Памятник в обратной перспективе

Этот памятник я впервые увидела в 2021 году, а датой его рождения, согласно объяснительной таблице, установленной рядом, был год 2020. То есть памятник совсем молодой, можно сказать переживающий период младенчества. Моей первой реакцией на сооружение было удивление — неровные ржавые конструкции мало походили на памятник. Однако любое произведение искусства призывает к вдумчивости, и я стала думать. Разглядела, вырезанные в металле, силуэты русских воинов времен Ивана III, который и решил основать здесь крепость в 1492 году, для чего привел сюда 7000 воинов. Крепость должна была защищать от ливонских и шведских войск. Она была построена прямо на границе с Ливонией, на так называемой Девичьей горе, на берегу реки Наровы и без излишней скромности названа Иваном III в. свою честь.

1
Памятник в обратной перспективе

Потом вокруг крепости вырос город, который и до сей поры носит называние Ивангород.

Памятник в обратной перспективе

Редкостной достопримечательностью этого места всегда являлось самое близкое в мире нахождение двух вражеских крепостей — русской и ливонской (ныне эстонской) — их разделяет только река Нарова.

1
Памятник в обратной перспективе

Через реку был в свое время переброшен мост — пешеходный и автомобильный, который в советское время назывался Мост дружбы — страна была одна — СССР.

Потом на смену дружбе пришли иные времена, которые, несмотря на серьезные таможенные посты с двух сторон, не мешали доброжелательной лояльности. Движение через мост в обе стороны было очень плотное, особенно много было грузовых фур — Запад и Россия активно торговали и данный путь был важной логистической артерией. Пишу эти воспоминания в первую очередь потому, что «забитая» машинами дорога, которая еще недавно, огибала памятник, мешала сфотографировать новое произведение искусства с разных сторон на каком-нибудь симпатичном фоне. Вообще памятник на «Горке» — так стали называть это место, окутанный бензиновым перегаром разнонациональных транспортных средств, что медленно «сползали» к таможне, было не самое выгодное.

Памятник в обратной перспективе

Недавно я вновь была рядом с памятником и не обнаружила ни одной грузовой машины, которая бы стремилась одолеть когда-то популярный «Мост дружбы» — фотографировать стало легче и разглядеть детали тоже.

Итак, сосредоточимся на памятнике, который создан по проекту Дмитрия Андреева.

1
Памятник в обратной перспективе

Вначале хотела найти какую-нибудь информацию об авторе проекта. Почитала материалы с его страницы В Контакте — очень дельные, исторические сюжеты и замечательные архивные фотографии. Это вызвало уважение. Вгляделась в фото — вид богатырский и серьезный, так что сразу решила, что «критиковать памятник не буду»…

Впрочем, у меня и не было такого желания. Просто хотелось бы разобраться.

Ну, так давайте разбираться вместе!

Почитала первые отзывы на новое сооружение в интернете… Подумала, что традиционно, любой новый памятник почти всегда не нравится народу. (Я не имею в виду котов, собак и других Остапов и Дам с собачками, что загрузили наши города на потребу невзыскательным туристам — это как раз не вызывает негативной реакции, увы). Я о серьезных памятниках!

Тут можно составить целую энциклопедию примеров.

Ну, вспомним хотя бы Александровскую колонну! До сих пор в памяти народной остались отголоски тех страхов, которые посещали многих дам, что не подходили близко к великому инженерному сооружению — боялись, что упадет. Критики было немало. Потом память поредела и осталось лишь одно имя — Наталья Кирилловна Загряжская — прототип Пиковой дамы. Она якобы требовала, чтобы кучер объезжал колонну, чтобы не подвергать свою, уже далеко немолодую жизнь опасности!

Кстати, дабы развеять страхи, Монферран каждое утро (!) прогуливался вокруг колонны, чтобы личным примером, так сказать, рассеять опасения сограждан.

Конечно, памятник на Горке Ивангорода не Александрийский столп, а вот все равно приглашает поисследовать смыслы.

После того, как глаз привыкает к нагромождениям металлических ржавых конструкций, каждый любознательный гость города, подходит ближе и к радости обнаруживает печатное объяснение, зафиксированное на скрижали.

Памятник в обратной перспективе

Современный человек вообще склонен верить любому печатному слову — наивное поколение, воспитанное на заносчивой рекламе.

Памятник в обратной перспективе

Оказывается, памятник называется «Ивангородские ворота» и они, эти ворота, «символизирует гостеприимство Ивангорода».

Памятник в обратной перспективе

Вот здесь хочется воскликнуть «по-Станиславскому» — не верю!

