Именно так — «Хранилище одного шедевра» — называют бывший доминиканский монастырь Кольмара. Однако, там есть много чего интересного. Начну с шедевра.
Именно так — «Хранилище одного шедевра» — называют бывший доминиканский монастырь Кольмара. Однако, там есть много чего интересного. Начну с шедевра.
«Мария в беседке из роз» Мартина Шонгауэра (Кольмар 1445 — Брайзах, 1491) была создана в 1473 году, о чем свидетельствует дата на реверсе. Впервые картина упоминается в 18 веке, в то время она находилась в коллегиальной церкви Святого Мартина в Кольмаре. В 1792 году ее сняли с алтаря, в котором она находилась, и перенесли в ризницу. В следующем году ее передали Национальному музею Кольмара созданному после Революции в библиотеке монастыря иезуитов. Это было безопасное место для произведений, конфискованных республиканскими комиссарами в Верхнем Рейне. В 1802 году картина вернулась в коллегиальную церковь.
Удивительная история произошла с ней в ночь с 10 на 11 января 1972 года. Два грабителя запарковали угнанную машину под окном алтаря, выбили стекло внутрь и вошли в алтарь. Они вынули панно из рамы, накрыли его брезентом и вышли через боковую дверь. Год спустя, в пригороде Лиона, картину нашли. Ее вернули в Кольмар 8 июня 1973 года, и выставили в Доминиканской церкви.
Символы образа:
Иконография Богородицы, сидящей на травяной скамейке в беседке из роз, восходит к началу 15 века. Она изображает смирение и чистоту Богородицы, а также материнские узы, соединяющие ее с ребенком, которого ждет трагическая судьба. Драма Страстей предвосхищается красным цветом платья Богородицы, розами, земляникой и щеглом. Эта птица, которая питается семенами чертополоха, и опознается по красному пятну на горле, символизирует жертвенную смерть Христа. Девушка уже смирилась со своей участью: нежные жесты матери и сына не могут скрыть того, что они смотрят в противоположные стороны. Первоначальная форма панели изменена в 18 веке — сравнение с малоформатной копией в Музее Изабеллы Стюард Гарднер в Бостоне показывает, что панель обрезана со всех четырех сторон. Изображение Бога-Отца с голубем в верхней части было удалено, земляничный сад в нижней части и углы плаща Марии по бокам подрезаны.
В начале 20 века Альфред Клем в мастерской Теофила Клема создал створки и богато украсил рамы. Створка слева — Теофила Клема, в 1900 году он изобразил Царя Давида, на полихромном дереве. Створка справа: Шарль Мартин Файерштайн, на ней изображено Благовещение.
Элементы, которые сейчас выставлены в Доминиканской церкви, взяты из старого главного алтаря собора Святого Мартина, который был высотой 17 метров. Он был построен кольмарским резчиком по дереву Теофилом Клемом (1849 — 1923) и открыт 10 сентября 1881 года епископом Корумом и пастором Венделином Мейблумом. Но строительство этого алтаря ушло 2 года. С 1972 года собор реставрировали, и установили полы с подогревом, вследствие чего пришлось демонтировать алтарь. Все статуи и Святое Причастие были возвращены в церковь. Остальное осталось в приходе.
Работа 1906 года — так выглядел Большой Алтарь.
Моник Даниш (Воролья, 1738 — Шасбург, 1824), «Святой Доминик — Исповедь Девы Марии», 1771 года.
Алтарь Святого Иоахима. Мрамор, дуб, позолоченное дерево, холст, масло, работы Габриэля-Игнаса Риттера и Моник Таниш, 1771 год. Алтарная гробница, сделанная из облицованной мрамором каменной кладки, и дубовый алтарь, украшенный двумя большими религиозными изображениями, с тонкой резьбой, безусловно являются произведениями искусства. Теофил Клем провел реставрацию, перекомпоновку и дополнения, чтобы превратить этот алтарь в главный алтарь.
1. Анонимный автор «Успение Богородицы», 18 век. Полихромное дерево. 2. Моник Даниш (1738 Италия — 1824 Страсбург) «Благословение Христа», Непорочное зачатие» Масло на дереве, 1771 год. 3. Анонимный автор «Святая Одилия», 19 век, полихромное дерево.
Работа справа не кажется причастной к алтарю, символизирующему Новый Завет — на ней Скрижали Завета. Видимо, ранее здесь была другая работа. На алтаре Святая Анна и ее муж — Святой Иоахим с голубями и пастушьим посохом. Книги относятся к наставлениям богородицы ее матерью.
Святой Себастьян анонимного автора 19 века, полихромное дерево.
Моник Даниш (Италия 1738 — Страсбург 1824) «Святой Доминик — Исповедь Девы Марии», 1771 год.
