В январе — феврале текущего года мы побывали в прекрасном круизе по Нилу. Все отчеты и описания поездки я сделала довольно быстро, но недавно, вдруг, обнаружила недописанный черновик с отчетом про Каирский Египетский Национальный музей (у меня постоянно «висят» от 20 до 60 черновиков, частично написанных, так что «потеря» не удивительна.
3
Сделать полноценное описание экспонатов вряд ли возможно: мало того, что их в музее порядка 160 000, что делает музей владельцем крупнейшей коллекции древнеегипетских артефактов, так еще и время в музее у меня было достаточно ограничено. Плюс, толпы народа, желающие приобщиться к древнеегипетской культуре. Так что, немного того, что удалось снять.
3
Немного о самом музее.
5
Дата основания музея впечатляет — 1858 год, самый расцвет египетских раскопок. Музей несколько раз менял название: с Булакского музея, на Гизехский, и только в 1900 году стал Египетским музеем.
5
Открытию музея мы должны сказать спасибо французскому археологу Огюсту Марриету, который был главой «Службы древностей Египта», созданной для предотвращения окончательного разграбления археологических ценностей. После его смерти службу возглавил Гастон Масперо (тоже француз).
3
Новое здание на площади Тахрир (печально известной) музей получил в 1902 году, проект был выбран на конкурсной основе из 160 вариантов. Из этого множества победила работа французского архитектора Марселя Дюрнона.
4
Здание в неоклассическом стиле, с двумя ионическими колоннами на фасаде, головой богини Хатхор на портале главного входа и двумя скульптурами из Греции- женщины, изображающие Верхний и Нижний Египет.
4
В 1983 году здание вошло в список Архитектурного достояния. Когда в 2011 году начались протесты, мародеры успели разбить несколько витрин, и украсть деньги из кассы музея, после чего демонстранты встали цепью вокруг музея, с целью защитить его от разграбления толпы. Успели украсть 18 ценнейших предметов.
4
На первом этаже музея проводят временные выставки.
5
Главный отдел — сокровища Тутанхамона, и его восхитительная маска, фотографировать там запрещено. Нам повезло, мы стояли в очереди буквально несколько минут.
3
Второй отдел — Додинастический период, и Древнее Царство, располагается он на двух этажах.
4
Третий отдел — Среднее царство, тоже на двух этажах и частично в атриуме.
4
Четвертый отдел — Новое царство. Это самый Золотой Век Египта, состоящий из двух династий.
3
Пятый отдел — Поздний и Эллинистический периоды.
4
Шестой отдел — папирусы и монеты, он располагается в двух залах на первом этаже.
3
Седьмой отдел — саркофаги 21 и 22 династий, скарабеи и предметы быта.
3
И последний, восьмой отдел, это лаборатория мумификации и консервации.
4
Еще в музее сооружен мемориал великих мировых египтологов и бюсты 23 из них.
3
Искусство и культура использовались, чтобы передать впечатление власти и богатства: использование эстетически приятного материала скульптур — такого, как, например, алебастр, и очень твердого гранита или диорита, демонстрировали полный контроль фараона над Землей и населением страны. Эти камни использовались для изготовления предметов, предназначенных для участия в ритуальном служении, или для выставления на всеобщее обозрение скульптур для усиления царской власти. Демонстрация физической силы царей была еще одним способом подтвердить свою власть. Сэт — праздник, проводившийся после 30-летия правления, а затем каждые три года, представлял собой действо, в котором проверялась и обновлялась власть царя.
4
Сидящая статуя царя Джосера — старейшая из известных египетских статуй в натуральную величину, представляющая Джосера. Она была найдена в 1825 году в запечатанной камере, пристроенной к северной стороне ступенчатой пирамиды, недалеко от его культового храма в его погребальном комплексе. Как типично для этого периода, отверстие в камере позволяло душе царя, находящейся внутри статуи, выглядывать наружу, получать подношения и выполнять ритуалы, совершаемые для него. Кроме того, в этом случае, взор царя был обращен к небу, на север, т. о., соединяя его с Нетленными Звездами, которые никогда не заходят за горизонт. В настоящее время в камере находится гипсовая копия, а в музее оригинал.
