Базилику Мария Глориоза деи Фрари — церковь общины монахов-францисканцев стоит посетить! Этот храм уникален ещё и благодаря своей сокровищнице искусства, включающее Успение Пресвятой Богородицы (1516–18) кисти Тициана. Почитание Пресвятой Богородицы — это характерная черта францисканской духовности. Название — Фрари: сокращение от итальянского frati minori (братья меньшие). Францисканцы обосновались в Венеции около 1220 года. Приблизительно в 1231 году они получили земельный участок, на котором построили небольшую церковь с монастырем. А ведь место ранее было болотом!
1
1
1
12 мая 1810 религиозная монашеская община была упразднена и церковь стала приходской.
Эту базилику я стремилась посетить, зная, что это последнее место великого Тициана и надгробие утончённого скульптора Антонио Кановы.
1
Вспоминаются строки А. П. Чехова своему брату, Ивану (5 апреля 1891 г.): «Великолепны усыпальницы Кановы и Тициана. Здесь великих художников хоронят, как королей, в церквах; здесь не презирают искусства; церкви дают приют статуям и картинам, как бы голы они не были…»
2
У места захоронения мастера кисти Тициана. Авторы скульптурной работы:
Луиджи, Пьетро и Андреа Дзандоменги (1843-1852)
Успение Пресвятой Богородицы (1516–18) С. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция-один из величайших шедевров Высокого Возрождения живописи. В «Успении Богородицы» (1516 -1518, художнику 28 лет), написанной для церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари очевидна увлечённость Тициана чувственной красотой.
1
Вблизи:
Работа Тициана "Вознесение Пресвятой Богородицы" 1516
Cозданный по образцу древнеримской триумфальной арки, ансамбль увенчан тремя скульптурами святого Франциска, святого Антония и Христа-Искупителя в натуральную величину. На момент своего открытия в 1518 году картина Тициана вызвала споры: она имела гораздо более энергичную композицию и фигуры гораздо большего размера (превышающие натуральную величину), чем ожидали монахи.
Вскоре его работа получила общественное признание, и позже Лодовико Дольче сравнит её с шедеврами Рафаэля и Микеланджело. Сегодня эта картина явлется абсолютным шедевром эпохи Возрождения.
1
Разрабатывая свою композицию, Тициан учел окружающие алтаря элементы, которые могли повлиять общее восприятие картины. Например, стрельчатые окна, установленные в готической апсиде, создавали эффект задней подсветки, чему Тициан противопоставил свою яркую цветовую палитру.
1
Существовавшая ранее хоровая площадка в центре нефа с элегантным мраморным экраном, выполненным мастерской Ломбардо, была акцентирована центральной аркой, которую Тициан эффектно превратил в сценографическую рамку для своей картины на главном алтаре, принимая во внимание зрительское внимание — от подхода главного портала церкви.
1
1
1
Основная композиционная формула состоит из двух геометрических фигур: Девы Марии в круге и изумленных апостолов в прямоугольном блоке. Тициан изобразил возносящуюся Богородицу, облаченную в малиновое платье, во взрыве яркого света. Яркий цвет ее одежды перекликается с красным цветом, который носят два апостола внизу, объединяя две половины сцены посредством цвета. Божественная Мария — в золоте, а апостолы внизу изображены на фоне голубого неба, еще больше разделяя небесную и земную сферы. Бог-Отец парит над нами с ангелом, готовый короновать Марию как Царицу Небесную. Обрамляющий ее золотой полукупол напоминает церковную архитектуру и золотую мозаику Византии, и, конечно же, базилику Сан-Марко в самом сердце Венеции.
1
1
Затем в 1526 году, продолжая наслаждаться успехом, Тициан создал ещё одну картину для той же церкви, Мадонну Пезаро.
1
Здесь снова присутствует реальный мир в виде шести членов семьи Пезаро, стоящих на коленях перед высоким подиумом, на котором сгруппированы Мадонна и святые. Композиция поражает своей оригинальностью, поскольку обычное фронтальное представление заменено наклонным расположением, которое подчёркивает восходящее движение к искупительной Деве.
В обеих этих картинах до сих пор статичный тип дизайна преобразован динамичным движением и ярким цветом. Этот новый подход — величайший вклад Тициана в традицию венецианского алтарного образа.
1
1
Удивительно как повторили скульпторы Тициановскую работу "Вознесение", что в алтаре, несколько метров от Тициановского места отдохновеня.
1
Кроме Тициана, в храме есть также памятники:
1. Канове (1822–1827)
2. Дожу Джованни Пезаро (1660–1669)
3. Дожу Николо Трону (ок. 1476 г.)
4. Дожу Франческо Фоскари (ок. 1457 г.)
5. Якопо Марчелло (1488 г.)
Стоимость входа в базилику = 5 евро (на сайте туристера стоимость указана не актуальная на сегодняшний день). Полагаю скан из брошюры на русском языке будет полезным.