Турист Vadilen (Vadilen)
Vadilen
был 1 июля 2023 22:18

2850 км за 4 дня

Мурманск, Североморск, Кондопога — Россия Август 2012
1 9

Вот решил написать еще один отчетик о поездке в Мурманск в августе 2012 года. Решение было не спонтанное, а запланированное, цель поездки — крестины сына моего младшего брата. Авто — Mazda 5, экипаж — я, супруга и дочка. Выезжали в 3 часа ночи 24 августа. Когда выезжали из Питера, шел проливной дождь. Дорога так себе, местами нормальная, местами сплошные ямы. В районе Лодейного поля очень хорошая дорога, фактически автобан. Вообще, могу сказать честно, последнее время трассу М-18 сдали делать, дорога становится все лучше и лучше, но делают достаточно долго. До Петрозаводска доехали нормально, отдохнули на природе, попили кофейку и поехали дальше.

2850 км за 4 дня

Первая заправка была в районе Кондопоги. АЗС ТНК. Товарисчи, это был дикий ужос!!! На АЗС постоянно «вылетал» терминалы по приему банковских карточек, касс было всего две, соответственно образовалась огромная очередь. В итоге, используя хорошие и нехорошие слова, добился, что бы вышел администратор АЗС и я ему попытался объяснить, что необходимо людей, которые заправляются за наличный расчет, отправить в одну кассу, а с карточками в другую. Но я был послан администратором, который сказал, что типа нечего меня учить и если вам что-то не нравится, пишите претензию на сайте ТНК. Не буду дальше описывать всех прелестей заправки, но честно, на заправку я потратил ПОЛТОРА часа времени. Можно было бы конечно и уехать, но лампочка критического остатка топлива уже горела, а когда будет следующая заправка, я к сожалению не знал. Вот она, «красавица» АЗС ТНК на трассе М-18, около Кондопоги.

А вот потом началось то, к чему я точно был не готов, хотя мне и говорили о том, что в Карелии идет ремонт дороги, но что б в таком масштабе и на такой километраж… В общем, после Медвежьегорска начался ремонт, который закончился только при въезде в Мурманскую область. Много писать не буду, лучше посмотрите фото:

На первый взгляд может показаться что грунтовка нормальная, но она вся в ямках и ехать по ней можно только со скоростью 30–40 км/ч. К сожалению, нет фоток, когда проехали Лоухи, там дорога была вся в валунах небольшого размера, но вполне достаточно, что бы погнуть или пробить крышку поддона. После въезда в Мурманскую область дорога была отличная.

Забыл написать еще об одном моменте, заправившись в Кондопоге, я спокойно проехал большую часть ремонтируемой дороги, не стал заправляться в Сегеже и Лоухах, но потом АЗС исчезли и я еле доехал до поселка Зеленоборский (Мурманская область), где заправился на Роснефти. Так что знйте, в Карелии, после Кондопоги, в сторону Мурманска, очень мало АЗС. В основном стоят местные, с непонятным качеством бензина. Но да же и на брендовой АЗС можно «попасть».Красоты Кольского полуострова передать через фото невозможно, это надо видеть. Сопки, множество озер. Чем ближе к Мурманску, тем ниже и ниже становился лесной массив.

Это в районе Полярных Зорь:

В районе Мончегорска:

Сейчас вы видите более менее нормальную природу. Но в 1998 году, когда я впервые ехал на машине мимо Мончегорска, я был в ужасе. Территория около дороги и прилегающая к городу была похожа поверхность после атомного взрыва. Фактически полное отсутствие растительности, вода в углублениях ярко-зеленого цвета. При ветре со стороны города ярко ощущался запах серы. Все это связано с тем, что в Мончегорске расположен комбинат «Североникель», который обеспечивает переработку обогащенного рудного концентрата, файнштейна, поступающего с комбината «Печенганикель» и из Заполярного филиала ОАО «ГМК „Норильский никель“». Это окончательный цикл производства, результатом которого является товарный продукт — электролитный никель и электролитная медь.

