Любой сведущий в новохристианских святынях скажет, что Падре Пио из Пьетрельчины (в миру ‑ Франческо Форджоне) ‑ вновь канонизированный святой ‑ второй после Франциска Ассизского, великий признанный стигматик, чудотворец, обладавший даром биолокации (одновременного нахождения в разных местах) и пророчеств. Но мой интерес относится не столько к личности этого удивительного священника, сколько к потрясающему воображение храмовому комплексу, воздвигнутому в его честь в крохотном апулийском городке Сан Джованни Ротондо (San Giovanni Rotondo).
В этот городок я попала, совершая длительное путешествие по Апулии (малоосвоенная соотечественниками — за исключением, разве, что, Бари, эта земля на юге Италии воистину стоит времени, денег и сил), привлеченная восторженными отзывами о местном святом. И, приехав на место, предполагала увидеть храм в южно-итальянском стиле. И, в общем-то не ошиблась — церковь Санта-Мария делле-Грацие, построенная в середине XVII века, где служил падре Пио и впрямь имела место, но она …совершенно терялась в тени огромного, похожего то ли на гигантскую ракушку, то ли — на корабль внеземных цивилизаций, сооружения, которое лишь благодаря латинскому кресту над крышей, можно было опознать, как культовое сооружение.
Это — новое святилище (Nuovo Santuario) падре Пио, расположенное на территории некогда основанного им Капуцинского монастыря. Здание и впрямь грандиозно — является третьим в Италии, после Ватиканской базилики св. Петра и Миланского Дуомо, строением подобного рода.
Церковь Падре Пио
Спроектированное в стилистике, объединяющей традицию и авангардный деконструктивизм, крупным итальянским архитектором Ренцо Пьяно, здание сложено из местного белого известняка и богато украшено стильными мозаиками, выполненными не только из смальты, но и различных пород драгоценного мрамора, ракушек и прочих ископаемых материалов. Сюжеты мозаик характерны для католической традиции. В основном это иллюстрации Евангельских сцен, в которые периодически попадает фигура самого падре Пио, чьи останки покоятся в крипте (подземном святилище).
Избитая традиционность сюжетов с лихвой искупается стилистикой мозаик, срастившей византийскую (новогреческую и даже среднерусскую) иконописную школу, причуды маньеризма в духе раннего Эль Греко (порой мне вообще кажется, что маньеризм — это наиглавнейший стиль на все времена, а все прочие — лишь его модификации), достижения неореализма в манере сицилийца Гуттузо (который, на поверку, тоже неоманьерист) и, наконец, двух совершенно несопостовимых вещей — позднесоветского соцреализма и американского экспрессионизма.
Каков винегрет!!!
Но несмотря на это, все выглядит невероятно стильно и свежо, особенно в сравнении с многочисленными древностями Апулии.
Лично мне святилище падре Пио до боли напомнило интерьеры питерского метро — с обилием мрамора и прочих минералов, с их стилизованными мозаиками и ирреальным освещением, с их туннелями и залами. И — сил нет, сквозь латинские песнопения все время слышался металлический голос: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…»
Может быть, эта?
© Елена Никитина
До Сан Джованни Ротондо можно добраться из Бари на автобусах FixBus, но ехать очень долго, практически полдня. Я заказывала экскурсию — исключительно в целях экономии времени на дорогу.