Многие слышали и даже подпевали залихватской песне группы «Любэ» — «Станция Таганская». Хотя и утверждает людская мудрость, что из песни слов не выкинешь, но часто это можно сделать безо всякого ущерба смыслу. Но иногда за песенными строками скрываются подлинные факты.
«Первая проталина! похороны Сталина!
Гипсовую статую сняли втихаря-а-а!»
Когда 1 января 1950 года станция «Таганская» (кольцевая) была открыта, то её вид отличался от современного.
Там, где сейчас находится переход на одноимённую станцию Таганско-Краснопресненской линии,
была глухая стена, украшенная барельефом «Сталин и молодежь». Сталин был изображен среди советских людей на фоне кремлевских башен и знамени с профилем Ленина.
(Из Интернета)
На старой фотографии плохо видно, но лучшего качества я не нашёл, что внизу под фигурой Сталина изображен герб СССР и барельефы с изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Это не случайно.
В приказе Приказ Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина № 20 от 1 мая 1945 года впервые были названы городами-героями эти города и в этом же порядке: «Сегодня, 1 мая, произвести салют в столицах союзных республик: Москве, Киеве, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Ашхабаде, Ташкенте, Сталинабаде, Алма-Ате, Фрунзе, Петрозаводске, Кишиневе, Вильнюсе, Риге, Таллине, а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе — двадцатью артиллерийскими залпами.»
Сталинабад — это современный Душанбе, Фрунзе — Бишкек, Сталинград — Волгоград.
Хочется привести последние величественные строки этого приказа:
«Да здравствует наша могучая Советская Родина!
Да здравствует великий советский народ, народ-победитель!
Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Вперед, за окончательный разгром гитлеровской Германии!»
Поразительно, но Положение о почётном звании «Город-Герой» было утверждено лишь через 20 лет, 8 мая 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР. В этот же день вышло семь указов, в которых звание «Город-Герой» было присвоено городам Ленинграду, Киеву, Волгограду (бывшему Сталинграду), Севастополю, Одессе, Москве, а Брестской крепости — звание «Крепость-Герой» .
Авторами этого панно и других барельефов являются скульпторы Евгения Петровна Блинова (1907 — 1979) и Павел Александрович Баландин (1912–1986). Блинова во время войны была радисткой и медсестрой на фронте под Москвой и Сталинградом.
В 1956 году начали бороться с культом личности Сталина. Попал под раздачу барельеф, вместо него появился практически такой же, за исключением нескольких деталей. Голова Сталина была заменена на другую и вдоль арки появились гербы союзных республик. Этот вид мы может видеть сейчас благодаря американскому путешественнику и фотографу Джону Шульцу, который в рамках своего путешествия по Европе посетил СССР в 1958 году и сделал более 200 цветных снимков.
Фотография Джона Шульца (Из Интернета)
В 1966 году панно было окончательно уничтожено после открытия перехода.
Вместе с уничтожением панно потерялась логическая завершенность скульптурных изображений — панно, расположенных под сводами метро, которые отображают 8 воинов различных видов войск и к которым обращался Верховный Главнокомандующий в приказе от 1 мая 1945 года.
Изначально все 32 панно (8 родов войск дублировались четырежды) выглядели одинаково.
Голубой фон, на котором размещались круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликовом «свитке» написано: «Слава героям — [род войск]!».
Время и люди потрудились над внешним видом и теперь в боковых залах панно вместо голубого имеют белый фон, а надписи на некоторых «свитках» стёрлись.
Пройдёмся вдоль панно с различными родами войск. В Полевом уставе РККА от 1939 года говорилось: «РККА состоит из различных родов войск. Ни один род войск не заменяет другого. Только в совместном применении и объединенном усилии все рода войск обеспечивают достижение победы. В совместном бою все рода войск должны действовать в тесной связи. Некоторые из них могут выполнять самостоятельные задачи. Однако во всех случаях их усилия должны, совместно с другими родами войск, вести к достижению общей цели.»
Не все положения устава выдержали проверку временем, но в войну СССР вступил с ним.
1.Пехотинцы.
