В Челябинском музее изобразительных искусств прошла выставка «Хронология чувств. Легенды Советской парфюмерии». Выставка посвящена забытой и мало исследованной области советской культуры — парфюмерии и косметике. Были представлены раритетные образцы ароматов, выпущенных в прошлом веке.
Показаны произведения парфюмерного искусства из небольшого собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Но уникальная коллекция советской парфюмерии находится в частных руках: искусствовед Галия Малоушкина собирает эксклюзивные флаконы с духами много лет. В ее коллекции — более 1500 экспонатов. Большая часть коллекции была показана на выставке.
В её собрании представлены образцы блистательной советской парфюмерии, начиная с самых ранних ее шагов вплоть до начала 90-х годов, когда наблюдался некоторый упадок в отрасли, но вместе с тем выпускались удивительные духи.
До наших дней доработала только фабрика «Новая заря», которая по-прежнему выпускает актуальные ароматы.
В 1980-е годы пользовались большой популярностью наборы с олимпийской символикой.
Самые популярные духи «Красная Москва». Они были везде, ими пользовались наши мамы, бабушки. До сих пор помню этот запах. Его не спутаешь ни с каким другим. Духи «Красная Москва» стали символом достижений Советской парфюмерии. Стеклянный флакон с красной крышечкой в форме луковки был предметом вожделения множества советских модниц.
Говорят, французские модницы тоже с удовольствием пользовались этими духами.
Существуют две легенды об истории возникновения аромата «Красная Москва». Согласно одной из них, парфюмерная композиция была создана парфюмером фабрики Брокара для императрицы Александры Фёдоровны по случаю появления на свет наследника престола Алексея. Другая легенда говорит о том, что аромат с названием «Любимый букет императрицы» создавался к 300-летию дома Романовых и был преподнесён Александре Фёдоровне в 1913 году. За создание потрясающегося аромата, так приглянувшегося императрице, Генрих Брокар был удостоен звания «Поставщик двора его Императорского величества».
Известные и популярные духи фирмы «Новая заря» «Незнакомка», «Тет-а-Тет. Москва-Париж», «Елена»
и др. также украшают экспозицию.
Большая экспозиция Ленинградской парфюмерной фабрики «Северное сияние». Духи «Ландыш серебристый» (кому они не знакомы?), одеколон «Шипр» (ну это вообще Классика с большой буквы!),
набор «Сказка», духи «Белая сирень»,
одеколон «Скиф»,
духи «Эрмитаж», ароматы, посвященные Ленинграду.
Свердловская фабрика «Уральские самоцветы», Казанский парфюм
также представлены на выставке. А кто не помнит Рижскую парфюмерию и косметику «Dzintars»?
У Эстонии тоже была своя ниша в парфюмерии. На выставке можно созерцать продукцию Производственного объединения бытовой химии «Flora».
1
Это парфюмерно-косметический набор «Таллин», одеколон и духи. Великолепные фигурные флакончики- это также «Flora»,
В отдельной витрине выставлены духи 1918–1920 годов: «Поцелуй меня» от московской фабрики А. Ралле, духи «Москвичка» и пудра «Любит-не-любит» от столичной фабрики Генриха Брокара, а еще одеколон «Магнолия». Флаконы 1920–1940 годов.
На выставке представлена «Библиотека запахов». По всему залу расставлены стеклянные банки с плотно прилегающими крышками.
Внутри ткань, пропитанная духами, открываешь, и получаешь аромат парфюма, давно забытого, но такого знакомого!
Гости выставки могут не только увидеть, но и «послушать» ароматы. Парфюмеры сходятся на том, что аромат подобен музыке. Еще в 1855 году английский химик и парфюмер Септимус Пиесс предположил, что музыка и парфюмерия создаются по схожим законам: «В запахах, как и в музыке, существуют октавы; определённые запахи, словно клавиши музыкального инструмента, совпадают. Вот, например, миндаль, гелиотроп, ваниль и клематис при смешении образуют лишь разные уровни приблизительно одного и того же впечатления…». Галия Малоушкина вместе с сотрудниками музея подобрали музыкальные ассоциации к самым культовым ароматам прошлой эпохи. На карточках ароматов, которые размещены в зале, размещены QR коды, по которым можно послушать (теперь буквально) музыкальные ассоциации.
Честно говоря, я пренебрегла этой возможностью. Теперь жалею.
«Хронология чувств» — больше, чем выставка парфюма. Она «открывает дверь» в ушедший мир легендарных ароматов Советского Союза. Представленные в экспозиции произведения олицетворяют стиль жизни людей советской эпохи. Яркими красками «заиграли» ароматы в окружении живописи из собрания музея — портретов прекрасных женщин, цветочных натюрмортов, пейзажей.
При подготовке материала использованы сайты Челябинского Музея искусств, Управления культуры г. Челябинска и сайт Культурология.