Калуга знаменита своим Музеем истории космонавтики. Но город богат и другими, не менее интересными, музеями. Одним из них является Музейно-Краеведческий комплекс, расположившийся в усадьбе Золотарёвых. Выставки музея рассказывают об истории Калужского края с древнейших времён и о природе региона.
4
Из экспозиции музея — история древнейших времён
Безусловно, выставки интересные, обладающие уникальными экспонатами, но сюда стоит прийти даже ради одного этого здания, сохранившего неповторимую внутреннюю отделку.
Купеческий род Золотарёвых пошёл от известного в Калуге мастера по чеканке серебра, крупного торговца серебряными изделиями Максима Кузьмича Золотарёва. Его сыновья — Пётр Максимович и Иван Максимович стали купцами и видными промышленниками. Они вели широкую торговлю не только в Калуге, но и в Санкт-Петербурге, и за границей — в частности в Германии.
Купец 1-ой гильдии, коммерц-советник Пётр Максимович Золотарёв в 1814 году стал городским головой. Но при всех своих званиях и титулах он носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах и имел строгий вид. Рассказывают, что популярность Петра Максимовича была так велика, что в берлинских конторах висели его портреты.
Это уважение Золотарёв приобрёл тем, что в 1812 году, имея в Берлине кредит в 200 000 рублей, он не воспользовался тем, что русские деньги в тот момент упали в цене на бирже, и не рассчитался с кредиторами суммой в половину задолженности, а погасил долг полным золотым рублём. Петр Максимович был лично представлен императору Александру I и тот Высочайшим разрешением дал резолюцию: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника».
Его брат, Иван Максимович — купец 1-ой гильдии, занимался торговлей китайскими шёлковыми и хлопчатобумажными тканями, чаем и сукном. В Калуге он исполнял должность бургомистра, был гласным Калужской думы.
1
Фото из интернета
Кроме всего прочего, братья Золотарёвы прославились благотворительностью.
В начале XIX века Золотарёвыми в районе Завершье начинается строительство усадебного комплекса. Архитектор прекрасной усадьбы неизвестен. Но зато доподлинно известно, что работами по отделке — росписями стен и потолков, изготовлением барельефов, инкрустацией полов — занималась московская художественная мастерская Сантино Петровича Кампиони (Сантино Валентино Израэлло Кампиони) — русского скульптора итальянского происхождения.
Долгое время считалось, что владельцем усадьбы был Пётр Максимович, но проведённые архивные исследования показали, что усадьба принадлежала Ивану Максимовичу. В 1880-х годах наследники купца продали дом дворянам Кологривовым, которые владели им до 1919 года, до национализации. А уже с 1922 года здесь размещается Калужский краеведческий музей.
Каким-то чудом усадьба не пострадала ни во время революции, ни во время Великой Отечественной войны. А ведь в 1941 году в ней сначала размещалась дивизия вермахта, а потом — фельджандармерия.
Но, давайте уже познакомимся с этим великолепием!
Фасад здания, выполненный в стиле русского классицизма, украшен горельефами на темы древнегреческого эпоса» «Спор богинь», «Суд Париса» и «Жертвоприношение». Горельефы античных скульптур уже сами по себе представляют музейный экспонат декоративного искусства.
6
Арки с восхитительными чугунными кружевными воротами и оригинальные фонари у входа обещают что-то необыкновенное внутри здания, и они не обманывают. В этом мы убедимся, войдя в музей.
5
Но сначала обойдём здание и заглянем во внутренний двор. По границе двора, друг против друга, расположились жилой флигель и каретник. Между ними эффектная крытая галерея с двойной колоннадой тосканского ордера.
6
Ну, а теперь — в музей!
2
Первый этаж, изначально бывший хозяйственным, отведен под выставку природы и фауны Калужского края. В экспозиции с круговым обзором представлен смешанный лес и его обитатели: лось, благородный олень, кабан, бурый медведь, рысь.
4
Должна признаться, что настолько оригинальной экспозиции я не видела ни в одном музее.
3
На стилизованном дереве представлены птицы.
Не без интерактивности, конечно. Если погладить эту «царевну», то она начинает поочерёдно квакать голосами различных лягушек.
3
На втором — парадном этаже — располагается историческая экспозиция, состоящая из наиболее ценных экспонатов. Туда нас ведёт роскошная лестница.
6
Как и во всём усадебном доме здесь применён приём сочетания лепнины с её изображением. Бьюсь об заклад, вы вряд ли узнаете где нарисованная:).
7
Ещё один приём, использованный в отделке лестницы — симметричность. И опять на помощь приходит изобразительное искусство.
5
Особняк сохранился настолько хорошо, что даже в настоящее время взору наблюдателя предстают интерьеры, практически не изменившиеся с XIX века. По замыслу архитектора весь второй этаж делится на две анфилады: жилых и парадных комнат. Красота и роскошь залов вызывают особый восторг!
Но не менее интересна и экспозиция, представленная в этих чудесных залах.
