Есть в далёком Забайкалье, в степном посёлке Агинское место, куда стремятся многие. Место это — Агинский дацан. Сюда едут и верующие буддисты, и желающие просто поговорить с монахами, которые выслушают и дадут совет, а может, и судьбу предскажут. Есть и те, кто приезжает в дацан в надежде избавиться от физического или душевного недуга.
7
Здесь принимают всех людей любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующих. Здесь можно свободно посещать буддийские храмы, присутствовать на молебнах и других мероприятиях Дацана. Принимают здесь и любопытствующих туристов. Я побывала в этом дацане во время экскурсии в Агинское. О самом посёлке я рассказала здесь.
Вообще-то, дацан находится не в самом Агинском, а в 6 км от него, в селе Амитхаши. Первое, что встречает посетителей и сразу же погружает в необыкновенный, таинственный мир буддизма — расписные ворота постройки 1915 года.
11
13
Сверху на воротах изображено своеобразное колесо сансары и две лани. Говорят, что когда Будда Шакьямуни достиг просветления, к нему из леса вышли две лани, которые стали его первыми слушателями, и только потом его начали слушать люди.
У ворот нашу группу встретил лама и повёл на экскурсию. Сразу за воротами, удивляет своими размерами уже территория Агинского дацана. По сути, это целое поселение.
Буддийские монастыри, вообще, крупнее христианских, и Дэчен Лхундублинг представляет собой по сути один из районов Амитхаши. Внутри монастыря расположено несколько дуганов (храмов), они строились в разные годы. У каждого дугана своя огороженная территория и свои ворота.
2
Главные ворота ведут в «общую» часть, занятую в основном лугами и рощами. Сначала нас повели на Старую территорию.
5
Сразу от ворот ведёт аллея вдоль 8 субурганов (буддийские ступы), отмечающих вехи пути Будды. Рядом с ними стоит оранжерея с бодхи — священным баньяном. Его семена привёз сюда в 1956 году тогдашний ширээтэ (настоятель) Агинского дацана Жамбал-Доржи Гомбоев.
9
7
6
Агинский дацан — один из старейших в Сибири, ему уже больше 200 лет. Интересно его название — «Дэчен Лхундублинг», что в переводе на русский язык означает «обитель спонтанной реализации великого блаженства». Как-то трудно мне полностью осознать что это название означает, как, впрочем, и всю буддистскую веру и культуру. Поэтому не буду дилетантски вдаваться в детальные подробности, а выдам лишь краткую и понятную информацию об истории создания дацана.
7
Строительство дацана началось в 1811 году. Так как у бурят в то время не было навыков строительства каменных зданий, были приглашены русские каменщики и плотники. И это не могло не сказаться на архитектуре первого здания дацана, в котором явно прослеживалось влияние традиций русского церковного зодчества. Здание первого дугана (храма) было первым каменным дуганом среди существовавших дацанов в Агинской степи. Его строительство было завершено в 1816 году.
11
Первое здание Цогчен-дугана (храма), постройка 1816 года.
В монастыре обучали основам буддизма, тибетскому и монгольскому языку, географии, медицине, астрономии, астрологии, философии. Кроме того, здесь печатали различные книги: по буддийской философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тибетском, бурятском и монгольском языках. Именно в монастырском комплексе были изготовлены уникальные творения: 48000 ксилографических досок с текстами, а также 592 доски с рисунками и культовыми изображениями.
10
Бурятские дацаны вели широкую благотворительную и просветительскую деятельность, оказывали значительную помощь российским ученым в сборе материалов и коллекций. Многие хамбо-ламы тесно сотрудничали с Русским географическим обществом и ведущими российскими университетами.
Буддизм стал важным фактором формирования нравственности, народных традиций и обычаев у бурят.
1 из 2
7
Казалось бы, ничто не могло омрачить уже привычный уклад жизни бурят и агинского дацана. Но, в 1853 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев начал активную деятельность по христианизации бурят и обратился с ходатайством к Николаю I с целью приостановления развития буддизма. Прошение было утверждено царём, после чего последовал всесторонний контроль, запрет на строительство новых дуганов (храмов) и сокращение штата буддийского духовенства.
8
За стеклом - алтарь с золочёной статуей будды.
Но, несмотря на притеснения, строительство Агинского дацана велось в полном объёме, производились культовые атрибуты дацанов. Летом 1886 года строительство было окончательно завершено. Освящение прошло осенью 1887 года Ёнзон-ламой, правда, без праздничных увеселений.
5
С правой стороны от алтаря с действующим буддой - статуя будды будущего, который придёт на смену настоящему.
8
В результате строительства, общее количество храмов достигло 13. В богослужениях принимали участие до 700 лам. А богатство Агинского дацана по тем временам было огромно и стоило, согласно Сибирской энциклопедии свыше 1 миллиона золотых рублей.
Рубеж XIX–XX веков был пиком расцвета Агинского дацана. В 1899 году у китайских мастеров была куплена статуя Будды грядущего Майдари. Для этой статуи на территории дацана был специально построен сумэ (малый храм для помещения в нём Будды). Общий образовательный уровень Агинского дацана не уступал в то время ведущим монастырям Тибета, Монголии, Бурятии.
5
Очередным репрессиям буддийское духовенство подверглось после Октябрьской революции. В 1930 году в Агинском дацане начались аресты, и к концу 1937 года в нём осталось всего лишь 32 ламы.
