В один из последних дней февраля 2021 года я решила проведать «больного» — городской Художественный музей в Бальбоа парке. Учреждения культуры в Сан Диего, включая Арт-музей, закрылись в марте 2020 года. Многие с тех пор так и стоят под замком, некоторые открывались, чтоб быстро перезакрыться, когда по показателям зараженности город погрузился в красную зону. Музеи сейчас хворают вместе со всем народом. Боюсь, что некоторым из них не хватит финансового здоровья, чтоб пережить пандемию.
9
Объявление перед «сильно орнаментированной» дверью, которая, согласно Википедии, «вдохновлена дверным проемом Университета Саламанки» гласило, что музей закрыт, чтоб уберечь здоровье населения в связи с коронавирусом.
В скверике у входа под цветущими деревьями страдал Блудный сын Родена и отдыхали Мать с дочерью.
1
Роден. Блудный сын
5
Франциско Зунига. Мать и дочь
«Panama 66» — примузейный ресторан под открытым небом, где так приятно выпить пива в тени современных арт-объектов, пива не разливал и к столу не приглашал. Зато смежный с ним сад скульптур был открыт. Это, пожалуй, было единственным знаком, дающим надежду на светлое будущее.
3
2
От последнего «нормального», довирусного посещения музея у меня остались фотографии. И хотя Художественный музей Сан Диего — учреждение по европейским меркам скромное и редкостями не владеющее, коллекции его весьма разнообразны. «Мы покрываем мир» — этот не помню чей слоган подошел бы городскому Арт-музею.
Посетитель найдёт в залах галереи тысячи объектов со всего света: полотна старых испанских мастеров, таких как Эль Греко, Гойа, Рибера, Зурбаран, Американское и Латиноамериканское искусство, немецкий экспрессионизм, керамику из Юго-восточной Азии, литографии Тулуз-Лотрека и многое другое.
Давайте, пока для нас закрыты Лувры и Уффици, я покажу вам некоторые экспонаты приятного, без больших претензий музея.
4
Экспонаты из коллекции американского искусства
Мэри Кассат (1844–1926) — американская художница, одна из трех «гранд леди импрессионизма». Она дружила с Эдгаром Дега, по слухам не любившего слабый пол. Дега давал ей уроки рисования пастелью, они вместе посещали Лувр, по его же приглашению Мэри Кассат стала принимать участие в выставках импрессионистов.
3
Дега. Портрет Мэри Кассат. Фото из интернета
Существует мнение, что художницы глубже понимают материнство, чем художники-мужчины и им лучше удаются изображения детей и всякие сцены заботы о ребёнке. Замечу, что хотя у Мэри Кассат есть много превосходных картин на семейную тему, чем она и знаменита, знание предмета не могло прийти из личного опыта, поскольку ни мужа, ни детей у неё не было.
4
Симоне в голубом капоте (Simone In A Blue Bonnet)
Благодаря Петру Щукину, собирателю импрессионистов, в Россию в конце девятнадцатого-начале двадцатого века попала одна изумительная пастель Мэри Кассат «Мать и дитя». Работа принадлежит сейчас Пушкинскому музею Изобразительных искусств, может быть она единственная в России.
5
Мать и дитя
Джон Сингер Сарджент (1856–1925), как и Мэри Кассат, прожил большую часть жизни в Европе. Оставил после себя огромный объём произведений — сотни портретов маслом, рисунки, выполненные углём, наполненные светом чудные акварели. Талантливый мастер был признан, окружён почетом и славой, избран членом Лондонской Королевской академии художеств, Нью-Йоркской Национальной академии, заслужил звание кавалера ордена Почетного легиона. Его работы можно встретить во многих американских музеях, в Лондоне и Шотландии. Недавно приобретённое у частной коллекции полотно «Портрет Джона Алфреда Парсонс Миллет» написано в импрессионистской манере.
7
Портрет Джона Алфреда Парсонс Миллет
Джорджия О’Кифф (1887–1986) — одна из наиболее значительных американских художников 20 века, известная своим вкладом в развитие модернизма. Она писала и Нью-Йоркские небоскребы и пустыни Нью-Мексико, но больше всего прославилась огромными цветами, которые изображала крупным планом и не вмещающимися в рамку, как на принадлежащей Сан-Диегской галерее картине. Увеличивая малюсенькие лепестки и тычинки до метрового размера, художница подчёркивала их форму, делая их почти абстрактными. Через создание подобных композиций Джорджия О’Кифф приобрела репутацию модерниста-новатора.