В первом зале представлены предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Калуги и области. Все экспонаты представляют интерес, но особенно те, которые связаны с обороной Козельска в 1238 году, Стоянием на Угре, восстанием Ивана Болотникова.
5
В следующем зале представлен макет Калужской крепости.
4
Калужская крепость согласно традиционному средневековому правилу, состояла из двух главных частей: города и острога. Прямоугольная в плане крепость Калуги стояла на высоком берегу Оки между двумя глубокими оврагами — Березуйским и Городенским. В северо-восточной части естественные укрепления отсутствовали, и там крепость была защищена валом и рвом.
8
Ну, и конечно, великолепная отделка этой комнаты никого не оставляет равнодушным.
7
3
Вообще, проходя по анфиладе комнат усадебного дома, я разрывалась между экспонатами и роскошной отделкой этих самых комнат. На мой взгляд, и не только мой, интересная экспозиция отходит на второй план, так как всё твоё внимание занимают великолепные интерьеры.
4
Комната формы неправильного пятиугольника отдана под экспозицию, посвященную Петру I.
3
В 1722году император побывал на Истьинских железных заводах купца Вернера Миллера. Существует исторически анекдот относительно его пребывания на заводе: «Поелику он был основателем оных и заводителем других заводов и фабрик, почитал должностью своею, яко своих рук дело — посещать оные и одобрять работающих. В один из последних дней своего пребывания вытянул оною своими руками осьмнадцать пудов, и каждую полосу означил своим штемпелем, причем его свиты Бояре и придворные чиновники носить были должны уголья, разводить огонь, раздувать оный мехами и другие исправлять при нем работы. Петр I получил 18 алтын и купя на оные башмаки, говорил о них другим: «Вот башмаки, которые я выработал собственными своими руками».
Здесь, в этом же зале, среди экспонатов находится, наверное, один из уникальнейших — часы-картина «Обезьяний оркестр».
Известно, что часы изготовлены во Франции, в Париже, предположительно во второй половине XIX в. в мастерской Tharin, которая специализировалась на изготовлении музыкальных автоматов. По найденным на часах надписям стали известны авторы данного произведения искусства и техники. Выяснилось, что на часах упомянуто имя известного французского исследователя истории костюма — Альберт Шарль Огюст Расине. Еще одним создателем «Обезьянок» был Чарльз Ривьер, который был известным художником и гравером своего времени. Более того, существует вероятность их знакомства с Чарльзом Дарвином и его «Теорией происхождения видов», на волне популярности которой и был создан «Обезьяний оркестр».
Забавный экспонат в одной из витрин при переходе из жилой половины в парадную — штоф зелёного стекла с изображением расшалившихся чёртиков. Такой вполне не прозрачный намёк на «пьянству — бой!» :).
3
С удивлением узнала, что это работа русской художницы-графика Елизаветы Меркурьевны Бём (я рассказывала о ней в своём материале о Дятьковском хрустальном заводе). Ну, чувство юмора ей было не занимать:)
2
Как ни прекрасно оформление жилых комнат, но парадные не уступают по своему великолепию любому дворцу.
В парадной спальне, где было, кстати, почивали венценосные особы (!) стены украшают панели и колонны из искусственного мрамора (но я почему-то сфотографировала только потолок).
6
За парадной спальней находится боскетная комната, расписанная под обвитую зеленью беседку.
9
Потрясающе нарядна парадная гостиная. Её стены обтянуты голубым штофом, вставленным в золотые рамы. Узкие зеркала в резных рамах вмонтированы в плоскость обеих угловых печей.
8
Иллюзию купола создает перспективная роспись кессонами слегка вогнутого плафона потолка.
7
Наличие этого плафона создаёт интересный эффект — если встать в определённой точке и сказать что-либо, то звук отражаясь становится объёмным. При этом, ни в каком другом месте этого эффекта не наблюдается.
Экспозиция в голубой гостиной посвящена писателям, публицистам, учёным, бывавшим в Калуге, а также истории калужского театра.
Следование гостей по парадным интерьерам предусматривало и смену впечатлений. Одним из приёмов для достижения этого было размещение над каждой дверью в комнаты скульптурных вставок со сценками из жизни Амура.
Сначала Амуру поклоняются и курят фимиам,
4
а когда он засыпает в типичной ребячьей позе под деревом, крадут у него лук и стрелы.
3
4
На последнем барельефе обезоруженный, прикованный цепью к статуе Минервы Амур горько плачет и ломает руки.
4
И, наконец, танцевальный зал. Его украшает живописное панно с изображением романтического пейзажа с рощей, водопадом и античными постройками.
8
Античная тема поддерживается и росписью потолка.
5
Над оконными и дверными проёмами расположены лепные барельефы.
9
Наверху, опираясь на колонны коринфского ордера, расположился балкон для оркестра.
4
На этом знакомство с потрясающим музеем «Усадьба Золотарёвых» заканчивается, но впечатления от соприкосновения с прекрасным остаются с нами.