В каждом уголке нашей необъятной страны есть особые знаковые места, где наиболее остро ощущается связь прошлого, настоящего и будущего. Таким местом несомненно является Раифская Богородицкая пустынь. Полное название звучит как Раифский Богородицкий мужской монастырь. В народе обитель попросту называют Раифой. Расположена она в Зеленодольском районе, в 27 км к северо-западу от Казани.
10
Возникновение монастыря связывают с именем преподобного иеромонаха Филарета. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что рожденный в знатной боярской семье, он, после смерти родителей раздал свое богатое состояние нищим, избрал монашеский путь и принял постриг в Московском Чудовом монастыре. В 1613 инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасопреображенского монастыря. Жаждущий уединения и безмолвия инок часто удалялся от монастыря в дремучие леса.
10
Однажды он набрел на Сумское озеро и на берегу соорудил себе не то землянку, не то хижину. Пребывая в строгом посте и молитвах, отшельник долго жил в одиночестве. Но постепенно вокруг скита стали селиться люди. Так образовалось киновия — небольшое поселение пустынников.
8
После смерти Филарета по просьбам иноков митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий в 1661 году дал благословение на создание монастыря на месте скита. Уже через год развернулись строительные работы. Первая деревянная церковь была освящена в 1663 году в честь Евфимия, архиепископа Новгородского. Позже обитель обнесли крепостной стеной с башнями, бойницами и двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, а другая — во имя Святых преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью.
9
По одной из трактовок слово «Раифа» можно перевести с еврейского как «Богом хранимая». Название «Раифа» связано с древним монашеским поселением на египетских землях неподалеку от горы Синай. Христианские подвижники жили в пещерах, в каменных ущельях и отличались особой строгостью монашеской жизни. Зачастую они питались только финиками, кореньями и дикими горькими травами. Многие прославились даром чудотворения. В IV–V веках иноки неоднократно подвергались нападению варваров и кочевых арабских племен. Кочевники зверски, с лютой свирепостью мучили подвижников и затем с ужасающей жестокостью их убивали. Первое избиение описано египетским монахом Аммонием, очевидцем гибели сорока святых Отцов синайских. Вторичное избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником, чудом избежавшим смерти.
5
9
Новоустроенный монастырь пребывал в немалой бедности и не имел ни собственных земель, ни угодий. Община терпела сильную нужду во всем необходимом. Игумен Савватий в 1670 году писал в своем челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе в 1674 году монастырю были пожалованы близлежащие деревни с крестьянами, лес, пашни и окрестные покосы.
5
7
Высшего расцвета Раифская обитель достигла после обретения списка с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. Сам образ, вывезенный персами из покоренной Грузии, был выкуплен русскими купцами и находился в Черногорской (Красногорской) обители Архангельской епархии. Чтобы снять с него копию, митрополит Лаврентий отправил на Север своего лучшего художника-иконописца. В 1668 году список торжественным крестным ходом был перенесён в Раифский монастырь и помещён в специально построенный для нее новый храм. Икона сразу начала совершать чудеса, неся исцеление незрячим, хромым и умалишенным.
9
В 1689 г. страшный пожар истребил все постройки Раифской обители. К великому счастью Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена. Однако пустынь пришла в крайнее запустение. Кроме построек, сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что серьезно затрудняло процесс восстановления. Лишившись пристанища, престарелые и немощные монахи разбрелись кто куда. Те немногочисленные братья, что остались, ютились в землянках, вырытых на пепелище. Видя их безграничную преданность родной обители митрополит Казанский Адриан решил возродить монастырь и сделать это уже в камне.
6
Строительство нового, кирпичного монастыря велось с 1690 -1717 гг. К началу XX века монастырь насчитывал пять храмов. Послушники обители считались защитниками страждущих, помогали местному населению. Трагические события революции 1917 года и развернувшаяся в стране братоубийственная Гражданская война наложили свой отпечаток и на этот скромный монастырь. В годы лихолетья монастырское хозяйство было разграблено и разорено «пролетариями». Однажды местные крестьяне, учинив самосуд, сурово покарали кощунников — красноармейцев и чекистов, поднявших руку на монастырское добро. Последовали карательные акции со стороны Советской власти. Теперь все они рядом. Одним звезда. Другим икона.