Панно из голубого фаянса — вечный рай. Оно было доставлено из лабиринта залов и галерей пирамиды Джосера. Боковые стены подземных ходов были покрыты панелями из сине-зеленых египетских фаянсовых плиток. Они были не просто декоративными, но символизировали загробную жизнь царя. Имитируя тростниковые циновки, используемые в королевском дворце, панели воссоздали тростниковое поле, рай, загробную жизнь, где король проведет вечность. Синий означает новый рост и возрождение. Здесь панель украшена джед-колоннами, для устойчивости и поддержания арки. Ступенчатая пирамида Джосера содержала более 36 тысяч плиток.
3
Столы для двойного назначения с головами львов. Вылепленные из алебастровых блоков, эти алтари использовались либо в качестве жертвенного, либо для возлияний во время праздника Сэт. Емкость предназначалась для сбора жидкостей от возлияний, таких как молоко, вода, вино или пиво.
4
3-я династия (царь Неджерихет Джосер, ок. 2649-2630 гг. до н.э. Сахара - пирамедальный комплекс Джосера, египетский алебастр.
Саркофаг из черного гранита, повторно использованный Псусеннесом Первым. В этом антропоидном (человеческом) саркофаг находился серебряный гроб с мумией Псусеннеса Первого. Он, в свою очередь, был помещен в большой прямоугольный саркофаг из красного гранита. И этот саркофаг из красного гранита взят из более раннего захоронения. Трехсторонний парик, короткая борода и отсутствие регалий позволяют предположить, что изначально саркофаг предназначался не фараону, а важному чиновнику. Личность предыдущего владельца была тщательно скрыта и заменена на личность Псусеннеса Первого и навсегда осталась тайной. Форма, тексты и изображения в декоре являются частью классического создания каменных саркофагов 19-й династии.
4
Расписеая известняковая голова со статуи царицы Хатшепсут, из храма в Эль-Дейр-эль-Бахари (Фивы), 18-я династия.
3
Статуя Аменхотепа Третьего в костюме жреца. Этот колоссальный бюст узнаваем по характерным чертам лица. Царь одет в шкуру пантеры, голова и лапы которой лежат на его плечах, он поддерживается двойной лентой на груди, проходящей под воротником мената, украшающим его шею. Скульптура изваяна из черного гранита. Времена Среднего Царства, 12-я династия — Фаюм.
4
Хеопс — Хуфу — строитель Великой пирамиды. Крошечная статуэтка высотой 7,5 см. Она была найдена в Абидосе в 1903 году. Справа от трона появляется имя Гора, с которым отождествляли этого великого монарха. Когда статуэтку раскопали, между обнаружением головы и тела прошли три недели.
3
Скульптура Хефрена обнаружена в яме под храмом в долине Гизы, одна из самых знаковых скульптур Древнего Египта. Хефрен был строителем второй пирамиды в Гизе. Фараон, восседающий на троне, носит Немес с коброй на лбу — символ королевской власти и защиты. Бог — Сокол Гор позади его головы расправляет крылья, чтобы защитить его и узаконить его царский статус. Символ на троне олицетворяет объединение Верхнего и Нижнего Египта — цветок лотоса и растение папирус, связанные вместе. Скульптура изготовлена из диорита, добытого в Тушках, неподалеку от Амбу-Симбела. Использование этого камня ясно показывает, что власть Хефрена простиралась вплоть до юга страны. 4-я династия царя Хефрена — около 2520 — 2494 гг. до н. э.
4
Триады царя Менакура, Богини Хатхор и Бога (Богини) фиванского нома Шакала — Бога (Богини) летучих мышей. Царь Менакур построил третью пирамиду на плато Гиза. Она была меньше пирамид Хеопса и Хефрена, но частично облицована гранитом, привезенным из Асуана. Эти скульптуры происходят из его храма в долине и изображают царя, стоящими между двумя женскими фигурами. Богиня Хатхор, стоящая справа от него, увенчана солнечным диском, между коровьими рогами. Слева от Менакура расположены персонификации разных номов (провинций) Египта, их символы написаны над головами. Царь, носивший белую корону Верхнего Египта, наслаждался плодородием от Богини Хатхор и бесконечными подношениями от номов.
1 из 2
4
1. Двойная скульптура Мерсуанха, надзирателя за юношами Резиденции, инспектора жрецов — курсантов. Эта скульптура необычна благодаря симметричному положению рук. У правой статуи левая рука поднята, раскрыта и лежит на правой стороне груди, сразу под плечом, а правая рука свисает в сторону. В левой скульптуре положение руки изменено на противоположное. 5-я династия, около 2465—2323 гг. до н. э. Известняк, пигмент.
