К храму Троицы Живоначальной мы попали в рамках экскурсии, любезно организованной для нас представителями Балаковского ТИЦ.
Территория храма обширна и при входе через главные ворота, он словно открывается из-за зелени деревьев.
К храму Троицы Живоначальной мы попали в рамках экскурсии, любезно организованной для нас представителями Балаковского ТИЦ.
Территория храма обширна и при входе через главные ворота, он словно открывается из-за зелени деревьев.
По мне — храм бы выглядел бы лучше без этих деревьев.
На стенах храма расположены три мозаики.
Над западными вратами храма (центральным входом) располагается «Троица».
Обойдём храм по часовой стрелке.
Часть храма ремонтируется, над северными вратами храма располагается мозаика- икона Божией Матери «Знамение».
С востока врат нет, т. к. здесь внутри храма расположен алтарь.
А над южными вратами храма находится Нерукотворенный Образ Спасителя.
Во дворе расположена какая-то постройка.
Так выглядит внутреннее убранство церкви.
После манифеста «О веротерпимости» императора Николая Второго», изданного в 1905 году и позволившего строить каменные церкви старообрядцам, у купца-старообрядца Анисима Михайловича Мальцева возникла идея построить церковь «похожей на которую во всей России было бы не сыскать». В реализации идеи помог его брат Паисий Михайлович, который был дружен с Федором Ивановичем Шехтелем, которым и была построена старообрядческая церковь Троицы Живоначальной в 1910–1914 годах. Она стала единственным старообрядческим храмом в портфолио архитектора. Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы следить за ходом строительных работ.
На туристическом сайте Саратовской области утверждается, что «Балаковское творение архитектора Ф. О. Шехтеля считается жемчужиной сокровищницы мировой архитектуры».
На склоне лет Шехтель в послании другу и товарищу по работе в Московском архитектурном обществе Ивану Павловичу Машкову назвал Свято-Троицкий храм в Балакове лучшей из своих построек.
Настоятель кафедрального собора РПСЦ в Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов в своей работе «Сто новых храмов в один год»: старообрядческий прообраз «Программы — 200» писал про храм: «Его архитектура относится к неорусскому стилю национально-романтической ветви модерна. По внешнему и внутреннему убранству (паркетный дубовый пол, пятиярусный серебряный иконостас) мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.
Искусствоведы относят Троицкую церковь в Балаково к европейским шедеврам стиля — таким как венские здания Сецессиона кирха „Ам Штайнхоф“, „Свадебная башня“ в Дармштадте».
В 1919 году храм закрыли и изуродовали, но взорвать, как это было сделано с другими храмами Балаково, не посмели.
Здесь побывали драматический театр имени В. И. Чапаева, зерносклад, клуб имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1989 году храм не вернули старообрядцам, а передали РПЦ.
Удивительно, но мозаика «Знамение» практически не пострадала, т. к. во время перестройки здания храма была скрыта от глаз людских. Две остальные мозаики пришлось тщательно восстанавливать.
Благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков) рассказывал: «В советское время икону Спаса тщательно пытались убрать со стены храма. Образ сильно пострадал, через несколько лет он мог совсем упасть. За счет воды и перемены погоды в структуре иконы образовались большие пустоты. К тому же образ пытались закрасить, сбить, эта икона — мученица». Икона каждый раз выступала на стене в течение многих десятилетий.
И это было не чудо, а показывало качество работы старых мастеров мозаики.
Адрес: Россия, Саратовская область, г. Балаково, Набережная ул., д. 1
Координаты:52.04463, 47.78725