Полное название этого музея — Музей Средневековья-термы и особняк Клюни́ (фр. musée national du Moyen Âge — Thermes et hôtel de Cluny), или просто музей Клюни. Находится музей в самом центре Парижа, в Латинском квартале, на пересечении оживленных улиц Сен-Жермен и Сан-Мишель, напротив Сорбонны. Сам по себе район обязателен к посещению и можно смело выделять полдня на посещение музея и прогулку по улочкам и скверам Латинского квартала. Хотя бы уже потому, что именно тут находятся самые старые сохранившиеся постройки Парижа — римские термы.
Также в музее содержится огромная коллекция всего самого настоящего и древнего, что сохранилось во Франции, например остатки статуй из галереи королей с Нотр-Дама и витражи оттуда же, прекраснейшие лиможские эмали и драгоценности времен Каролингов.
А еще там есть знаменитая на весь мир серия шпалер, о которых я бы хотела сегодня рассказать.
«Дама с Единорогом»
Давайте для начала разберемся в терминологии. Что такое шпалера и чем она отличается от гобелена? Все как водится: каждый гобелен — шпалера, но не каждая шпалера — гобелен:)
Первые шпалеры появились еще в XI веке и вовсе не во Франции, а в Германии. Но именно Франция и Бельгия, тогда еще Фландрия обогатила шпалерное искусство бытовыми сюжетами. Искусство производства шпалер-вытканных вручную безворсовых ковров, была очень характерна для Франции времен романики и готики. Причиной тому послужили холодные стены замков, которые были очень далеки от тех же итальянских палаццо, с их росписями, фресками и теплым климатом, и представляли собой скорее оборонительные сооружения со скучными серыми и холодными стенами из камня. Отлично подходящие для обороны, для нормальной жизни стены замков требовали не только украшения, но и утепления. Шерстяные шпалеры отвечали обоим потребностям, а заодно были еще и долговечны. Правда и производство их было не из быстрых и не из дешевых. Ткали шпалеры вручную по заранее подготовленным рисункам. Срок производства шпалер, а чаще всего их заказывали сериями измерялся годами, если не десятилетиями. Зато их можно было передавать по наследству и завещать потомкам. Ну, а гобелен- это, в строгом смысле, шпалера, изготовленная на действующей поныне парижской мануфактуре, которая была в 16 веке учреждена в предместье Сен-Марсель братьями Гобеленами.
Самая прославленная серия шпалер во Франции относится к периоду высокой готики и носит название «Дама с единорогом». В музее Клюни для этого шедевра отведен специально организованный затемненный зал, в котором в форме круговой панорамы демонстрируется серия из шести шпалер.
Шпалеры очень старые (датируются концом 15 века). В 1975 году их отреставрировали. Раньше шпалеры висели в замке города Бусак, выполняя свою утилитарную роль: «дырки на стенах загораживали» :) и на них никто не обращал особого внимания.
Известность к данному циклу пришла в XIX веке, благодаря для начала Жорж Санд, которая одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» описав их в своем романе «Жанна» (1844 г.). Она, кстати, писала, что видела 8 шпалер, а не 6. Но историки сходятся во мнении, что это писательский вымысел, порожденный произведенным впечатлением.
Следом серией заинтересовался другой знаменитый писатель, П. Мериме, занимавший по совместительству пост главного инспектора исторических памятников Франции, практически предшественник ЮНЕСКО. Съездил, посмотрел и начал вести переговоры о приобретении шпалер государством. В 1882 году шпалеры переезжают в Париж и их размещают в специально отстроенном под них отдельном зале и через год открывают широкой публике.
Шпалеры овеяны тайнами и легендами. Смысл изображенного на них до конца до сих пор не найден. Есть две основные версии происхождения и того, что на них изображено.
Первая легенда романтическая. И говорит нам о том, что на шпалерах изображена женщина, которой эти шпалеры преподнес, в качестве любовного подарка, турецкий принц Зизим. К этой легенде нас относят прежде всего расположенные на флаге полумесяцы. Они вполне себе турецкие. Равно как и многие иные восточные детали. Такой принц действительно существовал, это был сын Мехмеда II и более того жил он недалеко от Бусака. Он бежал из Турции, когда к власти пришел его старший брат. В Турции тогда существовали очень жесткие традиции по поводу королевских братьев, поэтому политической убежище во Франции, характеризует принца разумным малым и редким жизнелюбом. Принц вел светский образ жизни и на одном из балов он встретил женщину своей мечты. Ну и заказал ей в подарок цикл шпалер.
Легенда практичная гласит, что цикл был заказан Жаном де Вистом, к свадьбе дочери. Полумесяцы на синей ленте были частью герба де Вистов, а иные восточные мотивы порождены модой на все этакое. Какой теории верить- дело каждого и повод рассмотреть их самостоятельно. Давайте сделаем это вместе.
Первая и главная шпалера из цикла называется «Моему единственному желанию» .
В пользу Зизима тут говорит восточный шатер, тюрбан девицы и полумесяцы. Тут опять две теории о том, что же собственно происходит на ковре. Дама берет или кладет ожерелье в шкатулку?
Если берет, то это можно трактовать как согласие стать женой Зизима. Ну или надежда папы де Вилля, что дочерь не расторгнет выгодную помолвку, пока шпалеры ткут и будет паинькой. А вот если кладет, то сюжет вообще не про любовь и уводит нас к религиозному мотиву. Отвергая украшение дама выбирает путь непорочности (опять надежды папы?). На непорочность дамы так же недвусмысленно намекает Единорог, которого как всем известно может приручить только невинная девушка. А это относит нас прямиком к Богоматери. Ну в и добавок вся серия относится к виду шпалеры под название «мильфлер». В переводе дословно «тысяча цветов», кои вы можете видеть в ассортименте изображенные на ковре. Сюжет цветочного ковра также может идти из религиозного Праздника Тела Христова когда путь шествия украшался тканями со множеством прикреплённых к ним живых цветов.
Поэтому «Мое единственное желание» может с равной степенью означать желание Зизима или желание папаши Жаном де Вистом чтоб за пару тройку лет помолвки дочь его не утратила, скажем так, связи с единорогом и не польстилась на мирские богатства.
Остальные пять гобеленов символизируют органы чувств. Лично я опят тут вижу след Зизима, очень уже это по-турецки: «люблю тебя всем организмом».
Шпалера «Дама с единорогом. Зрение
На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему дама. С равной степенью и про Зизима и про невесту де Вист. Непонятно…
Шпалера «Осязание»
Дама одной рукой сжимает гладкое копье, другой шершавый рог единорога. Вы еще не верите в теорию про Зизима. Хотя кто знает, может это часть предсвадебного полового просвещение дочери де Вистов?
Шпалера «Вкус»:
За вкус у нас отвечают сладости в вазе, подозрительно напоминающие рахат-лукум. Обезьянка тоже что то ест.
Шпалера «Слух»:
Тут вс просто- дама играет на клавире, живность буйно радуется. Обезьянка не просматривается.
Шпалера «Обоняние»:
Дама и обезьянка нюхают цветы. Единорог выглядит слегка утомленным.
Все шпалеры очень большие и развешаны полукругом по подобию Бородинской панорамы. Можно долго ходить по кругу и рассматривать все мелочи и решать в чью же пользу склонятся ваши весы: к страстной любви турецкого принца Зизима или к предсвадебным надеждам де Вистов?