Про Центральный дом литераторов (ЦДЛ) на Поварской улице многие, наверное, слышали или даже там были. Но это еще и бывший особняк Святополк-Четвертинских-Олсуфьевых. Чтобы осмотреть его весь, надо быть либо членом Союза писателей, либо сходить с экскурсией, так как в святая-святых простым блогерам путь заказан. Я была на экскурсии. Этот дом связывает две улицы: Поварскую и Большую Никитскую. На Поварской парадный вход.
3
Со стороны Б.Никитской еще один вход, это здание было пристроено в 1955 году, архитектор Аркадий Аркин. Это вход для пришедших на концерты или спектакли. Именно сюда в печальные даты приходят для прощаний.
1
Справа от этого коричневого здания-куба находится желтый особняк, который тоже принадлежал Союзу писателей, и Союз начинался именно отсюда. Когда-то здесь находились палаты Долгоруковых, именно Долгоруковых. Долгорукий был у нас один. Впоследствии хозяева менялись. Последним до 1917 года был барон Боде-Колычев. А потом здесь размещались разные лит-объединения. В 1934 году Максим Горький по приглашению Сталина вернулся в СССР и организовал Союз писателей. В лихие 90-е годы, когда распался Союз писателей СССР, многое из принадлежавшей ему недвижимости было потеряно. Возможно, какое-то время здесь находился кабинет уголовного авторитета Деда Хасана, во всяком случае, застрелен он был во дворе этого дома.
Со стороны Поварской перед особняком большой полукруглый двор, где стоит памятник Толстому, подаренный в 1954 году Союзом писателей Украины Союзу писателей России. Почему Толстому? Возможно, именно этот дом он описал как Дом Ростовых в своем романе «Война и мир».
1 из 3
Идем от Б.Никитской к Поварской. Здесь еще один замечательный особняк, в котором сейчас культурный центр и музей-квартира Чайковского. Раньше это была усадьба генерал-майора Александра Казакова. У него было две дочери: Надя и Вера, которые очень дружили. Надежда (Веригина, затем Мейендорф) стала владелицей этого особняка. Вера (Арапова, а затем Святополк-Четвертинская) хотела жить рядом с сестрой, а свободного места не было. И тогда она уговорила Боде-Колычова продать ей часть сада и в 1887 году построила особняк (архитектор Петр Бойцов), который как бы стягивает две улицы. То есть мы идем, по сути, в дом Веры. Дом был построен из красного и серого кирпича и использовался мячковский белый камень, но это видно только во дворе.
1 из 2
В 2014 году особняк был отреставрирован, не все сохранилось, но сохранилась интерьерная часть, что делает его уникальным. Входим с Поварской улицы. Поднявшись на несколько ступеней, видим мемориальную доску и фото Сергея Михалкова, который жил в доме напротив и практически каждый день приходил сюда.
Кессонные потолки и стены отделаны дубом. Сохранилась даже деревянная столярка на окнах.
1 из 3
1
Над входом, в который мы вошли, в наличнике изображен цветок, может, 4-х листный клевер. По легенде, изгнанная из рая Ева взяла с собой именно такой цветок. У друидов он символизирует: Огонь (уверенность и сила), Воду (удача, богатство), Землю (гармония и здоровье) и Воздух (любовь и семья). В особняке такие цветы будут встречаться часто.
Мебель вся антикварная. Содержится особняк на деньги Московского столичного клуба. Кстати, старинные картины, выставленные здесь, можно купить.
1
Дальше находится узкий коридор, на стенах которого редкие фотографии известных людей. В 1988 году здесь, в ЦДЛ, во время обеда Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, можно сказать, решалась судьба нашей страны.
1 из 5
1 из 11
Справа в коридоре вход в Большой каминный зал. Потолок здесь тоже из дерева, и эркер делает комнату светлее.
1
Очень красивы здесь деревянные обои с навершиями-пинаклями.
2
На камине можно тоже видеть пинакли и герб Святополк-Четвертинских. Герб очень знакомый, напоминает герб Москвы, но в зеркальном отражении. Кстати, все камины в этом особняке действующие, их чистят. Можно заказать, и камины растопят настоящими дровами.
1 из 3
2
Это был кабинет. Вообще на первом этаже была как бы мужская половина, на втором — женская и детская. Святополк-Четвертинские недолго прожили в этом доме. Они умерли, а дети продали дом Алексею и Александре Олсуфьевым. В Москве есть Олсуфьевский переулок, их владения находились еще в Хамовниках. Алексей практически жил в этом кабинете, он был филологом, очень любил книги, знал несколько языков. Афанасий Фет и другие поэты и писатели были желанными гостями в этом доме. Александра Олсуфьева была подругой великой княгини Елизаветы Федоровны.