6
Свое существование монастырю удавалось поддерживать до июня 1928 года во многом благодаря тому, что по инициативе профессоров Казанского университета здесь в 1921 году был заложен дендросад, а заповедные леса вокруг стали базой лесного факультета.
6
Дальнейшая подсоветская судьба монастыря типична. В сентябре 1933 в обители была организована Раифская трудовая коммуна. В числе первых коммунаров были изъятые с улиц беспризорные дети. В храмах и братских корпусах располагались клуб, столовая, жестяночный цех, кузнечные и слесарные мастерские. Воспитанники изготовляли самую разнообразную обувь, занимались корзиноплетением. В военные годы сотрудники и воспитанники трудовой колонии трудились под девизом «Всё для фронта, всё — для победы!». Шили плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки, фляжные футляры, кисеты, обувь. В 1953 году Трудовая колония была преобразована в Раифскую детскую воспитательную колонию для несовершеннолетних преступников, а в 1965 году — в Раифское специальное профессиональное техническое училище.
9
Сегодня у детской колонии свои здания, отделённые от монастыря забором. Но жизнь воспитательного учреждения связана с монастырем и исторически, и духовно. Здесь одновременно живёт до 110 мальчишек со всего Татарстана и соседних регионов. Ребята с пятого по одиннадцатый класс. Сюда попадают на два-три года за кражи, хулиганство, торговлю наркотиками. У каждого воспитанника своя драматическая судьба, несчастливо сложившаяся детская жизнь, своё горе.
10
Возрождение монастыря состоялось в 1991 году. Огромная заслуга в этом принадлежит архимандриту Всеволоду. Этот удивительный, энергичный человек (в миру Вячеслав Александрович Захаров) сделал невозможное. По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Трудно было изыскивать средства на восстановление едва ли не полностью разрушенной обители. Но отец Всеволод, поднял из руин монастырский комплекс в очень короткий срок, сделав его самым посещаемым в митрополии. У Булата Окуджавы есть замечательные строки: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…». Так и Всеволод. Увлеченный своим делом он дышал своей обителью, создавая новую историю святого места. Помогали и обычные люди. Кто чем мог: деньгами, кирпичом, продуктами, инструментами.
6
2
могила архимандрита Всеволода
Сегодня от былой разрухи не осталось и следа. Все уцелевшие здания хорошо отреставрированы и радуют глаз свежевыкрашенными фасадами. Трудники и послушники следят за чистотой. Всюду высажены деревья, кустарники и разбиты цветочные клумбы. Вдоль дорожек установлено много скульптур на религиозную тематику, созданных скульптором Савельевым.
6
5
Каждого идущего в обитель встречает стройная пятиярусная колокольня под названием «Раифская свеча». Её возведение началось в 1889 году на средства известного марийского купца-лесопромышленника и мецената Михаила Тимофеевича Атлашкина. На втором этаже надвратной колокольни устроен храм во имя архистратига Божия Михаила. В 1891 году на колокольню водрузили семиметровый крест. Часы в верхнем ярусе башни, чистопольского производства, работают по принципу обычных «ходиков», с тихим тиканьем — это самые большие часы подобного устройства из всех, что зарегистрированы в мире.
9
Пройдя под массивной аркой колокольни, первая церковь, которую видишь, это Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери.
10
Именно здесь хранится список Грузинской чудотворной иконы Божьей Матери, созданный в XVII веке. Ее подлинник был утрачен. Поэтому Раифская икона ― самая старинная и наиболее почитаемая из всех Грузинских икон Богородицы в России.
7
7
Массивное здание собора было построено в стиле классицизма в 1835–1842 годах архитектором М.Коринфским вместо пришедшего в ветхость храма конца XVII века. Венчает храм огромный синий купол. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
5
3
Самая крупная и самая «молодая» постройка Раифского монастыря ― Собор во имя Живоначальной Троицы. Он был фактически заново построен в 1894 году архитектором Ф. Н. Малиновским в русско-византийском стиле. В результате собор приобрел совершенно иной, нарядный вид.
