В начале XVIII веке Абрамково, помещичья усадьба в котором располагалась на высоком берегу речки Вори, стало владением Федора Ивановича Головина — представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I.
Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.
В 1797 году Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин,
сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.
В 1843 году уже усадьбу Абрамцево приобретает писатель Сергей Тимофеевич Аксаков; с этого момента Абрамцево постепенно превращается в один из важных культурных центров России.
В 1870 году Абрамцево у младшей дочери Аксакова по случаю приобретает известный предприниматель, меценат и очень талантливый человек Савва Иванович Мамонтов, выходец из старинной купеческой семьи. Усадьба к тому времени была не в лучшем состоянии.
Отец Саввы Мамонтова, желая приобщить сына к семейному делу, ввел его в правление Московско-Ярославской железной дороги. После смерти отца Савва Мамонтов, унаследовав часть его состояния, стал директором, а затем председателем правления преобразованного Акционерного общества Московско — Ярославско — Архангельской железной дороги (1894–1899). Мамонтов несколько лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.
В обветшавшей усадьбе Абрамцево все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство. К этому времени он уже был женат и имел пятерых детей. К слову сказать, на территории усадебного дома в момент моего посещения также велись реставрационные работы.
Постепенно чета Мамонтовых превращают Абрамцево в гостеприимный дом для многих талантливых художников, музыкантов и актеров.
Здесь бывали Репин и Васнецов, Поленов и Врубель, Нестеров и Левитан, бывал здесь и Федор Иванович Шаляпин. Со временем гостившие в усадьбе художники формируют Абрамцевский кружок, не связанный каким-либо формальным уставом. В 1885 году члены кружка устраивают здесь столярно-резчицкую, а в 1890 — керамическую мастерскую. Стиль, который формируется участниками Абрамцевского кружка можно назвать неорусским.
Художественным руководителем керамической мастерской стал Врубель. Здесь делали плитку, декоративную скульптуру и посуду. На территории музея есть «Скамейка Врубеля», покрытая плиткой из этой мастерской.
В усадьбе создается много художественных работ, знакомых нам с детства, самые известные из них — «Три богатыря» и «Аленушка» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Пруд в Абрамцево» Поленова. Настоящими памятниками архитектуры становятся «Избушка на курьих ножках», выполненная по проекту Васнецова.
Избушка использовалась, как детский домик и парковая беседка. Избушка сделана по типу деревянных домов из бруса на Севере.
А так же церковь Спаса Нерукотворного,
возведенная в 1882 году как усадебный храм на средства С. И. Мамонтова по рисунку В. М. Васнецова. Она считается первым памятником русского модерна.
В 1891 к ней была пристроена часовня-усыпальница Мамонтовых. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).
После революции церковь передана в ведение музея. В настоящее время в ней по праздникам проводятся богослужения.
В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым на свои средства Русской частной оперы.
Это здание "Кухни", типичная серднерусская изба, здесь некоторое время жила семья Мамонтовых, до окончания ремонта усадебного дома. В настоящее время в избе размещается коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Абрамцевского художественного кружка.
За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно — Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.
Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на его жену, удалось сохранить.
В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична.
На территории усадьбы много интересных посторек, сохранившихся с разных времен. Вот например, характерное здание постройки 1938 года — бывший лечебный корпус санатория: на территории Абрамцево в 1932 году был организован дом отдыха для работников искусств, преобразованный в 1938 году в санаторий для работников начальной и средней школы, а во время Великой отечественной войны — госпиталь. Вновь Абрамцево стало музеем лишь после 1947 года.
Баня-теремок, построенная в 1878 году.
Перед входом в Баню-теремок стоит каменная баба (12-13 в.), привезенная Савой Ивановичем Мамонтовым из Харьковской губернии в 1870-е года. Культ каменных идолов принесли с собой половецкие племена, перекочевавшие в середине 11 века из Алтая в Донецкие степи. Скульптуры были важнейшим элементом погребального обряда и изображали умерших представителей аристократической верхушки(князей, военоначальников, их жен). В опущенных к животу руках располагался ритуальный сосуд для жертвоприношений. Статуи устанавливались на курганах и в специальных святилищах. Выполнялись из песчаника и известняка.
Когда-то подобные изваяния часто встречались в степной зоне России и Украины. Однако когда туда пришло исповедующее христианство население, оно стало уничтожать идолов…
Чуть дальше стоит еще одна.
Недалеко от усадьбы Абрамцево в городе Хотьково находится Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях – 1308 год.
История монастыря самым тесным образом связана с историей становления и укрепления Московского княжества и государства Российского. В Покровском храме находится рака с мощами родителей Сергия Радонежского, святых Кирилла и Марии. В настоящее время на территории обители находится детский пансион для девочек-сирот. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле
И еще, проезжая те края, можно попасть в село Родонеж, бывшую столицу Радонежского княжества XV века, там провел юность преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице Сергиевой Лавры. https://nataliac.tourister.ru/photoalbum/13599
В селе сохранилась Преображенская церковь
первой половины XIX века – один из лучших подмосковных памятников культового зодчества, стиля ампир. В 1988 году, к 1000-летию крещения Руси, возле церкви был поставлен памятник преподобному Сергию Радонежскому.