3
Белый цветок.
Джорджия О’Кифф была замужем за знаменитым фотографом Алфредом Стиглицем, сделавшим за двадцать лет совместной жизни более пятисот фотопортретов жены. Снимали её и другие гиганты фотографии, например, Энсел Адамс.
2
Энсел Адамс. Портрет Джорджии О’Кифф. Фото из интернета
Джорджия О’Кифф была впереди своего времени не только в искусстве, но и в одежде. Она обладала оригинальным чувством стиля, одеваясь почти исключительно в два цвета — чёрный и белый. Несколько лет назад Tate Modern на персональной выставке Джорджии О’Кифф показывал картины в интерьерах с нарядами художницы.
Интересна история броши, изготовленной для Джорджии скульптором Александром Колдером в 1930 году, которую художница часто надевала для фотографирования.
Бронзовую брошь с двумя первыми буквами фамилии Джорджия носила вертикально ориентированной. Таким образом приколотое украшение смотрелось больше похожим на стилизованное растение, чем на буквы.
Несколько состарившись, Джорджия заказала серебряную реплику любимой броши, посчитав, что холодный металл лучше подходит к поседевшим волосам и не расставалась с «благородной» версией украшения до конца своей жизни.
Немецкий экспрессионизм
В 2011 году Музей получил экстраординарный подарок от семьи Ванс Кондон и Лизабет Гейсбергер: 48 работ лидеров немецкого и австрийского авангарда первой половины 20 века, включая Густава Климта и Эгона Шиле. Работы из этой коллекции вместе с ранее приобретёнными музеем картинами составили раздел немецкого экспрессионизма.
Алексей фон Явленский (1864–1941)
Русский художник, представитель немецкого экспрессионизма Алексей Явленский родился в Торжке, большую часть жизни прожил за границей, умер и похоронен на православном кладбище в Висбадене.
Творчество одного из самых своеобразных художников 20 века мало известно на родине. Из около трёх тысяч произведений созданных Явленским меньше двух десятков находятся в России, остальные — в зарубежных коллекциях.
3
Красный цветок
2
Снег в степи
Европейское искусство1300—1800 гг.
Среди европейских мастеров попавших в Сан Диего есть большие имена. Работы их, правда, чаще не очень значительные.
Сано ди Пьетро (1405–1481)
2
Святая Катерина Сиенская
2
Святой Савин
Мастерская Иеронима Босха
4
Арест Христа
Бернардино Луини (1480/85–1532)
4
Обращение Магдалины или Аллегория скромности и тщеславия
(The Conversion of the Magdalene, or, An Allegory of Modesty and Vanity)
Лука Синьорелли (1445/50–1523)
4
Коронование Богоматери
Козимо Тура (1430–1495)
4
Святой Георгий
Веронезе (1528–1586)
4
Аполлон и Дафна
Франц Халс (1582–1666)
1
Портрет Исаака Абрамса Масса 1635г.
Энтони ван Дэйк (1599–1641)
5
Генриэтта Мария, королева Англии
Франциско Гойя (1746–1828)
3
Дюк де ла Рока
Симон Вуэ (1590–1649)
После Никола Пуссена и Клода Лоррена Симон Вуэ — самый важный французский художник семнадцатого века. Он провел свои годы становления в Риме, и его ранние работы выполнены в стиле Караваджо. После возвращения во Францию он перешел к классическому стилю, который отчасти стал основой французской академической подготовки в течение следующих двух столетий.
Эта работа изображает сцену из Троянской войны, описанную в «Энеиде» Вергилия: когда греческие войска завоевали Трою, Эней в сопровождении своей жены и маленького сына уносит престарелого отца Анхиса из горящего города.
5
Эней и его семья убегающие из Трои
Рашель Рюйш (1664–1750)
А это- удивительная голландская художница Рашель Рюйш, прославившаяся рисованием цветочных букетов. В начале 18 века, когда живопись была исключительно мужским ремеслом, Рашель, будучи матерью 10 детей, смогла сделать карьеру в живописи. В 1701 году она была принята в гильдию художников Гааги, чуть позже получила международное признание — позицию при дворе курфюрста Пфальцского в Дюссельдорфе.