Еще в далеком 1965 году поисковые партии геологов обнаружили в Мончегорском районе огромную геохимическую аномалию с высоким содержанием никеля и меди. Зимой 1966года проверили снег, и установили, что содержание меди и никеля в нем составило огромную величину — около трех тысяч мг/л, а на территории комбината около тридцати тысяч… Полученные материалы немедленно были засекречены и стали известны лишь в начале 90-х годов. Сейчас ситуация получше. Работают всевозможные очистные сооружения для воздуха и для воды, которые в 90-х привезли и установили финны и норвежцы. На территориях, раньше выжженных кислотными дождями, теперь все же стала появляться растительность. А вот так прилегающая территория выглядела раньше (фотки взял из инета):

2850 км за 4 дня
2850 км за 4 дня
2850 км за 4 дня
2850 км за 4 дня

В общем, долго ли коротко, но в районе 20 часов я приехал в поселок Сафоново, но еще по дороге мне встретилась вот такая вот Субару, с надписью на заднем стекле:

Поселок Сафоново (расположен между Мурманском и Североморском) за последние 13 лет сильно изменился, к сожалению, в худшую сторону. Раньше в поселке находился штаб авиации Северного Флота, был порядок и чистота. Сейчас это умирающее место, дома рушатся, асфальт в поселке не ремонтируют, некогда хороший пирс фактически развалился. В поселке в основном проживают военные со своими семьями, которые несут службу на Северном флоте. Сейчас военным стало несколько легче, та как с 1 января 2012 года им увеличили зарплату более чем в два раза и теперь капитан ВВС (который летает) получает з/п в районе 120 000 рублей, а старший лейтенант-техник батальона авиационного обеспечения около 85 000 рублей. Это со всеми «полярками» (коэффициент 2,3 от оклада), доплатами за выслугу, звание и прочее… Но цены на продукты все же несколько выше, чем в Лен. области, да и коммунальные платежи больше. Несколько фото поселка:

Вдали, на островке (островок называется Большой Грязный, так как сам залив, в свое время, имел название Губа Грязная), который жители поселка называют «китом» расположен самолет Бе-6, он установлен в Кольском заливе в октябре 1968 года в честь 50-летия ВЛКСМ, напротив аэродрома для гидросамолётов, где в 1976 году был открыт музей ВВС СФ. «Аллея Героев»:

Открыта 29 октября 1968 года. На Аллее Героев установлено 54 бюста авиаторов-североморцев Героев Советского Союза, в том числе 53 бюста — лётчикам, удостоенным этого звания в годы Великой Отечественной войны, а 54-й бюст — Ю. А. Гагарину, служившему в частях ВВС СФ в 1957–1960-х годах.

Мемориал авиаторам-североморцам, погибшим в море в 1941–1945 годах.

Войсковая часть, да же не знаю, что там теперь.

Танковая площадка. Башни на некоторых танках самодел (сварные). Имитируют башни различных танков Великой Отечественной войны, но основание танка всегда одно — от ИС-2Так же в поселке расположен Музей Авиации Северного Флота. В нем собрана уникальная коллекция самолетов. Есть исключительно редкие образцы, такие как МБР-2, И-153 «Чайка» и ПО-2. Более подробно о музее и его экспонатах можно почитать здесь ru-aviation.livejournal.com/2272996.html

1
2850 км за 4 дня

Разновидность карликовых березок, которые растут на Кольском полуострове:

Мурманск то же не изменился. К сожалению нет новостроек. Как уехал из Мурманска в 2000 году, все так и осталось. Сам по себе город красив, вытянут вдоль побережья залива. Незамерзающий порт. Немцы в 1941 году рвались к нему, сожгли весь город бомбовыми ударами, но до Мурманска не дошли. После войны восстанавливали с «0». Раньше город был «молодой», многие ехали на Север за зарплатами (так как получали в два раза больше, чем в средней полосе СССР, по причине «полярного» коэффициента), стаж считался «год за полтора», было очень хорошее обеспечение продуктами, овощами, фруктами, промышленными товарами. Сейчас конечно все изменилось. Никакого приоритета в снабжении жителей Заполярья нет, хотя «полярки» и «год за полтора» остались. Цены, как я уже писал, выше на все, так как логистика получается дорогая. Доходит до смешного, когда охлажденная треска в Мурманске дороже, чем в Питере. Но город живет.

