Огромный азиатский мегаполис, коим, без сомнения, является Мумбай, невозможно представить без транспортной системы. И может в Мумбае она не такая налаженная, как, скажем, в городах Европы, по мегаполису вполне можно передвигаться на общественном транспорте, который представлен автобусами, такси, рикшами, пригородными поездами и, поскольку это все же портовый город, водным транспортом.
Автобус
Автобус как вид общественного транспорта появился в Бомбее давно: первый автобус проехал по улицам города 15 июля 1926 года. Позже, в 1937 году, появились также двухэтажные автобусы.
Большую часть внутригородских автобусных маршрутов Мумбаи обслуживает компания BEST (Brihanmumbai Electric Supply and Transport). Автобусы бывают нескольких видов:
- обычные (белый номер маршрута на черном фоне), останавливаются на всех остановках;
- ограниченные (красный номер маршрута с приставкой Ltd), останавливаются только на больших остановках;
- специальные (белый номер маршрута на красном фоне, приставка SPL), работают в центре города;
- экспрессы (красный номер на жёлтом фоне с буквами C и EXP), соединяют центр с отдалёнными окраинами;
- кондиционируемые экспрессы (чёрный номер на жёлтом фоне и буквы A и EXP), соединяют центр с отдалёнными окраинами;
- паромные (номер маршрута и надпись «Port Ferry»), следуют в порт.
Билеты на автобус бывают единоразовыми (DayPass — на одну поездку, покупается у кондуктора, цена зависит от расстояния, начинается примерно от 50 рупий) и проездные. Для точного определения стоимости поездки воспользуйтесь онлайн планировищком маршрута. Проездной, действительный в автобусах и пригородных электричках, является дистанционным (на месяц: 2 км/день — 360 рупий; 20 км/день — 1500 рупий). Кроме того, в Мумбаи существует предоплаченная транспортная карта RFID, пополняемая по мере необходимости. Обновленные тарифы на проезд в Мумбае — по ссылке.
Междугородний автобус — недорогой способ приехать в Мумбаи из других городов штата Махараштра и остальной Индии. Междугородними перевозками в основном занимается компания MSRTC (Maharashtra State Road Transport Corporation), которая обслуживает автобусы, отправляющиеся из Мумбаи (Центральный автовокзал Мумбая) по всему штату Махараштра. Имеется также множество частных компаний: National, Sharma, VRL, Konduskar, Dolphin, Southern Travels. Они обслуживают автобусные линии в Удайпур, Ахмедабад, Сурат, Хидерабад, Бангалор, Гоа и т. д. Как правило, автобусы отправляются от рынка Crawford Market, вокзалов Dadar и уже упоминавшегося Mumbai Central Terminus (Центральный автовокзал), который располагается непосредственно около главного железнодорожного вокзала Mumbai Central.
Такси
В Мумбаи существует огромный парк такси. Так, в центре, в основном, можно встретить старые чёрно-жёлтые авто. Такси бывают как государственные, так и частные. Лицензионные такси оборудованы счетчиками. Заказать такси можно по телефону из отеля или «поймать» на улице. О стоимости поездки необходимо договариваться заранее. Цена поездки рассчитывается следующим образом: стартовая цена — 25 рупий, плюс 22 рупий за каждый последующий километр, тариф за ожидание — 120 рупий. Ночной тариф выше (с 00:00 до 5:00): старт — 32 рупий, 1 км — 25 рупий, ожидание — 150 рупий.
Моторикши
Моторикши — неотъемлемая часть общественного транспорта Мумбаи. Моторикша — трёхколёсный мотоцикл с кабинкой для 2–3 пассажиров сзади, движущийся на сжиженном природном газе. Моторикши имеют право развозить пассажиров по всему городу, кроме исторического центра. Как правило, моторикши оснащены счетчиками, однако нужно быть внимательным и следить, чтоб счетчики обнуляли при посадке. Стоимость проезда примерно такова: от вокзала Виктория до района Колаба выходит около 100 рупий.
Водный транспорт
Мумбаи — самые большие международные морские ворота Индии. Порт Джавахарлала Неру (Nhava Sheva) пропускает сегодня до 60% контейнерного груза всей Индии.
