Манила, как и многие другие азиатские мегаполисы, огромна, запутанна, сложна в понимании и оттого безумно увлекательна. Бродить здесь можно часами, и ровно столько же стоять в пробке — трафик в филиппинской столице ужасающий. Причем стоять все может не только в часы пик, но и из-за банального проливного дождя, так что даже не думайте схитрить и спланировать что-то заранее, с Манилой это не пройдет. Единственное, что радует в транспортной системе города — это дешевизна. Такси даже на самую длинную дистанцию в пределах столицы не будет стоить дороже 200–350 PHP (то есть примерно 3,5–6 EUR). Попав в пробку, можно просто расслабиться и почитать путеводитель, потрепаться с водителем или послушать местную попсу по радио — презанимательная вещь, надо сказать.
Еще дешевле будет поездка на джипни, но этот вид транспорта на любителя. Добавьте к тесноте и жаре водительский «камикадзе-стайл», благодаря которому они, конечно, умудряются объезжать часть пробок, но и седины в волосах туристов прибавляют. Остается уповать на манильское метро (LRT и MRT), сеть которого, увы, проложена не по всему городу, зато уж где есть — там лихо промчит над всеми дорожными затыками в приятной кондиционированной прохладе. Помимо этого, у города есть автобусы, трисайклы (или трициклы) и эдакие колесницы под названием «калеса». Словом, есть из чего выбрать, но обо всем по порядку.
Джипни
Рассаживаются в джипни по лавочкам, за раз порядка 12–15 человек, хотя в часы пик зачастую общая численность увеличивается и до 30 пассажиров, часть из которых стоит. Попасть внутрь транспортного средства можно лишь через большую заднюю дверь. Стоимость проезда зависит от расстояния, стартовая цена от 10 PHP. Джипни — культовое транспортное средство, считающееся визитной карточкой Филиппин на ряду с боракайскими пляжами. Они появились на заре Второй мировой войны прямехонько с американских военных баз. Разумеется, на тот момент они представляли собой обычные военные джипы (фирмы Jeep), ну, а то, что с ними сделали местные, тянет на современное искусство. Рукастые аборигены практически сразу поняли, что доставшиеся от США джипы могут стать отличным транспортным средством, особенно если их слегка удлинить. Что они и сделали: разобрали, удлинили несущую раму джипа, затем подключали фантазию, раскрашивая и декорируя их настолько богато, насколько осмеливались (а надо сказать, смелости им не занимать). Сегодня во всей стране не встретишь двух одинаковых джипни, все они имеют свое лицо, тему, характер и даже, простите, имя — как правило, жены или любовницы водителя. Но это все лирика, вернемся к функциям местных очаровательных маршруток.
Это интересно: каждый год в филиппинской столице проходит карнавал «Король джипни», на котором главный приз присуждают самому оригинальному и яркому автобусику.
Автобус
Местные автобусы туристам не будут большой подмогой, так как ездить они могут только по крупным улицам и магистралям, например, Taft Ave, España Blvd или Epifanio de los Santos Ave. А вот в центр города (точнее, его большую часть) им соваться запрещено. В зависимости от длительности поездки стоимость будет варьироваться от 11 до 15 PHP, на автобус с кондиционером билет стоить чуть дороже: от 11 до 25 PHP.
Как и в случае с джипни, водители автобусов вывешивают свои маршруты на лобовое стекло, так что перепутать и сесть «не туда» проблематично. Самый популярный местный автобус с кондиционером — это PVP Express от Quezon Blvd (близ церкви Кьяпо) до торгового центра Ayala Center в районе Макати (Makati). Расписание и тарифы на автобусы Манилы — по ссылке.
Такси
Главное, что стоит знать про такси в Маниле — оно очень дешевое. Стоимость поездки через весь город, например, из района Интрамурос в Макати не превысит по счетчику 200 PHP. Главное — заставить своего водителя использовать этот самый счетчик. Многие, как правило, традиционно включают его, стоит туристическим персонам погрузиться в недра авто, а вот некоторые «забывают» или находят его «сломанным». В таком случае лучше просто пересесть в другое такси. Исключение составляют только внезапно возникшая, но явно долгая пробка или дождь, из-за которого движение также встанет. Тогда лучше договориться с водителем о какой-то определенной фиксированной плате. Как бы то ни было, стоимость поездки должна возрасти на 100 PHP и не более.
Стоимость проезда на такси по счетчику составляет 40 PHP за посадку плюс 13,50 PHP за 1 км. Найм такси на час обойдется в 120 PHP. Чаевые в количестве 10 процентов от суммы счета желательны и принимаются на ура. Во избежание быстроногих филиппинских воришек лучше блокировать свои двери при посадке.
Метро в Маниле
В Маниле есть два вида метро — кондиционированное LRT (Light Rail Transit) и MRT (Mass Rail Transit, лишь две станции его пролегают под землей, остальные — на поверхности). Лучше, конечно, пользоваться LRT — это самый удобный вид транспорта в филиппинской столице. Увы, пролегает оно не везде, а в часы пик превращается в аттракцион «как влезть в вагон и сохранить честь, совесть и остатки прически». Зато весь путь от начальной до конечной станции можно проделать за 30–35 минут. Всего у LRT две линии: «желтая» LRT-1, которая тянется с севера на юг, и «фиолетовая» LRT-2 — соответственно, с запада на восток. LRT-1 открыта с 5 утра до 21:30, а LRT-2 заканчивает работу по будням в 22:00, а в выходные работает с 6 утра до 8 вечера.