В конце 1930-х дацан был закрыт и большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались под туберкулёзный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства были вывезены в музеи Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ. Оставшееся имущество подверглось разграблению. В январе 1938 года оставшихся лам увезли в Читу, где в скором времени расстреляли. Дацан официально был закрыт, но в нём оставались огромные ценности как религиозного, так и общекультурного и художественного значения. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году Агинский дацан был вновь открыт.
6
Из Старого дацана лама повёл нас в Новый. Это уже другая территория со своими воротами. Новый Цокчен-дуган постройки 1881–87 годов — главный памятник расцвета монастыря и эталон бурятской архитектуры.
4
12
Удивительно, храму уже более 130 лет, а он блистает новизной и выглядит как новый. А всё дело в том, что дуган, который мы видим сейчас — восстановленное в 2016 году здание после пожара в 2014 году. Пожар (по причине неосторожного обращения с огнём) почти полностью разрушил старую постройку, и от неё тогда остались лишь каменные стены.
10
Реставрационные работы выполняла компания из Республики Бурятия. Деревянные части дугана были воссозданы в мельчайших подробностях полностью, и сейчас орнаменты впечатляют яркостью красок. В нынешнем дацане Новый дуган основной, и двери его открыты.
1 из 2
6
1 из 2
4
7
6
13
При посещении буддийского храма надо знать и постараться соблюдать хотя бы минимальные правила: голова должна быть непокрытой, женщинам нежелательно приходить в храм в брюках. Нельзя поворачиваться спиной к будде, и при выходе из храма надо быть лицом к нему.
5
Рядом с храмом высится непривычно огромная, 22-метровая ступа «Юндун Шодон» (Ступа Примирения), воссозданная в 2005 году. Оригинальная ступа была сооружена в 1926–28 годах.
8
Внутри ступа полая, ламы заполняют её священными атрибутами и закладывают разные травы и зёрна гороха, риса, ячменя, пшеницы и кунжута.
7
5
На территории Нового дугана мирно пасутся верблюды. Оказывается, эти животные не чужды и Забайкалью.
8
С ними соседствуют лошади.
5
6
6
После посещения двух главных дуганов, лама отвёл нас ещё к одному, совсем небольшому и более простому, по сравнению с двумя предыдущими. Проходя через ворота, я поинтересовалась у нашего экскурсовода:
— А что там?
— Увидите сами, не буду говорить, чтобы не испортить сюрприз.
7
8
И сюрприз действительно был. Да ещё какой!
7
Сразу при входе в этот храм вы предстаёте перед величественной статуей Будды. Огромная (её высота больше 16 метров), сияющая золотом статуя будды просто «обрушивается» на вас. Лицо и руки Будды покрыты сусальным золотом.
10
У подножья Будды чувствуешь себя мизерной букашкой.
6
С обоих сторон Будды — скульптуры его учеников.
5
5
Как я уже писала выше, статуя Будды грядущего Майдари была куплена в Китае в 1899 году, и в Россию верблюжий караван привёз гиганта по частям. В Агинском к тому времени был построен специальный дуган, схожий с нынешним. Вот только архитекторы в расчётах высоты храма, так что пол в главном зале пришлось углублять в землю на метр.
8
Сама статуя делалась полой, но традиционно в неё закладывались десятки «драгоценностей» — различных священных предметов, включая 108 томов буддийского писания Ганжур. В 1930-х годах, после закрытия дацана, селяне Амитхаши начали раскурочивать Майдари в поисках драгоценностей, но нашлись и те, кто стал бить тревогу да рассылать письма по музеям и наркомам культуры.
4
В 1940 году Ленинградский музей истории религии и атеизма отправил в далёкое бурятское село экспедицию, которая вывезла из Агинского более 250 буддийских предметов, и в том числе, по частям и скульптуру Майдари.
В дацан Будда Грядущего вернулся уже в 1990 году, вот только его основа сохранилась примерно на 80%, а декор и чеканка — примерно на 15%. Реставрация Майдари затянулась на четверть века. В 2007–08 годах был отстроен новый сумэ (храм для будды), как и раньше, с углублением на 1 метр в землю. Монтаж Будды Майдари начался в 2014 году и завершился лишь в 2017-м, но теперь это, пожалуй, самый впечатляющий памятник Агинского дацана. Вот только увидеть его можно лишь с экскурсией.
2
Прослушав рассказ ламы об этой удивительной статуе, мы обошли Будду вокруг, вышли из храма и покинули его территорию.
7
А за этими воротами — Агинская Буддийская Академия, открытая в 1993 году. Академия продолжила традиции четырех факультетов, действовавших здесь в период расцвета дацана. Сегодня здесь все так же занимаются медициной, философией буддизма, астрологией. Доступно обучение медициной здесь и девушкам. Выпускники монастыря получают здесь высшее образование и могут отправиться служить в храмы Индии, Китая.
4
Ну вот, и подошла к концу наша экскурсия по Агинскому дацану «Дэчен Лхундублинг», что в переводе на русский язык (напомню) означает «обитель спонтанной реализации великого блаженства».
И снова — главные ворота, через которые мы покидаем дацан.
1 из 3
6
Экскурсии по дацану проводятся по предварительной договорённости. Тариф — 100 рублей с человека. По территории можно гулять сколько угодно бесплатно. А вот храмы, когда нет молебнов, закрыты и в них можно попасть только в сопровождении ламы.