Пехота во все века была главным родом войск сухопутной армии. Согласно Полевого устава РККА: «Пехота является главным родом войск. Своим решительным продвижением в наступлении и упорным сопротивлением в обороне пехота в тесном взаимодействии с артиллерией, танками и авиацией решает исход боя. Пехота выносит на себе основную тяжесть боя.»
Немецкий блицкриг 1941 года во многом провалился из-за храбрости и стойкости пехотных подразделений Красной Армии, которые фактически только со стрелковым оружием и ручными гранатами смогли дать отпор вооруженным по последнему слову техники немецким войскам. Немецкий военный историк и генерал-майор Бундесвера Эйке Миддельдорф (Eike Middeldorf, 1915 — 1995) в своей книге «Тактика в русской компании» написал: «Русский солдат — мастер боя в лесу. Русские войска обладают способностью передвигаться по любой местности, вне дорог. Они ведут бой за каждый метр территории и могут при этом днями обходиться без снабжения.»
Недаром первым тостом, произнесённым Иосифом Виссарионовичем Сталиным на банкете 5 мая 1941 года в Кремле в честь выпускников военных академий, были слова: «За царицу полей — пехоту!»
Пехотинцы прошагали пол-Европы, чтобы освободить мир от коричневой чумы. Они атаковали и брали штурмом вражеские позиции и чужие города, уничтожали живую силу и технику противника. Отличие советского солдата при авиационном налёте было то, что русские стреляли и даже подчас сбивали самолёты, а немцы лежали вжав голову в землю. Более 400 советских солдат повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своей грудью вражескую амбразуру.
И не зря так часто среди военных песен, которые исполняются в День Победы, звучит песня «Давай закурим»:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
2.Кавалеристы.
Согласно Полевого устава РККА: «Конница обладает высокой подвижностью, мощным огнем и большой ударной силой. Она способна к самостоятельному ведению всех видов боя. Ее не следует, однако, применять против укрепленных позиций противника… Быстрый маневр, мощный огонь и стремительная атака являются основой действий конницы в бою. Атака в конном строю должна предприниматься каждый раз, когда противник не готов к организованному огневому сопротивлению и когда система его огня расстроена.»
Кавалерия успешно применялась во время Великой Отечественной войны. Кавалерийские корпуса Красной армии оказались самыми устойчивыми соединениями РККА в 1941 году, которые прикрывали отход общевойсковых соединений, наносили контрудары и контратаки по флангам и тылу прорывавшихся группировок противника. По настоятельным требованиям Георгия Константиновича Жукова советское командование летом 1941 года приступило к формированию новых кавалерийских дивизий. Во второй половине войны, с 1943 года, конница стала играть важнейшую роль в решении специальных задач во время наступательных операций, осуществляла прорыв вглубь обороны противника, образовывала внешний фронт окружения.
3.Танкисты
Согласно Полевого устава РККА: «Танки обладают высокой подвижностью, мощным огнем и большой силой удара… Основная задача танков заключается в непосредственной поддержке пехоты и в прокладывании ей пути при наступлении. При успешном развитии наступления и в подвижном бою танки могут быть использованы для более глубокого удара по боевому порядку противника с целью уничтожения его артиллерии, резервов и штабов. В этом случае они могут сыграть решающую роль в окружении и уничтожении противника.»
Вторая Мировая война позволила по другому взглянуть на роль танков в сражениях. Благодаря использованию танков вермахт на первых порах и на всех парах мобильно прорывался к Москве, сметая всё на своём пути. Затем ситуация изменилась. До Второй Мировой Войны не было танковых сражений, где с обеих сторон участвовало сотни и даже тысячи бронированных чудовищ.
Вспомним опять группу «Любе» с другой их песней «Т-34»:
А поле боя держится на танках,
Взревут моторы, и сверкнет броня.
По грязи, по оврагам полустанков
Прорвут любую линию огня.
А танк, он не за звезды на мундире,
Под Прохоровкой ранен был в бою.
Спасибо тебе, Т-34,
За боевую молодость мою.
4.Лётчики.