Ее изумительно тонко, тщательно и научно-точно прорисованные маргаритки, маки и тюльпаны украшают многие картинные галереи мира.
8
Бернардо Белотто (1721–1780)
Легко узнаваемый вид Венеции написан Белотто, племянником и талантливым учеником Каналетто, в то время, когда Белотто ещё работал в мастерской своего дяди. Картина подписанная именем Каналетто была продана одному из многочисленных английских Grand Tour туристов, путешествующих по Италии. Замечу, что в то время «приписывание» работ главе мастерской было распространённой практикой.
Рука Белотто практически неотличима от манеры его знаменитого родственника. Только незначительные нюансы, известные узким специалистам, «выдают» автора. Говорят, что один из способов отличить дядю от племянника — сравнить, как нарисованы собаки:)
9
Вид Со стороны залива Сан Марко (1740 г.)
Европейское искусство 19 века
Вильям-Адольф Бугро (1825–1905)
4
Пастушка. 1885 г.
Современное искусство
1
Анри Матисс (1869–1954)
2
Букет.
Амедео Модильяни (1884–1920)
4
Голубоглазый мальчик.
Сальвадор Дали (1904–1989)
1
Вечерний призрак (Specter of the evening)
Руфино Тамайо (1899–1991)
1
Мужчина и женщина (1971)
Диего Ривера (1886–1957)
Мандрагора (1939)
Мексиканец Диего Ривера известен в искусстве прежде всего как муралист — художник монументального жанра. Тот, кто бывал в Мексике, думаю, не пропустил его работы, покрывающие стены многочисленных общественных зданий мексиканской столицы.
В Детройте и Нью-Йорке также есть великолепные работы большого мастера. Фресками Риверы галерея в Сан Диего не владеет, но несколькими живописными полотнами похвалиться может.
Полотно «Мандрагора» довольно загадочно. Эта картина была написана к выставке сюрреалистов 1940 года художником, которого вообще-то сюрреалистом не считают. Оно изображает невесту в белом кружевном платье на чёрном фоне с ростком мандрагоры в правом углу и паутиной в левом. Напомню, что корни мандрагоры или мандраки напоминают человеческие формы, а наркотические и галлюциногенные свойства делают растение идеальным для приготовления разных колдовских зелий. В руках с маникюром агрессиво-красного цвета невеста держит калаверу (череп) — атрибут мексиканского праздника Дня мертвых.
В год упомянутой выставки сюрреалистов на жизнь друга и соратника Риверы и Фриды Кало — известного большевика Льва Троцкого в Мехико было совершено два покушения. Второе — ударом ледоруба по голове, с летальным исходом.
Тень Троцкого промелькнула, вызванная ассоциацией с калаверой.
Цветок Мандрагора из могил расцветает, Над гробами зарытых возле виселиц чёрных. Мёртвый соками тленья Мандрагору питает — И она расцветает в травах диких и сорных. //Иван Бунин.
Рисунок и фотография
Для хранения хрупких рисунков, фотографий и гравюр в музее построены шкафы с выдвигающимися плоскими ящиками. Смотреть картинки развешенные по стенам, конечно, удобнее. Но и в ящиках есть своя прелесть, что-то родственное старым сундукам, где всегда можно найти неожиданное или давно забытое.
1
1 из 3
3
Анри Тулуз-Лотрек
В некоторых залах кураторы «играют» с экспонатами, комбинируя вещи из далеких по времени и пространству эпох. Мне такая практика нравится. Неожиданные пары Арт-объектов заинтересовывают, притягивают и часто открывают глаза зрителя, а также подчёркивают старую истину — искусство вечно.
1 из 3
1
Здесь я закончу. Экскурсия, увы, получилась необъективная, с пристрастием, с акцентом на избранных работах и художниках, наиболее интересных автору.
Где: 1450 El Prado, Balboa Park, San Diego, CA 92101. Когда: открыт с 10 утра до 17 вечера, закрыт в среду Сколько: $15
По многим пятницам музей открыт в вечерние часы, билеты со скидкой.