Когда-то чуть ли не в дошкольные годы я мечтал стать машинистом, игрался в железную дорогу из ГДР и любил кататься на поездах детской железной дороги. Вырос и пошел другим путем, а любовь к железке сохранил, стараюсь кататься поездами во всех странах, которые посещаю и не забываю заглядывать железнодорожные музеи.
В Грузии музея железной дороги не обнаружил да и техническими музеями плохо, а ведь когда-то республика имела солидную, по меркам СССР, железную дорогу и мощные локомотивы здесь делали.
СССР развалился, Грузия объявила те славные годы «советской оккупацией» и, как и следовало ожидать, транспорт пришел в упадок, да такой хороший, что местами можно фильмы про апокалипсис снимать.
В своей первый полный день в Кутаиси я гулял по городу туда-сюда, оставалось немного времени до 19–00, поэтому решил посетить депо в 5 минутах пешком от вокзала Кутаиси-1. Я его первый раз заметил, когда подъезжал к городу на электричке из Зугдиди. Депо хорошо видно на гугле, даже составы видны, о чудеса прогресса!
Это по сути бесплатный музей жд техники. Гулять там было жарковато в 18–30, лучше рано утром приходить, но не в темноте, а то можно запнуться о что-нибудь или собаки вами заинтересуются.
Протопав минуты 3 на юг от вокзала (в сторону станции Риони линии Тбилиси-Самтредиа) открывается вот такой вид. Слева — советская электричка ЭР-2 после глубокой модернизации. В центре — обычный парный локомотив-крокодил производства ТЭВЗ, а за ним что-то интересное!
1 из 2
Какая прелесть! Я такие с 1995 года видел только в музеях, эдак года 22 назад такие красавцы в Тюмени стояли на запасных путях.
Локомотив ВЛ-22 м. Смотрите что хитрые грузины натворили — убрали буквы «ВЛ» (= Владимир Ленин), но оставили серийный номер, очень поздний локомотив, 1957 года примерно
1 из 3
Заводская табличка осталась! 1957 год выпуска НЭВЗ имени Буденного! Как раз в том году из названий городов и объектов (заводы, колхозы, стадионы) хрущевцы убрали Молотова, Буденного, Кагановича, Ворошилова. Может кто помнит — город Бирюч в Белгородской области до 1958 назывался «Буденный»
«4 в 1» — отКВРенный вагон из ГДР, Вл-22 м и редчайший локомотив выпущенный в годы независимой Грузии в 2000 году, весь ржавый и торчит электричка
1 из 2
4Е1 — это они так ВЛ переименовали. Всего таких две штуки вишневого цвета построили, вот первый. На носу эмблема завода ТЭВЗ начала 2000-ых, сейчас другая
За ним стоит электричка. Надо ее комиссии из Евросоюза показать
1 из 4
К депо можно подойти, если забраться на ВЛ-22 м и по его морде перейти на соседние пути. Там тоже всякие интересные образцы техники стоят
Справа вагон-рефрижератор, но переделан в сидячий пассажирский. Таких в Грузии точно две штуки — один ездил на Цхалтубо с Кутаиси-2, а второй на Ткибули, ссылку фото поезда ниже оставлю. В центре стоит огрызок электрички, слева — очередной локомотив ВЛ-22 м
ВЛ-22 м, один из последних, 1958 год выпуска, надеюсь на лом не сдадут, а сделают все-таки музей
Он разработан накануне ВОВ, использовался до 1970-ых, к 1990 он должен быть стоять в запасе, но в независимой Грузии решили реанимировать такие локомотивы
Перед въездом в депо стоит еще один ВЛ-22 м с вагоном-рефрижератором, который был на фото выше. Вы представьте до какой степени должна деградировать инфраструктура, чтобы не было денег на закупку нормальных сидячих вагонов?
1
Проезд в таком стоит 40 тетри (12р.) до Цхалтубо и 1 лари до Ткибули
1
Электрички в Грузии при Саакашвили стали красить в цвета флага
1
Такие локомотивы еще лет 10 назад часто попадались на дорогах России
1 из 3
В депо войти можно, но снимать нельзя, там не очень дружелюбные работяги, темно и грязно Пошел обратно, бросив прощальный взгляд на редкий локомотив 4Е1
Хоть что-то новое! Это купейный вагон производства завода Аммендорф в ГДР. В 2006 он прошел модернизацию (КВР) на заводе в Днепропетровске. Осовременили, теперь внутри мягкая обшивка и купе стало трансформером, внутри выдвигаются подлокотники и получается сидячий вагон на 54 места, аналог 1 класса в некоторых странах ЕС
Впереди едет осовремененная электричка, а слева поезд — натура для фильма ужасов
1 из 3
Это не хухры-мухры, а самая первая советская электричка СР-3 1950-ых!
Еще недавно такие ездили в Грузии, в том числе 1 вагон между Сурами и Хашури, теперь вот гниет. Меня табличка заинтересовала. Оказывается, еще в конце 1990-ых ВРЗ в Тбилиси назывался завод имени Сталина! На пятом кадре видна табличка.
1 из 5
ЭР-2 50-летней давности гниёт в нескольких шагах от начала перрона
1 из 4
Внутри там совсем уж жуть
Еще там есть некая башенка
Вот такое в Кутаиси интересное железнодорожное депо. Гулял там фотографировал и слушал в наушниках «Коррозию металла». Незабываемые впечатления!