Музей напомнил молодость: еще студенткой я ездила из дома в Свердловск не на автобусе — не было тогда от нас автобусных маршрутов до столицы Урала, — а на поезде. 7 часов, вечером села, утром проснулась — и вот ты на старом вокзале. Был он мрачным и тесным. И всегда казался мне самым что ни на есть «доисторическим».
А теперь, копнув поглубже пласт истории, я узнала, что первый вокзал был другим. Просто в 1914-м построили новый (тот самый, принимавший гостей города почти весь ХХ век), а первый стал вокзалом для военных. И вот 16 лет назад здесь открылся Музей Свердловской железной дороги. Пряничный теремок, очень украшающий Екатеринбург, перед ним — старинный фонарь, тележка для шпал, семафор, шлагбаум… Плюс очень гармонично вписались современные скульптуры: обходчик, путеец и, конечно, пассажиры. Одна дама на чемоданах чего стоит!
И интерьер здания прямо с фойе выглядит так же гармонично: стилизованные касса, окна, зеркало, даже цветочная подставка в виде тележки. Высоченные потолки, металлические колонны, двери под старину. Одно маленькое, но: фотографировать можно лишь за отдельную плату. Соотношение «просмотр — фотосъемка» не вдохновило, поэтому от съемки камерой я отказалась, сделала лишь несколько снимков на телефон.
Музей поделен на две экспозиции: история дороги и транспорт. Разумеется, они взаимосвязаны.
На входе в зал встречаешься с дамой из всем известного стихотворения С. Я. Маршака. Да, такая пассажирка на чемоданы не уляжется…
Из макетов запомнились еще участки пути в миниатюре. Верх-Нейвинский — ну очень длинный. Вообще уральские дороги по протяженности своей уступают разве что алтайским (и, пожалуй, сибирским).
Есть и предметы в натуральную величину: костюмы работников железной дороги, средства связи — специальные аппараты; билеты, путевые книги, журналы, квитанции, документы сотрудников. Вообще документов очень много — такое впечатление, что за каждый год прошлого века есть какой-нибудь чек, таблица, список, фото или справка.
А это рельсовый велосипед — им пользовались жандармы, объезжая станции.
Не могла не сфотографировать описание участка пути, соединяющего наш Миасс с Челябинском))
Почему поставила «хорошо», а не «отлично»? Документы преобладают над визуально куда более интересными в любом музее предметами. Согласитесь, множество ведомостей и удостоверений не так привлекательны для большинства посетителей, не считая разве что архивариусов, как детали быта, вещи по теме музея — да тех же купе можно было представить несколько макетов, ведь в течение двадцатого века они менялись не раз. Взять хотя бы дореволюционный вагон и, к примеру, электрички 80-х. Не все подробно описано. Есть пульт машиниста с монитором, на котором записана видеосъемка движения по железной дороге. Чем хорош пульт: можно сесть за него, подергать рычаги и рукоятки, понажимать кнопки. Правда, с видеозаписью это никак не связано))
До посещения читала, что можно взять экскурсию — наверняка рассказ гида сделал бы осмотр интереснее. Я пришла за полтора часа до закрытия, и экскурсовода мне никто не предлагал. Да и посетителей, кроме меня, в обоих залах не было. Хотя вокзал Екатеринбурга находится весьма близко от центра города, добраться туда можно любым видом общественного транспорта, даже станция метро — Уральская — совсем неподалеку (даже — потому, что всего их в Екатеринбурге только девять!).
И тем не менее я ничуть не разочарована, даже рада, что была хотя бы кассирша)) Дело в том, что через четыре года после открытия музей закрылся на целый год. Причина банальна и в то же время удивительна: в 2007-м просто некому было работать в музее. По счастью, персонал снова набран, музей функционирует исправно. Будете проезжать или гостить здесь — посетите, не пожалеете!