В марте 2021 года мы посетили Новоиерусалимский монастырь в Истре, в 2023 году очередь дошла до историко-художественного музея «Новый Иерусалим», тем более появился отличный повод — выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России».
Музей «Новый Иерусалим» в Истре открыт в 2014 году. Ранее экспозиция музея, а это 190000 единиц хранения, располагалась в стенах Новоиерусалимского монастыря.
1 из 2
Участниками выставки фламандской живописи являются частные коллекционеры, музеи Ярославля, Углича, Тулы, Серпухова, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа, Москвы и Подмосковья.
1 из 2
1
В XVII веке Фландрия состояла из южных Нидерландов, территории современных Бельгии, севера Франции и Люксембурга. Фландрия была подчинена Испании. В период разорительных войн во Фландрии сформировалась отдельная национальная школа живописи во главе с Питером Паулем Рубенсом. В экспозиции музея «Новый Иерусалим» собраны работы более 50 самых значимых художников Фландрии XVII века. Особенное отличие художников-фламандцев — они были великолепными колористами.
Выставка условно делится на три части. Первый зал посвящен творческим взаимоотношениям художников и их учеников, второй — организационным взаимоотношениям, третий — взаимоотношениям художников с арт-дилерами и коллекционерами.
1 из 3
4
Если в Италии и Голландии тех времен среди художников шла ожесточенная конкурентная борьба, то во Фландрии бурно развивались «коллаборативные связи».
В период заключения перемирия (1609—1621 гг.) между Испанией и Голландией Питер Пауль Рубенс (1577—1640 гг.) оказался в центре художественной жизни Антверпена, организовав самую успешную художественную мастерскую во всей Европе.
Себастьян Вранкс (1573—1647 гг.) обучался в мастерской Адама ван Ноорта, учениками которого были также Рубенс, Йорданс и Хендрик ван Бален. Благодаря Себастьяну Вранксу во фламандском искусстве утвердился самостоятельный батальный жанр.
1 из 2
4
Себастьян Вранкс - Лесной пейзаж с путниками на дороге
Тобиас Верхахт (1561—1631 гг.) считается первым учителем Рубенса. Художник сотрудничал с Вранксом, Яном Брейгелем Старшим, Франкеном Младшим.
4
Тобиас Верхахт (ван Хахт) - Горный пейзаж с часовней
Франс Франкен Младший (1581—1642 гг.) владел мастерской, которая была одним из главных соперников для братьев Брейгелей.
1 из 3
3
Франс Франкен Младший - Царица Савская перед Соломоном
Хендрик ван Бален (1575—1632 гг.) как и Рубенс обучался в мастерской Адама ван Ноорта.
1 из 2
3
Хендрик ван Бален, Ян Брейгель Старший - Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Два сына Питера Брейгеля Старшего имели в Антверпене свои художественные мастерские. После смерти родителей братья получали первые уроки живописи у бабушки по материнской линии — Майкен Верхюлст.
3
Питер Брейгель Младший - Перепись в Вифлееме
В начале своего творческого пути Рубенс путешествовал по Италии. Большое влияние на его творчество оказало искусство Караваджо. В 1620–1640 годы во Фландрии отмечалось большое увлечение художниками караваджизмом. К караваджистам относят таких художников как Ян Янсенс, Жерар Дуффе.
3
Теодор Ромбаутс - Игрок с колодой карт и кубком
4
Ян ван Дален - Вакх с виноградной гроздью (Аллегория вкуса)
3
Фламандский караваджист (круг Жерара Дуффе) - Притча о богаче и Лазаре
1 из 2
1
Корнелис де Вос - Портрет молодого человека
1 из 2
2
Отто ван Веен (Отто Вениус) - Портрет герцога Шарля-Александра де Кройя, маркиза д'Авре
1 из 2
1
Антонис ван Дейк - Портрет Маргариты Лотарингской, герцогини Орлеанской
1
Ян Янсенс - Святой Иероним, внимающий звуку трубы Страшного суда
2
Ян де Дюйтс - Поклонение пастухов
Рубенс был сторонником партнерства, выступал организатором коллективных художественных проектов, с другими мастерами работал над одной картиной. Его основными партнерами по написанию картин были Ян Брейгель Старший, Ян Вильденс, Франс Снейдерс. Одними из самых известных выпускников его мастерской были Антонис ван Дейк и Якоб (Жак) Йорданс. После смерти Рубенса Якоб Йорданс стал официальным художником Антверпена.