Согласно Полевого устава РККА: «Авиация обладает мощным вооружением, большой скоростью полета и большим радиусом действия. Она является могущественным средством поражения живой силы и техники противника, уничтожения его авиации и разрушения важных объектов… Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции.»
Враг стоял у ворот Москвы, а Сталин в своём докладе на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 года говорил: «Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов. Но самолётов у нас пока ещё меньше, чем у немцев.»
СССР удалось возродить свои ВВС после катастрофы 1941 года исключительно за счет громадных людских ресурсов, передислокации почти всей авиационной промышленности в районы, недосягаемые для немецкой авиации, и тем, что в первые месяцы войны ВВС потеряли в основном технику, а не летный и технический составы. Именно они и стали основой возрождаемых ВВС.
По итогам Великой Отечественной войны около 200 тысяч авиаторов отмечены государственными наградами. 2 420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе были 65 дважды Героев Советского Союза и два — трижды Героя Советского Союза.
5.Артиллеристы.
Согласно Полевого устава РККА: «Артиллерия обладает наибольшей мощью и дальностью огня из всех наземных родов войск. Обрушиваясь своим губительным огнем па всю глубину боевого порядка, артиллерия подавляет и уничтожает живую силу, артиллерию и огневые средства противника, его резервы, органы управления и боевой тыл. Она поражает авиацию и, вместе танками, является основным средством поражения танков противника.»
Французский генерал Жан Батист Вакетт де Грибоваль (Jean-Baptiste Vaquette de Gribeauval, 1715 — 1789) назвал в своё время артиллерию богом войны. Затем эта фраза много раз тиражировалась различными политическими и военными деятелями.
Современный российский военный специалист Александр Борисович Широкорад в своей книге «Артиллерия в Великой Отечественной войне» пишет: «Артиллерия… была решающей силой в Первой мировой и оставалась таковой во Второй мировой войне. Несмотря на резкое увеличение боевых возможностей танков и авиации, без массированной артиллерийской поддержки ни танковые войска, ни авиация не могли решить ни одной достаточно серьезной задачи.»
Наибольшая смертность была среди бойцов и офицеров, воевавшим в истребительно-противотанковой артиллерии Красной армии. Недаром для них придумывали разные прозвища вроде такого «Ствол длинный, жизнь короткая».
6.Моряки.
Согласно Полевого устава РККА: «Военно-морской флот состоит из: кораблей различных классов, действующих в составе маневренных соединений; морской авиации; системы береговой обороны. Наряду с самостоятельными операциями флот содействует сухопутным войскам, ведущим борьбу на морском побережье, путем поражения противника артиллерийским огнем, высадки в его тыл десантов и обеспечения упирающегося в море фланга своих войск.»
В годы Великой Отечественной войны советские военные моряки прославились не только на море. Почти на всех участках гигантского фронта от Мурманска до Кавказа плечом к плечу с воинами Красной Армии сражалось около полумиллиона моряков ВМФ. Мужественные и бесстрашные морские пехотинцы, для которых в бою не существовало преград, сыграли значительную роль в обороне Одессы, Севастополя, Заполярья, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Кавказа, а также в многочисленных десантных операциях флота.
7.Железнодорожники.
Им также было уделено внимание в Полевом устава РККА: «Специальные войска: противовоздушные, инженерные, химические, связи, автомобильные, транспортные, железнодорожные и другие, — предназначаются для обеспечения боевой деятельности и жизни войск по своей специальности. Использование всей маневренности войск возможно лишь при четкой и инициативной работе специальных войск, и в первую очередь, инженерных, связи и транспортных (автомобильных и железнодорожных).»
На железные дороги СССР в 1941–1945 годах пришлась львиная доля перевозок, в том числе около 70% воинских перевозок. Все крупнейшие операции Великой Отечественной войны были неразрывно связаны с широким использованием железнодорожного транспорта, который был обязан по решениям Ставки Верховного Главнокомандования своевременно, а зачастую и в крайне предельные сроки обеспечивать перевозками на направлениях этих операций крупные войсковые группировки и потребные фронтам средства усиления.
8.Партизаны.