Имеется также восемь портов для паромов местного сообщения: Ferry Wharf, Elephanta Ferry, Marve Jetty, Manori Jetty, Madh Jetty, Versova Jetty, Gorai Ferry, Pirpau Jetty.
В пределах города существует несколько пассажирских паромных маршрутов:
- «Ворота в Индию — пещеры Элефанта», и единственный способ добраться до пещер.
- «Marve Jetty (Malad) — Manori Jetty», соединяющий два берега залива Манори.
- «Versova — Madh Jetty», соединяющий два берега залива Малад.
- «Gorai (Borivali) — Gorai Beach», соединяющий два берега залива Манори на севере, а также самый короткий путь в аквапарк и парк аттракционов Esselworld.
Паромные линии обслуживаются частными компаниями, среди которых Ajanta Catamarans, PNP Maritime Services, MALDAR Catamarans и т. д.
У туристов в Мумбаи весьма популярны круизы на моторной лодке или катере вдоль гавани, предлагаемее на всех причалах, — отличный способ увидеть город с воды. Экскурсии занимают примерно 30 минут, стоимость — 85–200 рупий, проводятся круглый год, кроме периода муссонов с июня по сентябрь.
Поезда
Мумбаи — крупный железнодорожный узел, и родина железнодорожных пассажирских перевозок в Азии: первый состав соединил Мумбаи и соседний город Тхане 16 апреля 1853 года.
Сегодня поезда соединяют Мумбаи со всеми уголками страны: составы из южной, восточной и северной Индии прибывают на станции Chattrapati Shivaji Terminus (или Victoria Terminus, VT) и Dadar Terminus. Составы из штата Раджастхан и других частей северной Индии приходят на вокзалы Mumbai Central и Bandra. Есть также новая ж/д ветка (Konkan Railway), соединяющая штат Махараштра с Гоа.
Пригородные электрички Мумбаи активно используются местными жителями в качестве одного из видов общественного транспорта. Электрички бывают 9, 12 и 15-вагонные. Городская железнодорожная система состоит из 5 линий: Западная (36 станций вдоль западного побережья), Центральная (24 станции), Портовая (пролегает вдоль залива и затем пересекает его по подземному туннелю длиной 2 км), Транс-портовая (16 станций, 19 км) и линия Уран в Нави Мумбаи открыта 12 ноября 2018 года для ежедневных услуг (27 км, 10 станций).
Вагоны в электричках бывают первого и второго класса. Стоимость проезда в первом классе, зачастую, дороже во много раз, чем во втором. Бывают вагоны отдельно для женщин, для инвалидов или смешанного типа. Билеты можно приобрести в кассах или автоматах на любой станции. Чтобы туристам не пришлось стоять в общей очереди, для них специально организованы отдельные кассы, где, помимо единоразового билета, можно купить туристический проездной на 1, 3, 5 дней, 1, 3 и 12 месяцев на неограниченное число поездок.
Вокзалы Мумбаи
- Dadar Terminus — железнодорожная станция, обслуживающая Западную и Центральную линии пригородных железнодорожных сетей. Вокзал расположен в центре Мумбаи, что делает его удобным транзитным пунктом для тысяч пассажиров, пользующихся пригородными электричками.
- Mumbai Central — является одним из основных междугородних железнодорожных вокзалов Мумбаи, а также станцией Западной линии мумбайской пригородной электрички. Поезда с этого вокзала отправляются в различные уголки страны — Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Раджастхан, Пенджаб и Дели.
- Bandra Terminus — недавно построенный железнодорожный вокзал, откуда поезда отправляются в северные и западные районы Индии. Вокзал был построен в 1990-х годах с целью разгрузить вокзал Mumbai Central.
- Lokmanya Tilak Terminus (LTT), ранее Kurla Terminus, — железнодорожная станция в пригороде Мумбаи, на Портовой линии пригородной электрички.
- Chattrapati Shivaji Terminus (или Victoria Terminus, VT) — исторический вокзал, символ Мумбаи, выдающийся пример викторианской неоготической архитектуры в Индии, сочетающийся с мотивами, заимствованными из традиционной индийской архитектуры.
Фото: Alexander Tomilin, galan
Схемы маршрутов общественного транспорта Мумбаи
Для увеличения кликните на картинку