Стелла при въезде в город со стороны Колы.

Мост через Кольский залив. В свое время, губернатор Евдокимов, хотел ввести плату за проезд по мосту, но так как мост строился на федеральные деньги, получил по голове из Москвы и проезд остался бесплатным.

Мурманск — город-герой.

Семеновское озеро.

Фонтан на Семеновском озере (с другой стороны).

Памятник морякам-подводникам.

Маяк.

Универмаг «Волна».

Памятник Анатолию Бредову. 11 октября 1944 года 155-й стрелковый полк вышел на автодорогу Титовка-Петсамо и начал штурм высоты Придорожная. Пулемётный расчёт Бредова выдвинулся вперёд и уничтожил 80 немцев. Вскоре пулемётная точка была обнаружена и окружена немецкими войсками. Начался массированный обстрел по ней. Патроны у расчёта закончились, а в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они стали кидать в окружающих расчёт немцев гранаты. Когда осталось две последние гранаты, Ашурков встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» метнул гранату в гитлеровцев. После чего Бредов и Ашурков обнялись и подорвали последней гранатой себя и пулемёт. Воины 155-го стрелкового полка, воодушевившись подвигом пулемётчиков, заняли высоту Придорожную.

Памятник «Алеша».

Мурманский областной краеведческий музей

Увидел на стене дома около площади «Пять Углов».

Гостиница «Арктика», раньше была самым высоким зданием в Мурманске. Сейчас на ремонте. Дорога обратно ничем особым не отличалась. Ну наверное двумя моментами. Первый: когда стал фоткать рассвет (в районе поворота на Кировск/Апатиы), температура на улице была -2. А ведь было только 27 августа (фото сделана в 6.00 утра).

Ну и втрое: пришлось заправиться около Медвежьегорска, там на съезде с трассы М-18 стоит АЗС ТНК. После заправки машина стала «тупить», дергаться, фактически не разгонялась. Кое-как доехали до Петрозаводска, там оставались знакомые по прежнему месту работы. Позвонил, ребята быстро подъехали. Доехали до СТО, там быстро слили весь бензин, пришлось побегать поискать свечи на машину (стоят иридиевые), купили, поменяли. Привезли с АЗС «Лукойл» канистру с 95 бензином, залили, завели машину. Хорошо что все обошлось. Доехали до АЗС «Лукойл», залили 35 литров «95» и 10 литров «98». Машина работала нормально, ровно, хорошо разгонялась.

Пообедали с ребятами в кафе. Заплатил за слив бензина и замену свечей 1500 рублей. «Подарил» СТО некачественного бензина около 20 литров (где-то по 30,50 за литр). Свечи обошлись в 3500 (Denco), в Питере на 1000 рублей дешевле, но выбора не было. Итого заправка некачественным бензином обошлась в 5 610 рублей + потерянное время.

По приезду домой написал на сайт ТНК и о сервисе в Кондопоге и о качестве бензина в Медвежьегорске. Ответа так не получил. Теперь объезжаю ТНК стороной, хотя на заправках BP заправляюсь (вроде их же холдинг ТНК-BP, но качество бензина разное).

При подъезде к Питеру, в Юшково кажется, купили копченой рыбки (сиг, терпух). В квартиру ввалились в районе 23.00

Спасибо, что прочитали. Надеюсь, отчет Вам понравился.

С уважением Vadilen. Санкт-Петербург. Май 2014 года.

Теги: Самостоятельные путешествия, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Россия: полезная информация
Комментарии