Как и алтари, панели относятся к компании по обновлению мебели, начатой в 1764 году аббатом Джозефом Херрготтом, и выполненной Габриэлем-Игнасом Риттером, архитектором и скульптором из Гебвиллера. В конце 1792 года изделия из дерева были перевезены в церковь Сен-Мартен в Кольмаре, собор епархии Верхний Рейн. Но, имущество собора было отнято у духовенства, и передан бывшей доминиканской церкви, которая стала приходом Нотр-Дам для католиков. После Конкордата во Франции мэр Кольмара вернул все деревянные изделия Сан-Мартену, которая стала приходской церковью. В 1909 году, во время внутренней реставрации, деревянные изделия частично вновь были перевезены в Доминиканскую церковь. Кольмарская мастерская Теофила Клема, ответственная за эту перевозку, отреставрировала и адаптировала мебель к новому назначению.
Окрашенные медальоны на панелях, масло на холсте, конец 1760-х годов. Это Царь Давид, Святой Иоанн креститель, Святой Квирин, Святой Петр, Святой Ив Шартрский, Святой Гелазий, Папа Римский, Святой Иоанн Остервикский, святой Лоран Юстиниан, блаженный Пьер Фурье (его уже канонизировали недавно), Святой Гийом Парижский.
Стойки и панели из дуба работы Габриэля — Игнаса Риттера, конец 1760-х годов. Как и алтари, панели относятся к компании по обновлению мебели, начатой в 1764 году аббатом Джозефом Херрготтом, и, безусловно, выполненной Риттером, мастером из Гебвиллера. В конце 1792 года изделия из дерева были перевезены в церковь Сен-Мартен-де-Кольмар, новый собор епархии Верхний Рейн. Но не все было установлено в этом соборе, вскоре отнятом у духовенства. Оставшееся было передано доминиканской церкви, которая стала приходом Нотр-Дам для католиков. Но когда после Конкордата католицизм в городе был восстановлен, мэр Кольмара вернул деревянные изделия Сен-Мартену, которая стала приходской церковью. В 1909 году, во время внутренней реставрации, изделия были перевезены в доминиканскую церковь.
Теофил Клем (Кольмар 1849 — Кольмар, 1923), «Царь Давид», около 1900 года, полихромное дерево.
Теофил Клем «Исайя», 1900 год, полихромное дерево.
«Святой Петр» анонимного мастера, 19 век, полихромное дерево.
«Иисус на Елеонской горе», начало 17 века, полихромное дерево.
Святой Иосиф.
Кафедра с «крышкой», для направления звука.
Купель для крещения.
Доминиканская церковь отличается витражами 14 века. Как и сама церковь, они пережили множество потрясений. В 1807 году из церкви сделали амбар (войска Наполеона), витражи постепенно убрали. Большая их часть вновь была установлена в коллегиальной церкви Святого Мартина, в 1818 году часть витражей вывез генерал Фримон, возглавлявший австрийскую армию в союзных войсках 1815 года.
Между 1920 и 1927 годами витражи, отреставрированные в мастерской в Мюнхене, вернулись на свое место в алтаре и нефе церкви. На окнах изображены разные темы: апостольская коллегия, сцены из жизни Иисуса и известных доминиканских монахов (в хоре), святых и эпизоды из Ветхого и Нового Заветов в нефе.
Свет, падающий через витражи, освещает церковь и придает ей таинственность.
Крестный ход, справа — налево:
Немного о самой церкви и монастыре:
Доминиканская церковь, фундамент которой был заложен в присутствии Рудольфа фон Габсбурга, в 1283 году, построена в стиле ранней готики, завершена около 1295 года и посвящена Богоматери.
Исходный уровень земли 13 века — зазор основания стойки.
Неф был закончен еще в 1291 году, алтарь был достроен позднее. Отец Минды был первым настоятелем монастыря. Альберт Великий (1200 — 1280) присутствовал на открытии монастыря в 1277 году. Доминиканец Фоллмар — каменщик, был главным строителем церкви и монастыря. В 1453 году монастырь сгорел, огонь уничтожил крышу церкви, и повредил главный престол.
Здание церкви после пожара строил брат Рудольф Фукс. В Шведский период монастырь пережил разграбление и изгнание ордена. При приоре Бальтазаре он приобрел второго основателя. В 18 веке монастырь возродился: были побелены средневековые настенные росписи и добавлена лепнина. Закрытая во время Революции, церковь была превращена в склад военного имущества, а затем в зернохранилище. Монастырь был казармой жандармерии до 1870 года, на короткое время — зданием почты, и, наконец, подготовительной школой. В середине 20 века были проведены масштабные ремонтные работы и он превратился в библиотеку, а затем в хранилище «Мадонны в Розах».
Старая кладка 13–14 веков:
Пеликаниха — символ матери, разрывает свою грудь, чтобы накормить детей:
Лапидарные знаки, найденные в соборной церкви Святого Мартина — это следы, оставленные строителями.
Стоимость билета:
взрослый 2 евро,
студенческий (до 30 лет, со студенческим билетом) 1,5 евро,
детский (от 12 до 16 лет) 1 евро,
группе от 15 человек — 1,5 евро на каждого.
Часы работы:
Вторник, с четверга по воскресенье с 10.00. до 13.00. и с 15.00. до 18.00.
Адрес:
3 Pl. dominicains
68000 Colmar
+33389244657