1 из 2
3
Якоб (Жак) Йорданс - Христос и самаритянка
Важнейшей частью экспозиции являются две работы Питера Пауля Рубенса из частной коллекции, которые впервые представлены (из трех представленных) ценителям живописи. В разные периоды времени в мастерской Рубенса работали около 100 художников, выпускавшие 2–3 картины каждые две недели. Питер Пауль Рубенс стал первым, то есть главным живописцем Антверпена.
1 из 3
3
Питер Пауль Рубенс - Коронование Роксаны Александром Македонским
1
Ян Букхорст, Питер Бул - Аллегория Vanitas vanitatis (Суета сует)
1 из 2
5
Франс Снейдерс - Натюрморт с фруктами, битой дичью, охотничьими собаками, котом, обезьяной, попугаем и птицами
1 из 2
1 из 3
1
Давид Тенирс Младший - Монограммист FVH
1
Петер Тиллеманс - Кавалерийское сражение на фоне античных руин
2
Питер ван Блумен - Водопой возле античных руин
1 из 2
1
Ян Миль - О превосходстве живописи над скульптурой
1
Жак д'Артуа - Пейзаж с путниками
4
Йос де Момпер Младший, Ян Брейгель Младший - Деревенский пейзаж с колодцем
1 из 3
4
Ян Брейгель Младший - Венера в кузнице Вулкана
3
Николас Каве - Сокол и битая птица
3
Ян Брейгель Старший - Обезьяний пир (Шалости обезьян)
4
Борис ван Сон - Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе
В XVII веке существовала активная группа любителей и знатоков изящных искусств. Для беспошлинной покупки картин и любители, и знатоки вступали в антверпенскую Гильдию Святого Луки. Антверпенские коллекционеры охотно покупали работы местных мастеров, что не было характерно для других городов, например, Амстердама. В Амстердаме коллекционеры покупали картины мастеров из других городов и стран.
1
Ян ван Кассель Старший - Олень, волк и овечка. Лев и вепрь. Медведь и пчелы. Больная косуля
5
Александер Адриансен - Натюрморт с рыбами
4
Йорис ван Сон - Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами
2
Ян Карел Вирпейль - Общество на террасе
2
Ян Паувел Гиллеманс - Гирлянда фруктов и плодов с фигурами путти на фоне парка
1 из 2
1
Виктор Волфвут Младший - Снятие с креста
3
Франс Эйкенс - Натюрморт с фруктами и битой птицей
В Антверпене располагались конторы ведущих международных арт-дилеров, таких как Ван Иммерзель-Фарместро, Де Брейне, Де Валь, Мюссон-Фарменуа. Работы фламандских художников покупались во всей Европе, в Америке. Одна из контор за тридцатилетний период своей работы продала более 12000 картин. Среди художников даже появились «экспортная» специализация.
2
Питер Меленер (Моленар) - Битва кавалерии и пехоты
2
Ян Вильденс - Превращение Пиерид в сорок
5
Гейсбрехт Лейтенс - Зимний пейзаж с охотниками
2
Петер Гейзельс Старший - Зимний карнавал во фламандском городке
2
Антон Миру - Пейзаж с путниками
4
Бонавентура Петерс Старший - Голландские и английские корабли в порту Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера в Марокко
3
Маттейс ван Платтенберг - Трехмачтовый парусник в бурю
1
Ян ван де Венне - Драка
В отлично оформленных залах представлены работы как мало известных для широкой публики художников, так и известных на весь мир Антониса ван Дейка, Якоба Йорданиса, Яна Брейгеля Старшего, их учеников. И конечно, самого Рубенса, ставшего ориентиром для своего времени, и для организаторов выставки!