Музей архитектуры им. Щусева особо интересным назвать не могу, но рассказать о нём хочется. Если говорить честно, он выигрывает за счёт временных выставок, проходящих на территории.
Я уверен, москвичам и гостям города знакома Триумфальная арка. Её создали в честь победы над Наполеоном. Арка изначально стояла возле Белорусского вокзала. Позже была перенесена на Кутузовский.
1
За свою историю арка дважды реставрировалась.
Отдельные детали и барельефы в середине 60-х пришлось заменить на новые.
1 из 4
1
И вот теперь часть подлинных деталей убранства Триумфальной арки представлены в Скульптурном дворике Музея архитектуры в режиме постоянной экспозиции.
1
Пояснительные таблички рассказывают историю создания Арки. Посетитель узнаёт о её перемещениях по Москве.
1 из 7
На стендах информация о барельефах.
1 из 2
2
Рядом с элементами арки артефакты других зданий.
1 из 2
1
Сам дворик располагает к медитации.
1 из 4
1
Здесь можно и на скамейке посидеть и на скульптуры полюбоваться.
1 из 6
1
Дворик образован тремя музейными корпусами.
1
Самым старым является бывшее здание Аптекарского приказа. В прежние времена экспозиция музея находилась здесь. Теперь внутри администрация.
1 из 3
1
Под средневековыми сводами периодически проходят выставки.
Пришлось возвращаться во дворик, именно там расположен вход в музей.
1
Часто внутренняя начинка не соответствует внешнему образу. Не могу сказать точно, что я ожидал увидеть внутри. Скорее всего мне представлялось смешение стилей. Увы, первый этаж оказался пустоват.
1 из 3
1
При музее работают кафе и магазин, где предлагаются книги и буклеты.
1
Понравились открытки церквей, монастырей и других старых зданий. Их предлагалось изучить через окуляры.
Покупаем билеты,
1 из 2
1
поднимаемся по лестнице на второй этаж.
1 из 7
3
Надо отметить, что пришли мы в музей исключительно ради фресок Калязинского монастыря. Кто не читал, предлагаю для изучения заметку — Спасённые фрески затопленного монастыря.
2
Ещё одной уникальной достопримечательностью музея можно по праву назвать Баженовский макет Кремлёвского дворца.
Модель является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире.
1 из 3
1
Глядя на сию громадину, которая даже не поместилась в одном зале, заняв два, мне думается, какое счастье, что проект не воплотился в жизнь. Тот уютный средневековый Кремль, который мы все любим, мог попросту исчезнуть.
Дело обстояло следующим образом.
В 1712 г. Пётр Первый перенёс столицу в Петербург. Москва опустела. Кремлёвские здания начали ветшать и разрушаться. Екатерина Вторая решила навести порядок, пожелав возвести на территории Кремля огромный и пышный дворец.
Реализация замысла была поручена Василию Баженову. Разработанный проект кардинально менял облик кремлевского ансамбля и Красной площади. Для работы над моделью Большого Кремлевского дворца, которую под руководством архитектора вели лучшие российские и немецкие мастера, был построен специальный модельный дом.
С мая 1771 года, раз в месяц, сюда стали пускать публику — так еще в процессе создания произведение Баженова стало одной из главных московских достопримечательностей.
Масштабный замысел Баженова соответствовал желанию Екатерины II убедить европейских союзников в состоятельности государства в преддверии Турецкой войны. Благодаря такой реконструкции средневековая крепость должна была превратиться в уникальный архитектурный памятник, сравнимый с мифологическим Акрополем.
Ход строительства приостановили на время эпидемии чумы, и к расчистке площадки для котлована фундамента приступили только в августе 1772 года. Торжественное «вынутие первой земли» состоялось на площади напротив Архангельского собора. Нецелесообразность дорогостоящего строительства стала ясна из-за восстания Пугачёва и войны с Турцией. Вскоре императрица потеряла интерес к проекту.
Архитектурному ансамблю Баженова не суждено было занять место на Кремлевском холме, но модель дворца осталась свидетельством грандиозных прожектов российской монархии, архитектурным символом эпохи Просвещения в России.
Дальнейшая судьба баженовской модели складывалась драматично. В XIX веке она долго путешествовала, перемещаясь из модельного дома в Оружейную палату, оттуда — в Румянцевский, а затем Политехнический музей и снова на территорию Кремля, где семь лет находилась в разобранном виде в нижних помещениях колокольни Ивана Великого.
В 1936 году модель Большого Кремлевского дворца передали Музею архитектуры, сотрудники которого приложили много усилий для ее воссоздания и реставрации.
1 из 6
Мне думается, если бы такая громадина встала на Кремлёвском холме, он бы попросту не выдержал нагрузки и начал бы сползать в Москва-реку…
1 из 3
Третий этаж главного корпуса в момент нашего визита оказался закрыт. После изучения фресок и макета, перемещаемся в третий корпус. Здесь начинается то, чего я не совсем понимаю.
1
У входа посетителя встречает ряд артефактов,
2
словно заманивая, двигаться дальше.
1 из 2
На первом этаже оборудован зал, где проходят лекции и диспуты по архитектуре.
1
Украшением внутреннего убранства может по праву считаться знаменитая лестница.
1 из 2
2
Её фото часто ставят на заставку, когда речь заходит о музее им. Щусева.
1 из 2
А вот ведёт она в реальное никуда.
1
Второй этаж оформлен в новомодном стиле, когда лаком прокрашивается кирпич.
Такими же спорными являются и здешние экспонаты.
1 из 6
1
Пытаясь понять замысел устроителей выставки, мы так и не увидели здесь других посетителей. Народ шёл на фрески, не желая тратить время на разгадывание загадок…
Потолочные перекрытия между вторым и третьим этажом оказались частично демонтированы. На обзор публики предлагался каркас.
1 из 2
Большие окна щедро наполняли внутреннее пространство светом.
Мне же подумалось, архитектурных стилей великое множество и «давайте ничего не будем здесь делать» — это тоже свой стиль!