2. Двойная скульптура писца Нимаацеда, который был жрецом Ра и Хатор в солнечном храме царя Нефериркаре Какаи. Он также служил судьей и священником при пирамидах Нефериркаре Какай, неферефре и Ниусерре. Статуи имеют одно основание и почти идентичны, но немного отличаются по высоте. 5-я династия (царь Ниусерре, околор 2420 — 2389 гг. до н. э.) Саккара, известняк, пигмент.
4
Ложная дверь в камеру жреца Ики и его жены Иймерит, жрицы Хатхор. Была найдена в 1939 году в Сахаре. Она сделана из 14 отдельных кусков акации, которые были собраны и скреплены между собой деревянными гвоздями, и кожаными ремнями. На дверных косяках изображены стоящие фигуры Ики (слева) и Иймерит (справа), нюхающих лотос — символ возрождения. Пятая династия (царь Унас), около 2353 — 2323 гг. до н. э.
3
Групповая статуя Сенеба и его семьи, из храма Наос. Сенеб был карликом, достигшим высокого положения при дворе. Он служил священником в погребальных культах царей Хуфу и Джедефре 4-й династии. Он был главой всех дворцовых карликов, которые отвечали за царский гардероб. Его любящей женой была жрица Хатхор и Нейт. Хотя пара изображена реалистично, двое детей, стоящих перед Сенебом, изображены как архетипы, в типично детской позе.
1 из 3
3
Сидящие статуи Рахотепа и Нофпет. Они изображены сидящими на троне, в белых одеждах. На спинках тронов черными иероглифами написаны имена и титулы супругов. Рахотеп переводится как «сын царя от его тела». В сочетании с расположением гробницы Рахотепа к северу от гробницы царя Снефру это позволяет предположить, что он был сыном Снефру и братом Хуфу, владельца Великой пирамиды в Гизе. Нофрет названа «царской знакомой», что демонстрирует ее близость к царю. Оба изображены молодыми, идеализированная форма, сохраненная навечно
5
Сидящий писец — «сеш». Он записывал запас продуктов, судебные разбирательства, завещания и другие юридические документы, налоговые отчеты, и все, что происходило в повседневной жизни. Писцы находились на вершине социальной пирамиды. Эта скульптура изображает неизвестного писца, в традиционной для древнеегипетской культуры позе — сидящего со скрещеными ногами, со свитком папируса на коленях. В правой руке он держал стилус или трость, балансируя над раскрытым папирусом во время письма. Эта культовая статуя изображена на банкноте номиналом 200 египетских фунтов. 5-я династия, около 2465 — 2323 гг. до н. э.
4
Стоящая скульптура Каапера по прозвищу «Шейх Эль-Балад». Он был главным священником — чтецом, отвечающим за чтение молитв за умерших в храмах и погребальных часовнях. Его статуя, первоначально отштукатуренная и раскрашенная, была найдена в 1860 году возле пирамиды царя Усеркафа в Сахаре. Уровень реализма, с которым изображен Каапер, контрастирует с идеализмом, в котором были изображены цари и члены царских семей. Он изображен пухлым мужчиной что, вероятно, отражает его высокий статус. Его реалистичные глаза сделаны из горного хрусталя, кальцита и меди. Шейх Эль-Балад по-арабски означает «Глава деревни» — такое название было дано этой скульптуре, когда ее обнаружил французский археолог Огюст Мариетт, поскольку она напоминала вождя деревни. 5-я династия, около 2465 — 2323 шш. до н. э.
3
Рельеф с Богами, несущими подношения из храма царя Сахуре, 5-я династия, около 2458- 2446 гг. до н. э.
3
Центральная панель фальш — двери, Древнее Царство, около 2649 — 2134 гг. до н. э. Сахара, известняк.
2
Стоимость посещения:
билет стоит 60 египетских фунтов, это примерно 8 долларов, что очень дешево для такого музея.
2
Часы работы:
ежедневно с 9.00 до 17.00.
1
Адрес:
El-Tahrir Square
Ismailia, Qasr El Nil,
Каир 4272083
+20225796948
4
Для посещающих Каир — очень советую отвести на этот музей побольше времени. Спасибо за внимание!