9
Нельзя не заметить Семистрельную икону Божией Матери. Собрана она из морской гальки, мраморной крошки, смальты и ракушек. Автором этой необычной работы является мастер по мозаике Анна Солнечная. Четыре месяца художница трудилась над иконой, которую затем освятили в Раифском монастыре. Позже, икону вместе с другими работами выставили в Казани на продажу. А после того, как купили, икону подарили Раифскому монастырю. Икона вернулась туда, куда до этого ее привозила освящать сама Анна.
8
Троицкий собор славится своей уникальной акустикой. Рассказывают, что пение братии слышно на несколько верст вокруг. Жаль, но послушать хор не удалось. А вот оторвать взгляд от иконостаса не могла. Вызолоченный червонным золотом он искусно украшен резьбой и орнаментом.
7
7
На западной стороне прихрамовой площади находится двухэтажный корпус с братскими кельями. Рядом стоит Водосвятная часовня, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Состав воды этого источника уникален — гидрокарбонатно магниево-кальциевая вода. Ученые проводили ее исследования и официально признали целебной. Воду можно набрать в бутылки и взять её собой.
4
Посреди двора обращает на себя внимание одинокий столбик. Это солнечные часы. Светящаяся полоса на циферблате в ясные дни показывает местное истинное время, отличающееся от московского почти на час.
4
Необычайно привлекательны кованые узорчатые оградки, перила и навесы над входными дверями. Выполненные в едином стиле металлические кружева смотрятся изящно и красиво.
5
7
6
Гуляя территории монастыря, постоянно натыкаешься на спящих и гуляющих котов. 18 лет назад кто-то пошутил и на одном из местных телеканалов разместил объявление в виде бегущей строки: «Раифский монастырь принимает бездомных кошек». Представляете, что началось! Число кошек вскоре практически сравнялось с числом насельников — служителей веры здесь около сорока. Для кошачьего семейства пришлось приспособить отдельный подвал — «кошкин дом» и оборудовать для животных специальную кухню. Расписание монастыря и особый колокольный звон, приглашающий монахов на трапезу хвостатые обитатели выучили быстро. Поэтому шагающая на обед в столовую братия и резво бегущие в направлении трапезной кошки — обычное явление. Недавно наместник монастыря игумен Гавриил (Рожнов) попросил паломников и гостей обители не подбрасывать кошек. «Мы в ответе за тех, кого приручили: если берете животное, ответственность берите за него до конца», — сказал игумен. Удивительно, что эта непреложная истина для некоторых недосягаема.
8
По квадратному периметру монастыря, как в древней обители, возведены крепостные стены. По углам возвышаются круглые башни под железными кровлями, увенчанные флюгерами.
9
В юго-восточной башне расположен исторический музей. Основу экспозиции составляют церковные облачения, рукописные книги XVII века, фотографии и уникальные документы, касающиеся Раифской обители.
4
На уровне третьего яруса расположена смотровая площадка. Оттуда можно обозреть весь монастырь и полюбоваться на озеро, полумесяцем обнимающее белокаменный «кремль».
9
Природное окружение монастыря придаёт ему живописность и очарование. Когда-то озеро, как и вытекающая из него мелководная речушка, носило название Сумка. С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. На берегу озера они устраивали капища и совершали языческие обряды. Теперь, как и обитель, озеро именуется Раифским.
8
В озере обитают абсолютно молчаливые лягушки. Говорят, что в XVII веке они просто надрывались и квакали так пронзительно, что заглушали молитвы иноков. Тогда монахи попросили Бога заставить замолчать лягушек. И с тех пор они умолкли! Даже в брачный период не квакают. Самые любознательные пытались развенчать миф. Они привозили сюда обычных, голосистых лягушек, которые здесь не издавали ни звука. А когда увозили в другие места лягушек монастырских, то они там сразу начинали квакать.
9
7
Верить или не верить в чудеса и легенды, решать, конечно, вам. Настоящее чудо — оно тихое и радостное. Кто-то «видит» его на каждом шагу, а кто-то проходит мимо. Но с верой в чудеса мир становится намного ярче и интереснее!