноябре, лишь только увидев анонс, но тогда выставка так и не открылась… К счастью не вовсе отменили, а только перенесли.
О художнике Макарове я раньше не слышала абсолютно ничего, что, в общем, не удивительно, т. к. ни фанатом, ни знатоком живописи не являюсь. Воспринимаю ее исключительно интуитивно, на уровне — «моё-не моё». На сей раз хватило лишь фрагмента картины на афише выставки, чтобы «зацепило»: а ВОТ ЭТО, кажется моё…
Не скажу точно, какой именно был за фрагмент, но что-то вроде этого:
9
Кастелламмаре дель Гольфо
Ну, и конечно, заинтересовало упоминание в анонсе пейзажей Италии… По которой, конечно же, скучаю, и где оказаться в обозримом будущем явно мне не светит… Да и само название выставки явно на связь с Италией намекало: «Никита Макаров in propria persona» (собственной персоной).
Выставка проходит в зале Аптекарского приказа на территории МУАР. Зал небольшой, светлый, уютный.
И — бог ты мой! — да тут и в самом деле почти сплошь Италия!
11
Сан-Джиминьяно
Первым делом взгляд притягивает одна из самых больших по формату картин — «Сумерки. Гранд канал». И, конечно, тут же погружаешься в воспоминания о своих вечерах в Венеции…
1 из 3
6
Сумерки.Гранд Канал
С немалым усилием возвращаясь к реальности: надо ведь все же узнать, что за «персона» Никита Макаров, благо возможность такая есть. На стендах предлагается информация о творчестве художника, представлены и фрагменты интервью с ним.
Интервью, между прочим, я читала уже потом, после первого круга по залу… И, пожалуй, правильно сделала: после того, как увидишь картины, куда лучше понимаешь, о чем идет речь…
Никита Макаров — московский художник, мастер пейзажной живописи. В 2008-м окончил Суриковский институт, с 2010-го член Союза художников Российской Федерации, с 2011-го — член-корреспондент Российской Академии Художеств.
Работает он в редкой технике темперы на деревянной основе, приближенной к русской средневековой живописи. Творческие принципы художника складывались во многом под влиянием таких явлений начала 20-го века, как французский постимпрессионизм и американский модернизм и связанных с ними имен Пьера Боннара, Жоржа Сёра и Эдварда Хоппера.
4
Вольтерра
По окончании института целиком посвятил себя изучению возможностей пейзажа. Интересно, что Макаров не пишет свои пейзажи с натуры, его метод «предполагает известную пространственную и временную дистанцию по отношению к исходному впечатлению, работу с эмоционально-опосредованными образами». В качестве «основы» художник использует огромный архив черно-белых и цветных фотографий, сделанных им же самим в многочисленных путешествиях.
9
28-е марта. Гранд Канал
Все представленные на выставке работы исполнены в технике пуантилизма. Для меня любая техника живописи совершеннейшая загадка, а уж то, каким образом из невероятного количества точечек и черточек создается прекрасный пейзаж — и подавно.
5
Зеленое дерево. Гарньяно
Почти все пейзажи очень небольшого формата, скорее даже миниатюрные, но почти сразу перестаешь это замечать.
4
Рыбацкий пляж. Искья
Думаю, во многом благодаря тому, что обрамлены они в массивные рамы темного дерева: кажется, будто смотришь в окно, распахнутое в мир… В мир яркий или наоборот призрачный, в вуали рассвета или сумерек, но что бы там ни было: пустынный пляж, осенняя Сиена, ночная Пиза, или просто уголок сада, просто глянуть и пройти дальше — не получится, в каждый пейзаж хочется всматриваться, открывая все новые и новые детали…
2
Пляж Гарньяно
7
Сиена. Осень
5
Ночь. Пиза
Наверное, не очень хорошо видно на экране, но в этом саду помимо буйства растений, еще и разноцветные стрекозки вьются тут и там…
6
Тайный сад. Казамиччола Терме
Мне кажется, фрагменты из интервью с художником будут тут очень кстати.
Почему Вы избрали жанром своего творчества пейзаж?Пейзаж — это прежде всего лирика. Это жанр, в котором невозможно соврать, и он в большей степени определяет мою судьбу; пейзаж, который пишу я, определяет мое сознание. Это своеобразный диалог не только с природой, но и с самим собой.
7
Весна. Кьянти
Что должен увидеть зритель в пейзажах Никиты Макарова?Прежде всего себя, он должен попытаться найти отклик в собственных внутренних переживаниях.
5
Февраль. Лукка
О, моя душа откликалась моментально на каждый пейзаж… А при виде этой вот карусельки в Лукке сердце прямо-таки кувырок совершило — именно такой я ее помню… Хотя дело было чуть позже, не в феврале, а в начале марта… Но платаны еще стояли без листвы…
А как радостно было вспомнить разноцветные домики Прочиды:
6
Коричелла. Прочида
7
Коричелла. Прочида
Почему в Вашем пейзаже практически отсутствует человек? Мой герой — зритель, вовлеченный в диалог и проживающий его, но не представленный в нем.
6
После купания. Вилла Фьордализо
Ну и как не «вовлечься» в эту вот замечательную сценку? Так и хочется оказаться там, на берегу озера… И поинтересоваться, почему такой обиженный вид у уточки-круга?
4
После купания. Фрагмент.
И вот сюда тоже с удовольствием бы перенеслась…
3
Вилла Фельтринелли
Каков для Вас критерий, определяющий успех картины?Как правило, на пять-шесть удачных работ случается одна неудачная. Чем больше внутреннего восторга перед изображаемым объектом, тем меньше отдачи в процессе работы. Часто самые простые пластические элементы оказываются гораздо более выразительными, чем сложно-сочиненные художественные задачи. По словам Сёра, «… художник, который рисует эмоции, создает замкнутый мир… картину, которая одинаково интересна, где бы она ни находилась».
7
Пейзаж с месяцем. Villa Maria au Lac
3
Белое дерево. Гарньяно
7
Ночь. Вилла Maria au Lac
Эдвард Хоппер считал, что оригинальность художника это не изобретательность и не метод, тем более не модный метод, это квинтэссенция личности.
И с этим согласна полностью… И, если ты с этой «квинтэссенцией» на одной волне — счастье…
9
Пейзаж с деревом и гондолой
Чем Вы руководствуетесь при выборе натуры?Любовью. Личным императивным опытом. Созвучностью пережитого.«Воображение — это просто эксплуатация нашей памяти», как говорил Боннар.
6
Закатное солнце. Мальчезине
Сначала меня эта цитата из Боннара удивила, а ведь так и есть! Попробуй-ка вообразить что-то, если для этого чего-то нет некоего «прототипа» в твоем прошлом…
4
Человек, который улетел в космос из Лонг-Айленд
Ваше творчество в большей степени направлено в прошлое или в будущее?Хотелось бы думать, что оно направлено в вечное, по словам Ильи Кабакова «… в будущее возьмут не всех»… В моих работах отсутствует «контекст времени», точнее отсутствуют определяющие его детали…
8
Рива дель Вин. Гранд Канал
Мне кажется, такое вот отсутствие «контекста времени» тоже очень притягательно… И как бы было замечательно, если бы вечное было таким же прекрасным, как и мир в пейзажах Никиты Макарова…
Если хочется «подняться над суетой», порадовать себя красотой, мысленно (увы…) побродить по любимым и пока неизвестным уголкам Италии — рекомендую…