По словам Ф. Ф. Юсупова, супруги Олсуфьевы были милейшей четой, «графиня походила на маркизу 18 века, супруг её был лыс, пухл и глух, как тетерев. Когда надевал он, свой гусарский мундир, сабля его, больше, чем он сам, волочилась по земле с адским грохотом. Потому графиня вечно тревожилась за его саблю в церкви». Когда он входил в церковь, он целовал все иконы, а если не мог дотянуться, слал воздушный поцелуй.
Дальше за дверью находилась маленькая спальня. Здесь ничего не сохранилось. На стенах висят литографии.
1
Дальше проходная комнатка с туалетом, а после революции здесь находилась цирюльня Моисея Маргулиса. На полу сохранилась метлахская плитка 1887 года. Эта плитка малого размера изготавливалась из цветной фарфоровой массы. На нее наносили глазурь и обжигали в специальных печах. Она сохраняет цвет и очень прочная. Ее еще называют ковровой из-за завершающего кантика.
А дальше мы прошли в один из самых роскошных залов — Дубовую столовую. Тут впору ахнуть. Красиво!
1 из 2
2
6
6
Витражное окно, огромная люстра, картины, кессонный потолок из светлого дуба, черный рояль со старинными фотографиями, камин и галерея второго этажа.
5
1 из 2
1
Архитектором особняка считается Петр Бойцов, но он, скорее, не архитектор, а рисовальщик, закончивший Строгановское художественное училище. В Нижнем Новгороде он занимался резьбой по дереву. Здесь мы видим резные колонны из сандалового дерева, которые вырезал Петр Бойцов. А сандаловое дерево привез из Индии (контрабандой) хозяин особняка Борис Святополк-Четвертинский, заядлый охотник и путешественник. Кроме этого дворца, Петр Бойцов занимался отделкой особняка купца Игумнова на Якиманке (теперь посольство Франции) и особняка Берга в Хамовниках (посольство Италии).
1 из 4
2
Громадная люстра, свисающая с потолка, это вообще экспериментальный образец. Ее планировали повесить в метро Кропоткинская, так как там должен был быть выход к Дворцу Советов. Сталин подарил эту люстру Максиму Горькому в особняк Рябушинского, который был предоставлен пролетарскому писателю после его приезда в Россию. Но тот дом был мал для нее, и люстра нашла свое место здесь, в ЦДЛ.
1 из 4
4
А мы по лестнице поднялись на второй этаж. Она сделана из дуба, без единого гвоздя, поскрипывает. Граф Алексей Олсуфьев отказался ее чинить, потому что на втором этаже проводил заседания запрещенного масонского общества, и по скрипу лестницы масоны могли услышать, что кто-то идет, и успевали скрыться по черному ходу. Когда-то император Александр III сломал на ней ногу. Сейчас здесь вход для «избранных», об этом говорит надпись: «Только для членов Московского Столичного клуба и их гостей». Ну, а мы экскурсанты, нам можно. На стене огромная картина, воссоздающая старый гобелен. На ней изображена итальянская вилла Олсуфьевых. Эта вилла, можно сказать, спасла им жизнь, когда они, пытаясь после революции покинуть Россию, заявили, что у них есть жилье в Италии. Если знать и присмотреться, то в кустах можно увидеть лицо художника.
1 из 2
2
Мы проходим в небольшую комнату, бывшую детскую спальню. На стене тканый ковер и литографии, в середине стол. Когда-то здесь на кроватях с балдахинами спали 4 девочки — внучки Олсуфьевых. Одна из них, Мария, по приглашению Вознесенского, приезжала в Москву. Поэт пригласил ее в ЦДЛ. Каково же было ее удивление, когда она попала в дом, где провела детство. А на дверях своей спальни увидела табличку «Партком». Мария много времени проводила со своим дедом Алексеем Олсуфьевым, от него переняла любовь к литературе, стала переводчицей. Переводила Вознесенского, Пастернака, Булгакова, Солженицына.
Дверь из бывшей детской ведет в бывшую игровую комнату, которая находится над бывшим кабинетом Алексея Олсуфьева. ЦДЛ — это не музей, и все комнаты, по которым мы ходили, это кабинеты ресторана. Везде стоят столы, здесь стол накрыт. На нем стоят старинные фарфоровые статуэтки и тарелки с кобальтовой сеткой (оригинальный цвет — синий), изготовленные Ленинградским фарфоровым заводом. Узор, который напоминает пересечение лучей прожекторов, придумала ленинградская художница Анна Яцкевич в годы блокады. В этой комнате также есть эркер, деревянный потолок и обои, камин. Мне понравилось висящее на стене зеркало.