Это мое предчувствие подтверждает и один из комментариев, что возник в ответ на призыв «обсудить памятник» — обращение к людям-ценителям, будирующее народное сознание на соответствующей странице интернета, сразу же после открытия сооружения. Цитирую: «Разрушенная арка символизирует не „гостеприимство Ивангорода“ (как написано на информационном щите), а скорее пролом в воротах (открытые, разрушенные ворота или дверь). Именно через такой вот пролом (открытую дверь) и вошли турки в Константинополь и захватили его в 1453 году. Таким образом, эта разрушенная арка символизирует путь гибели Ивангорода (по аналогии с Константинополем). Интересно, что Константинополь в 1453 году обороняли как раз около 7000 воинов».

(Известно, что победа защитников Константинополя тогда действительно была близка, да вот кто-то «забыл запереть ворота тайного лаза», что вели в Константинополь и Османы проникли в город… А может кто-то и НЕ СЛУЧАЙНО ЗАБЫЛ… Такие мысли тоже на ум приходят. Но это дела давно минувших дней, конечно.)

Не могу согласиться с пессимизмом автора комментария, но то, что «ворота» на самом деле выглядят не столь гостеприимно — это верно.

Памятник в обратной перспективе

Вырезанные силуэты русских воинов — если ходить вокруг памятника, как-то неожиданно проявляются — словно и вправду выглядывают из-за разрушенных «каменных» стен крепости. Было бы «призрачно», да материал памятника «отягощает». Такая вот драматургия)

Памятник в обратной перспективе

Но, признаюсь, я не стала бы так внимательно вглядываться в памятник, если бы не сущностное замечание на щите: «Скульптура цитирует древнерусскую иконопись: создается впечатление так называемой обратной перспективы».

Вот этот момент меня действительно заинтересовал!

С Обратной перспективой я познакомилась очень давно, когда прочитала великий труд Павла Флоренского.

Цитировать большой том здесь не буду, а кратко объяснить непросто.

У Флоренского это логично связано с философией и богословским видением мира. Почему изображения на иконе (византийский стиль) столь «непропорциональны»?

Потому что «точка схождения» не на плоскости картины, а ЗА ней. Получается, что не мы на икону смотрим, а тот мир, что ЗА иконой «смотрит на нас». Мы не стоим перед иконой, но ПРЕДСТОИМ!

Памятник в обратной перспективе

Конечно, кто-то из нас рассматривает икону, как художественное произведение и только. Это возможно. Но в таком случае человек НЕ ВОВЛЕЧЕН, он словно оказывается за пределами наиважнейшего общения мира ДОЛЬНЕГО с миром ГОРНИМ.

Эта тема очень интересная и я не буду ее сейчас развивать. Не понятно только, почему этот памятник якобы пользуется иконописным видением.

Я походила вокруг, но точку, с которой памятник стал бы разговаривать со мной — не нашла…

Ну, а если вдруг мне захотелось бы поверить декларативности текста, то я бы легко пофантазировала…

Ржавые конструкции, расположенные в хорошо продуманном, как бы хаотичном нагромождении, «оживают» прорезями силуэтов воинов далекого прошлого. Дольний мир подвержен потрясениям, а Горний, тот, который «ЗА» — спасает.

Обратная перспектива лучше видна издалека… Воины-призраки, словно предупреждают.

Что это? Предупреждение? Пророчество? «Прошлое в будущем»?

Памятник в обратной перспективе

Искусство — это тайна. Автор и сам не всегда знает, что в результате получается. Поэтому приглашаю посетить Ивангород, посетить замечательную крепость и походить вокруг такого неоднозначного памятника. Только не забудьте заранее оформить пропуск! Это ведь пограничная зона! Эстония рядом — вон и Длинный Герман — башня ливонской крепости рядом!

Памятник в обратной перспективе

Единственный мой собеседник, которому я поведала свое видение, возразил осторожно: а ты уверена, что сам автор об этом думал!

 — Это неважно, — ответила я. Так бывает.

Может быть, тот краткий диалог все же подсказал мысль завершить мой очерк стихами Алексея Толстого… Имеющий духовный слух, да услышит!

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!

Вечно носились они над землею, незримые оку.

Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!

Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,

Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?

Нет, то не Гeте великого Фауста создал, который,

В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,

С образом сходен предвечным своим от слова до слова!

Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,

Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,

Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,

Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?

Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

O, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,

Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,

Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье, И, как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки

Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,

Выйдут из мрака — всe ярче цвета, осязательней формы,

Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье —

Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,

И, созидая потом, мимолетное помни виденье!

(1856 г.)

1
Памятник в обратной перспективе

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Ивангородские ворота

Госпитальная ул., Ивангород, Ленинградская обл., 188490 Подробнее об объекте