В общей сложности, в 1941–1944 годах на оккупированной территории СССР действовали 6 200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 миллион человек.
(Из Интернета)
Свыше 128 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями СССР, в том числе 248 Героев Советского Союза.
Помимо панно-барельефов обращают на себя внимание оригинальные люстры работы советского архитектора Абрама Исааковича Дамского (1906- 1988).
Правда одна из них — монументальная люстра из наземного вестибюля до нашего времени не дожила, как впрочем и часть мраморных скамеек из среднего зала.
Помимо перехода на одноименную станцию есть еще один переход — на станцию «Марксистская» Калининской линии из центра зала по лестницам и мостикам через платформу.
Довоенные станции метро не рассчитывались на ядерный взрыв — не было тогда атомных бомб. После войны этим озаботились. Станция «Таганская» является пилонной станцией глубокого заложения (глубина — 53 метра).
Глубоко расположенные, свыше 30 метров, станции и туннели считаются убежищами первого класса и выдержат в непосредственной близости взрыв среднего калибра, мощностью до 100 килотонн.
Видимо поэтому у фантаста Дмитрия Алексеевича Глуховского созрела идея написать роман «Москва-2033», вышедший в свет в 2005 году и который потом породил целую серию «Вселенная Метро 2033» аналогичных романов других авторов. В романе описывается жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле.
Иллюстрация из игры "Метро -2033" (Из Интернета)
Упоминается в романе и станция «Таганская»:
«Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубежище, способное спасти десятки тысяч жизней. Мир стоял на пороге гибели, но тогда ее удалось отсрочить. Дорога, по которой идет человечество, вьется, как спираль, и однажды оно снова окажется на краю пропасти. Когда мир будет рушиться, метро окажется последним пристанищем человека перед тем, как он канет в ничто.
Ганзой называлось содружество станций Кольцевой линии. Эти станции, находясь на пересечении всех остальных линий, а значит, и торговых путей, и объединенные между собой туннелями, почти с самого начала стали местами встречи коммерсантов со всех концов метро. Они богатели с фантастической скоростью, и вскоре, понимая, что их богатство вызывает зависть слишком у многих, приняли единственно верное решение. Они объединились. Официальным их названием было „Содружество Станций Кольцевой Линии“, но в народе они звались Ганзой — кто-то однажды метко сравнил их с союзом торговых городов в средневековой Германии, словечко было звонкое, так и пристало. Ганза поначалу включала в себя лишь часть станций, объединение не произошло мгновенно. Был участок Кольцевой линии, от Киевской — и до Проспекта Мира, так называемая Северная Дуга, и были с ними Курская, Таганская и Октябрьская.»
Одна из презентаций романа прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров. Бункер начали строить в 1951 году, через год после ввода в эксплуатацию станции метро. Применялись те же техника и технологии. Тоннели комплекса связаны двумя ходами с московским метро — станцией «Таганская» кольцевой линии метрополитена. Первый ход использовался для снабжения объекта, и ведёт в тоннель между станциями метро «Курская» и «Таганская», второй ведёт непосредственно на станцию «Таганская кольцевая» в технические помещения. После того, как бункер рассекретили и приватизировали — там обосновался музей и первые посетители могли даже фотографировать проезжавшие составы, однако затем тоннель метро был огорожен.
Во время строительства станции его хотели снести и начали было разрушать, но остановились. Была даже разработана технология, как его не разрушить при строительстве. Храму повезло, а отличие от многих других.
История порой идёт по кругу и не было ли это мистической местью самого метро? Хотя вроде глупое предположение. Но вспомним начало прошлого века. Члены Московского городского Императорского археологического общества обратились в 1902 году к городскому голове с 1897 по 1905 год князю Владимиру Михайловичу Голицыну (1847 -1932) по поводу проекта метро: «Проект господ Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям… Необъяснимое отношение к святыням… выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним тоннеля… Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Никиты Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние 3-х аршин, умаляются в своем благолепии».
Ряд священников написало письмо: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?»
Вот только прогресс остановить нельзя. Большевики создали прекрасное московское метро, при этом не особо обращали внимание на благолепие храмов.