1 из 4
3
4
Идем дальше. В следующей комнате мы видим настоящий масонский костюм. Дело в том, что граф Алексей Олсуфьев был масоном, и в этом помещении масоны собирались. Костюм был выкуплен на аукционе Сотбис членом Московского столичного клуба несколько лет назад за 25 тысяч евро.
Сейчас в бывшем масонском кабинете находится сигарная, причем курить можно только сигары, которые здесь же можно приобрести. Больше всего фотографий в интернете из Дубовой столовой и из этого пространства.
1 из 5
1
2
Балкон со столом и креслами выходит на Поварскую улицу, на Государственный театр киноактера, откуда с плаката нам улыбается Никита Михалков.
2
А мы спускаемся вниз по винтовой потаенной лестнице и попадаем в то небольшое пространство, где при входе нас встречал с фотографии Сергей Михалков. Если бы не было видно ручки в стеновой панели, то никто бы и не подумал, что здесь есть дверь на лестницу. Очень удобно было для тайных собраний масонов.
Но это еще не все. Мы снова проходим через Дубовую столовую и попадаем в буфетную. При Олсуфьевых здесь была большая библиотека, а с 1934 года буфет. Здесь стоят шкафы-витрины, сделанные по эскизам Бойцова на мебельной фабрике Шмидта, родственника его жены. В витринах находятся штофы: водку в бутылках на стол не ставили, все переливали в штофы. Водочный король Смирнов даже сам рисовал эскизы к своим штофам. В противоположной витрине находятся спиртометры и походная стеклянная рюмочка в футляре с бархатом (!).
1 из 3
На стенах висят плакаты, на них очень красивые меню. Даже знаменитый архитектор Шехтель рисовал меню, это было очень востребовано.
1 из 3
1
Следующее помещение — как бы небольшой музей, здесь на стенах висят старые фотографии особняка, планы, фотографии Олсуфьевых, их генеалогическое древо. Вообще, судьба потомков Олсуфьевых очень интересна.
1 из 11
А то пространство, которое находится за этим музеем, появилось в 1955 году, это пристройка к особняку, как раз в том самом здании-кубе, который имеет выход на Б.Никитскую. В 1961 это пространство начали расписывать и зал получил название Пестрый. Это настоящие рисунки художников и писателей, их надписи и автографы.
1
1 из 3
Какое-то время администратором здесь был Аркадий Бродский. Так вот, он не пустил в этот зал ни Аллу Пугачеву, ни Анастаса Микояна, потому что сюда могли пройти только члены Союза писателей СССР.
1 из 9
Приятный бонус от ресторана и экскурсии: для нас был приготовлены чай-кофе и пирожки. Пирожки были восхитительны, тесто как пушинка. Необычно было посидеть в этом зале, где пили-ели-спорили-думали-сочиняли те, кого мы хорошо и не очень знаем по их произведениям.
А с нами поделились рецептом «Гурьевской каши», так как прадед Святополка-Четвертинского был в родстве с Гурьевыми. Рецепт я записала, но готовить не буду. Надо взять кастрюлю с толстым дном, залить молоко и на медленном огне томить полтора-два часа. При этом все время снимать пенки. Потом в молоко всыпать манную крупу и варить манную кашу. Пока она варится, в меду припустить отдельно орехи и отдельно фрукты. Когда все будет готово, взять посуду с высокими бортами, и в нее выкладывать несколькими слоями: слой пенок, манной каши, фрукты, орехи и т. д. Украшается все это фруктами и орехами, посыпается сахаром и отправляется в духовку для образования золотистой корочки.
А нам еще осталось пройти и посмотреть Арт-кафе. Здесь как-то более атмосферно, также много дерева. Здесь происходят съемки «Приюта комедиантов» — это веселые актерские посиделки.
1 из 2
2
1 из 2
1
1 из 3
Ну и последнее помещение — это фойе Дома литераторов, выходящее на Б.Никитскую. Мы прошли здание насквозь. Здесь также есть памятная доска с фамилиями писателей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Если приходить на спектакли, концерты или прощания, то вход отсюда.
Экскурсия с чаепитием длилась почти три часа и очень понравилась: еще бы — побывать в таком уникальном месте! Несмотря на субботний день, мы были одни и смогли осмотреть все залы. В принципе, прийти сюда и выпить чашечку кофе (350 руб) с вкуснючим пирожком (150 руб) или покушать в ресторане может любой. Другое дело, что многие залы только для…
Адрес: ул Поварская, 50 (или Большая Никитская, 53). Ближе всего от метро Баррикадная. А если идти от Арбата, то можно посмотреть исторические здания на Поварской улице.