С этим городом нам можно сказать не повезло: если в предыдущие два дня в Муроме и Касимове стояла солнечная, комфортная погода, то Гусь-Хрустальный встретил нас проливным дождём. По погодным условиям многое осталось за кадром, в буквальном смысле слова, этого нет на фотографиях. Это и живописное озеро с ухоженной набережной, и целые кварталы единообразной застройки, построенной фабрикантом МальцОвым для своих сотрудников, так называемых МальцОвских домов, их ещё именуют «половинками», дома были на две семьи. В этих домах до сих пор живут люди и это считается престижным жильём.
Гусь-Хрустальный возник вокруг хрустального производства Акима Мальцова. На заводе Мальцова делали хрусталь, который успешно конкурировал с богемским. В советские времена производство расширялось и совершенствовалось и угасло уже после перестройки.
Обязательным пунктом экскурсионной программы, тем более что погода тут не помеха, было посещение музея хрусталя. Это не первый подобный музей в нашей практике, мы были в музее хрусталя в Дятьково, но музей в Гусь-Хрустальном интереснее (хотя в Дятьково музей больше). Возможно, восприятию способствует роскошное здание, в котором расположен музей.
Это бывший Георгиевский собор, построенный архитектором Бенуа в русском стиле. Сам архитектор признавал его своим лучшим творением. Так что все великолепные хрустальные экспонаты имеют достойную «раму» — мраморные колонны, высокие своды, фрески, метлахскую плитку и прочие «излишества».
По эскизам В. М. Васнецова в алтарную часть собора было изготовлено мозаичное полотно «О тебе радуется, Благодатная…».
Декоративная пластика «Гимн стеклу».
Муратов Владимир Сергеевич. Касаткин Владимир Иванович. 1983 г.
На западной стене собора есть еще одно произведение В. М. Васнецова — огромное полотно «Страшного суда».
Плитка прекрасно сохранилась
Интерьер гостиной начала ХХ века
Колонны очень удачно разделяют огромный зал, а высокий сводчатый потолок создает атмосферу.
Отдельное спасибо организаторам музейного пространства за то, что значительная часть экспонируемых хрустальных изделий не отгорожена стеклом (это редко где встречается, скорее просто не встречается).
Благодаря этому можно рассмотреть и сфотографировать всё это великолепие без бликов и искажения цвета.
А дальше даётся 1,5(!) часа времени на посещение рынка хрусталя. И вот тут есть повод задуматься о загадочном русском менталитете. Рынок немеряный, состоящий из нескольких двухэтажных корпусов и весь набит стеклянными и хрустальными изделиями. Кто всё это покупает? В любой семье есть одна-две вазы, набор стаканов, набор бокалов. Вряд ли вы обновляете это ежегодно в соответствии с новыми тенденциями моды, коснувшимися формы стаканов для виски или объёма ликёрных рюмок. А если нет, то… По Гоголю — «не дает ответа».