Козельская Введенская Оптина Пустынь находится в Калужской области на берегу реки Жиздры, всего 3 км от города Козельск. Это удивительное место посетили в составе организованной группы коллег и друзей, были все свои. В подобных местах предпочитаю бывать с друзьями или одна. Об эмоциях и впечатлениях обычно не пишу, это слишком личное.
Только фотографии и факты, а читатели уже сами должны решить: тянет их сюда или нет, стоит здесь побывать или нет.
От стоянки автобуса неспешно идем, вспоминая об истории города Козельска (о нем нам рассказала гид в автобусе) и об обители.
В «Ипатьевской летописи» город Козельск указан 1146 годом и первом удельным князем города был сын Святослава Всеволодовича Северского — Мстислав, который был убит татарами при битве на Калке в 1224 году.
Время основания Оптиной Пустыни и имена первых насельников неизвестны.
Предположительно это 1408–1445 годы, когда Козельск перешел в род князя Владимира Андреевича Храброго, и это подтверждается письменным источником — историческим описанием архимандрита Леонида в 1847 году.
Местное предание гласит, что основателем Пустыни был разбойник Опт, от имени которого и идет название. Но это спорно.
Обычно монастыри называют в честь Святых или праздников, в честь которых они построены. А здесь Оптина Пустынь. Необычное слово и имя Опт, которого нет в русском языке.
Поэтому некоторые исследователи соглашаются с версией, что оптинский монастырь был основан в татарское нашествие бывшими грабителями, которые обратились в иную веру.
В очерке Владимира Солоухина «Время собирать камни» о возникновении Пустыни написано так: «…вот и разбойник по прозванию Опта, где-то в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем (вольготно тогда было махать — леса дремучие, проезжие люди редки, связи между населенными пунктами никакой), раскаялся в конце концов и решил спасаться. В глухом сосновом бору, на берегу реки Жиздры он основал монастырь, который представлял из себя, наверное, несколько землянок на пять-шесть человек, да часовенку, где молиться».
Есть еще одна версия происхождения монастыря: основал Оптину князь Владимир Андреевич Храбрый (двоюродный брат Дмитрия Донского), который основал город Серпухов и благоволил монашеству.
Духовный расцвет монастыря связан с именами оптинских старцев Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Оптинские старцы считаются особо почитаемыми в православной церкви.
О монастыре много написано, многое узнали из путевой информации экскурсовода.
В 19 веке обитель тесно связана с русской культурой: сюда приезжают братья Киреевские, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, который потом в «Братьях Карамазовых» создал образ старца -«положительно прекрасного человека».
До революции в монастыре жили около трехсот монахов и они имели влияние на народ.
Закрыт был монастырь в 1918 году: монахов разогнали, многих сослали в лагеря, многих расстреляли.
Только к 1000-летию Крещения Руси Оптина Пустынь была возвращена церкви и верующим.
На входе план монастыря с многочисленными храмами.
Оптину Пустынь называют местом силы и света, но это новодел (до 1985 года здесь были развалины). Все здесь восстановлено по воспоминаниям и фотографиям. Но здесь жили оптинские старцы…
Главным считается Введенский собор или собор Ввведения во храм Пресвятой Богородицы, первоначально построенный в 1750–1771 годы и восстановленный в конце века 20.
Главные Святыни храма — икона Казанской Божией Матери, мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария. У Преподобного Амвросия, приехав из поездки, прочитала следующие изречения.
«Грехи — как грецкие орехи, скорлупу расколешь, а зерно выковорить трудно». «Кто уступает, тот больше приобретает» — и еще много мудрых мыслей есть у оптинских старцев.
Напротив главного храма колокольня — самое высокое строение монастыря (64 метра). Ее видно из всех уголков обители. Была построена в традициях классики в начале 19 века. Как и все постройки была разрушена, восстановили в 1999 году. Вход в нее закрыт.
В майские дни здесь много паломников и туристов.
Храм иконы Казанской Божией Матери построен был в 1811 году, восстановлен в 1996. В этом храме находятся мощи Святых Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. «И в сообращении друг с другом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить безумными своими суждениями» — это Антоний Оптинский говорил.
После революции, когда монастырь превратили в сельхозартель, это храм действовал дольше всех до 1923 года. В советское время в нем было сельхозучилище.
Владимирский храм был построен в 1808–1811 годы, разрушен был до основания.
Восстановленный в 1996 году стал усыпальницей Оптинских старцев. Первым к лику Святых был причислен старец Амвросий (в 1988 году). В 1996 году еще 14 Оптинских старцев были признаны Святыми и их мощи перенесли в этот храм.
Храм Преображения Господня был заложен во время последнего визита в Оптину Алексием 2 и освящен в 2005 году. Такого храма раньше в монастыре не было.
Название храма неслучайно: Оптина Пустынь была закрыта на день Преображения Господня в 1923 году.
Часовня Воскресение Христа тоже новодел, такой раньше не было: построена на месте погребения трех монахов в 1993 году.
Перед Пасхой в 1993 году перед Крестным ходом были убиты три монаха: Василий, Ферапонт и Трофим. Рано утром Василий шел на исповедь, звонили колокола, но вдруг звон прекратился и Василий пошел узнать в чем дело. Из звонницы выбежал человек и всадил в монаха кинжал.
Человека через несколько дней задержали, он оказался душевнобольным и был отправлен на лечение, но три невинных человека погибли.
Рядом с часовней монастырский некрополь, на котором можно увидеть фамилии Давыдовых, Чичериных, Писаревых и других знатных особ и покровителей монастыря. Захоронение было возможно только с разрешения настоятеля.
Вблизи монастыря есть источники: Пафнутия Боровского, Серафима Саровского и Амвросия Медиоланского, но мы до них не доехали. Наш тур был очень насыщенный «Калуга-Оптина Пустынь- Шамордино-Полотняный завод».
Мы поехали обедать в Козельск, который мне понравился: с удовольствием бы побродила по его улочкам-закоулочкам.
Основанный в начале 12 века славянами-вятичами, он дважды был сожжен монголо-татарами. Дважды держал осаду хана Батыя и хана Ахмата.
А еще в Козельском районе свыше 100 храмов, монастырей и часовень.
Кафе «Козельск» запомнился вкусной выпечкой и старинными фотографиями на стенах (обед был тоже вполне приличный).
Закончить хочется словами старца Амвросия: " В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что самое редкое и великое сокровище — сердце внимательное».
А впереди у нас Шамордино -еще одно удивительное место Святой Руси.