«Голубая» линия MRT также пролегает с севера на юг вдоль EDSA — одной из главных городских дорог Манилы. Его двери приветливо распахиваются для пассажиров с 5:30 до 23:00 по будням и до 10 вечера по выходным. В 2024-2025 году планируется открыть новую ветку, которая будет проходить с северо-востока на юго-запад (станция San Jose del Monte — станция North Triangle Common). Протяженность линии MRT-7 составит 22,8 км.
Стоимость проезда зависит от количества станций, которые вам необходимо проехать и составляет от 15 до 30 PHP (на MRT до 28 PHP). Билет действует только на той станции, где был куплен, и только на 1 проезд. Цены для линии LRT1 - 15, 20, 30 PHP, для линии LRT2 - 15, 20, 25 PHP. Пересадка с одной линии на другую возможна только по новому билетику.
Можно купить проездной flash passes на все три ветки на неделю за 250 PHP. Либо магнитную карту с минимальным балансом в 100 PHP, стоимость проезда по которой будет чуть ниже, чем в случае покупки «одноразового» билета. Дети ростом до 1 метра и (почему-то) 2 см проходят бесплатно. Такие укарты действительны в течение полугода с момента покупки. Баланс карты сохраняется все время. Стоит иметь в виду, что такие проездные действительны только на линиях LRT and MRT, оплатить проезд по SRTS Blue Line (Metro Rail Transit; MRT-3) ими нельзя. Также Orange Line (от станции Tutuban до Vito Cruz) оплачивается отдельными бумажными билетами в 10 PHP.
LRT |
|||||||||||
Проезд, включая станции Balintawak или Roosevelt | Проезд, не включая станции Balintawak или Roosevelt | ||||||||||
Дистанция | 1–4 | 5–8 | 9–11 | 12–19 | 1–2 | 3–4 | 5–7 | 8–10 | 11–13 | 14–16 | 17 |
Билет на 1 поездку | 15 | 20 | 25 | 30 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 | 30 | 30 |
Магнитная карта | 11-15 | 16-19 | 20-24 | 25-28 | 12 | 13 | 16 | 19 | 21 | 24 | 25 |
MRT |
|||||
Дистанция (кол-во станций) | 1–2 | 3–4 | 5–7 | 8-10 | 11-12 |
Стоимость проезда | 13 | 16 | 20 | 24 | 28 |
Билет в виде карточки можно купить в автомате у метро (но имейте в виду, что принимают они только железные монеты) или в кассе. И по доброй традиции «сохраняйте билет до конца поездки» — выйти из метро без них невозможно. К тому же, они содержат дополнительный бонус для туристов — на карточках нарисована схема той линии метро, на которую вы погрузились. Кстати, попасть на станцию можно только по лестнице, никаких лифтов или эскалаторов.
Билеты и тарифы линий LRT — на сайте.
Рассчитать стоимость проезда в одну сторону и купить проездные на MRT можно на странице.
Калеса
Калеса — бесконечно милые и забавные кареты с одной лошадкой в качестве главной тягловой силы. Раскрашенные в самые яркие и психоделические цвета, они привлекают внимание туристов не хуже джипни, но вот использовать их в качестве полноценного транспортного средства никому и в голову не придет. Зато на них можно устроить отличную экскурсионную поездку по центру Манилы, благо, курсируют они только по самым интересным районам столицы, включая Интрамурос, Малате и Чайнатаун. Стоимость поездки на час обойдется в районе 250 PHP (в китайском квартале немного дешевле).
Трицикл
Трицикл или трайскил — обычный мотоцикл, но с филиппинским тюнингом, к нему приварена коляска с крышей, куда, как правило, могут поместиться 2–3 человека (за пределами Манилы на них раскатывают вплоть до 8 человек). Ездят трициклы на небольшие расстояния, сильно пахнут бензином и шумят, но, конечно, считаются куда более маневренными, чем джипни или автобусы. Стоимость проезда на модных мотоциклах начинается с 6 PHP, если этот трицикл следует по определенному маршруту. Кроме того, они также работают как такси, то есть их можно поймать на улице и договориться о поездке за определенную цену. Никаких счетчиков, разумеется.
Прокат авто в Маниле
Первое знакомство с филиппинским стилем вождения и трафиком может отбить всякое желание сесть за руль у каждого российского автовладельца. Однако поразмыслив с денек-другой и повнимательнее присмотревшись к местным правилам, может отказаться, что взять авто напрокат не такая уж и плохая идея, особенно если вы планируете посетить окрестности манильской «метрополии». Найти рент-а-кар офис не составит труда — представители крупнейших прокатных контор (Avis, Budget, Dollar и другие) имеют свои стойки в аэропорту, а также в некоторых крупных манильских отелях. Есть здесь и местные фирмы, стоимость аренды у которых может быть чуть меньше, например, JB Rent A Car (отель Midland Plaza, от 1200 PHP за машину в день) или KEI Transport (отель Palm Plaza Hotel, Toyota Corolla примерно за 1600 PHP в сутки).
Это важно: имейте в виду, что в Маниле есть интересное правило, запрещающие ездить по понедельникам всем авто, чьи номера заканчиваются на «1» и «2», по вторникам — на «3» и «4», и так далее вплоть до пятницы и номеров с «9» и «0».
Вопросы от туристов
Советы от туристов
17 июля 2017 г.
4 апреля 2014 г.