Над Грацом в австрийской Штирии, доминирует его «домашняя» гора Шлоссберг.
Над Грацом в австрийской Штирии, доминирует его «домашняя» гора Шлоссберг.
Существуют три варианта подъема на Шлоссберг:
1. Пешком. Это займет приблизительно полчаса. Высота подъема всего около 70 метров, но ступеньки зигзагообразные, что усложняет прогулку (видно за фонтаном).
2. Подняться на фуникулере Шлоссбергбан, что мы и сделали. Фуникулер был открыт в 1894 году.
Попробовала снять, но сильно бликует окно.
3. Подняться на лифте Шлоссберг Лифт, это занимает примерно минуту, мы на лифте спустились. Лифт проложен внутри скалы.
Легенда о горе Шлоссберг гласит, что однажды, в незапамятные времена, возле Шёкеля во время Пасхи проходил праздник, на котором фермер по имени Эрхард, много путешествующий по миру, рассказывал о его красоте. Когда его спросили, какая гора ему нравится больше всего в мире, он ответил, что Шёкель самая красивая гора в мире. Когда он сказал это, человек в костюме охотника протолкнулся сквозь толпу. «Что вы хвалите Шёкель, я видел совсем другие горы, в Швейцарии есть горы, по сравнению с которыми Шёкель — всего лишь карлик. Мне смешно, когда ты говоришь о Шёкеле», — воскликнул он. Старый Эрхард спокойно ответил: «Вы, конечно, видели больше, чем я, так что расскажите нам о своих путешествиях. Мы будем рады Вас послушать». Охотник оперся на свой альпеншток и начал рассказывать о том, как он научился магии. Т. о. он вполне способен за 24 часа поднять Шёкель в три раза выше, чем он сегодня. Когда люди ему не поверили, он разозлился и закричал: «Кто хочет поспорить со мной? Я абсолютно серьезен».
Штеффл, заядлый спорщик и скандалист, вышел вперед и сказал: «Сколько будет стоить ставка?». Охотник ответил: «Первый человек, который поднимется на новую гору, будет моим». Штеффл согласился. Охотник вдруг вскочил, встал на огромный валун и вытянул тонкие руки в воздух. Сразу же поднялась огромная буря, и охотник начал расти и расти, и, наконец, стал гигантом, полетел на юг, среди молнии и грома. Люди дрожали от ужаса и страха, и прекрасный праздник на Шёкеле закончился. Но охотник был воплощением дьявола. Он полетел в Африку, оторвал с высокой горы огромный валун, взял его на плечи и полетел обратно в Штирию. Пересекая поле Граца, он посмотрел на землю и увидел пасхальную процессию. Тогда он так разозлился, что со всей силы швырнул камень в сторону Шёкеля. Но камень упал на землю в Муртале и раскололся на две части. Меньшая упала на другом берегу Мура, а большая осталась на левом берегу и называется Шлоссберг. А черт — охотник полетел к Шёкелю, просверлил в горе огромную дыру, через которую попал прямо в ад.
Во время ВМВ внутренняя часть Грац — Шлоссберга служила убежищем от воздушных налетов более, чем 40 тысячам человек. Первые туннели были проложены в гору от Шлоссберга еще в 1937 году. Этот «старый туннель» теперь является входом в железную дорогу грота или в шлоссбергский подъемник. Строительство бомбоубежища началось только летом 1943 года, непосредственно перед первыми авианалетами союзников на Австрию. Строили тоннель военнопленные, и к 1945 было построено 6,3 км. Первое воздушное нападение на Грац произошло 25 февраля 1944 года. Было разрушено более 7800 зданий и около 20000 квартир. С 1977 года тоннель снова стал доступен.
После ВМВ лабиринт Генегти в бомбоубежищах, протянувшийся на несколько километров через внутреннюю часть замкового холма, был на долгие годы забыт. Лишь в 1968 году небольшая часть туннельной системы буквально «пробудилась ото сна» и сквозь нее была проложена Сказочная пещерная железная дорога. Поезд, ходящий по ней, радовал посетителей на протяжении десяти лет. Затем дорога четыре года простаивала, и была открыта вновь в 1982 году. Через два года маршрут удлинили, благодаря поддержке Железнодорожного музея горнодобывающей промышленности и заводов, который с 1984 года также нашел свой дом в горных туннелях. Тогда же горная сеть была переведена на электричество, был предоставлен тепловоз и укреплены стены. Но разрушительное воздействие времени сказалось и на Сказочной пещерной железной дороге, а климат внутри Грац — Шлоссберга сделал все остальное: в 1997 году система путей, которую постоянно реставрировали, находилась в таком плохом состоянии, что дальнейшее существование Сказочной железной Дороги оказалось под угрозой. На этапе строительства подъемника Шлоссберг и места проведения мероприятий «Дом им Берг» была обновлена вся система путей. Любители сказок были рады восстановлению работы в 1999 году, но катастрофа в Капруне привела к официальному закрытию железной дороги в 2000 году. Однако, она вновь воссоздалась и начала работу к концу 2011 года: был сдан детский музей Штоллен, рельсы, локомотивы и вагоны были полностью отремонтированы и приведены в соответствии с современными требованиями безопасности.
Лифт в скале был построен как новый, быстрый и безопасный подъемник на гору Шлоссберг в Граце в 2000 году, при этом для шахты лифта было снесено 5000 кубометров камня. Две панорамные кабины вмещают по 15 человек каждая, и имеют высоту подъема 76,85 метров. Скорость транспортировки составляет 2,5 метра в секунду. Две точки выхода лифта — Шлоссвергплатц Дом им Берг и казематы башни с часами.
«Дом им Берг» — дом в горе — это многофункциональное пространство для проведения мероприятий, построенное Грацом как перспективная достопримечательность в системе бывших воздухозащитных туннелей Шлоссберга. В течении 6 месяцев строительства, с июня по декабрь 1999 года, было вынесено в общей сложности 6000 кубометров доломитовой породы. При высоте помещения 11 метров, общая полезная площадь 800 кв.м. Необходимая инфраструктура размещена на четырех этажах и использует новейшие технологии.
Башня с часами является одной из главных достопримечательностей Граца и одной из старейших городских построек. Башня на самой высокой точке городской стены упоминается еще в 1265 году. После 1560 года башня получила характерную деревянную крышу и часы, зубчатая передача которых датируется 1712 годом. Если будете определять время по этим часам — не перепутайте, длинная стрелка -это часовая, а короткая — минутная.
На крыше расположены три колокола: на юго-западе «колокол бедного грешника» 1450 года, и большой часовой колокол 1382 года. В звоннице, обращенной на юго-восток, находится пожарный колокол, отлитый в 1645 году.
А это ее макет, стоящий рядом:
Вид на башню от выхода с подъемника:
Конюшенный Бастион заменил стоявший на этом же месте флигель средневекового замка, на котором располагались конюшни, давшие бастиону название. Двери на южной стороне датируются 19 веком.
Стены бастиона толщиной до 6 метров и высотой более 20 метров выглядят очень внушительно. Их строительство началось в 1544 году.
И сам замок выглядит не менее внушительно, и становится понятно, почему его ни разу не захватили враги до самого прихода Наполеона, который частично разрушил замок в 1809 году.
Беседка в парке бастиона была построена около 1890 года. Это «Китайский павильон», заменил старую романтическую беседку с виноградной лозой.
Именно из нее открываются лучшие виды на город.
Каменная романтическая скамейка с выветрившимися готическими узорами на спинке называется «Троном Епископа». Это находка позднеготического периода Буры на Шлоссберге. По легенде, здесь в 1796 году, во время отдыха умер епископ граф Надасди, освобожденный из застенков Шлоссберга после 40 лет заключения.
Аллея имени Карла Бёма (1894 — 1981 гг.). Бём родился в Граце, и его карьера началась в родном городе в 1917 году. Он был музыкальным руководителем многочисленных немецких ансамблей, а в 1938 году приветствовал аншлюс и поставил себя на службу нацистскому режиму. В 1943, 1945 и 1955 — 1956 годах он был директором Венской Государственной Оперы. Бём формировал музыкальные фестивали, например, в Байроте и в Зальцбурге, на протяжении десятилетий. (это написано на табличке, меня австрийцы удивляют — не представляю, чтобы в Германии аллея была названа именем нациста).
Но, гулять по ней приятно, аллея хороша!
Воинский памятник, правда, не нашла — кому.
В замке работает отличное кафе с прекрасными видами на город.
Интерактивный музей замка, часовой башни и бастиона.
Это борец за мир из Сербии подписи собирал. Заодно и денежки.
Фоторамка, но что-то она меня смутила, не стала в ней фотографироваться.
Вот такая Айола Третья прибыла на гору. В Австрии часто такие номера автомобилей можно встретить.
Стоимость проезда на фуникулере:
взрослый билет 2,10, детский 1,20.
Часы работы фуникулера:
с воскресенья по среду с 8.00. до 24.00.
с четверга по субботу с 8.00. до 2.00.
Адрес:
Am Schlossberg
8010 Грац
+4331680750
Другие материалы по ФЗ Штирия по ссылкам: