Долго будет Карелия снится...
Из Петрозаводска туристический автобус везет нас в старинный городок Сартавала, находящийся в 250 км от него, основанный в 1632 году шведами и расположенный на берегу Ладожского озера. Приближаясь к городу мы едем по красивейшей серпантинной дороге по берегу Ладожского озера-самого крупного резервуара с пресной водой в Европе. Все побережье озера изрезано заливами и на его глади находится 660 остров различной величины. Самая большая глубина-50 метров под Валаамским архипелагом. В озеро впадает до 1500 рек, речушек, ручейков, водопадов, а вытекает только одна-Нева. В Ладоге водятся тюлени, нерпы.
Первое упоминание о поселении Сартавала относится к 1468 году в шведских документах: «Не должно наносить никакого вреда в Сортевала». За всю свою историю город был еще и под властью Финляндии, а с 1940 года-России. Сортавала занял особое место в жизни Рериха. С Приладожьем и с Сортавала связан целый жизненный этап биографии Николая Константиновича, характерный творческим подъёмом Рериха — художника и мыслителя.
Семья Рерихов жила в Сортавала два года (декабрь 1916 — осень 1918 -го). Удивительная природа этих мест вдохновила этого выдающегося человека на новые прекрасные работы. За это время художником создано более 200 полотен.
Приехав в Сортавала, оказалось, что до отхода кометы до Острова Валаам еще есть время и гид предложила нам посетить музей Кронида Гоголева-известного резчика по дереву, а также мастера рельефной резьбы по дереву.
Музей находится рядом с набережной. Мы все пошли и не пожалели-ничего подобного я никогда не видела, более того, я никогда даже не слышала о подобной технике.
Удивительные картины-резные композиции выполнялись художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей и техника эта очень уникальна- Гоголев известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму.
В Выставочном центре Кронида Гоголева помимо постоянной экспозиции знаменитого резчика, проводятся тематические и авторские выставки.
Потом на быстроходном судне по Ладожскому озеру за 45 минут нас доставили на остров Валаам. Наше посещение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря было 10 июля, в канун дня памяти основателей Валаамской обители — преподобных Сергия и Германа.
Подходим с гидом к монастырю, а там суета, людей видимо-невидимо, все снимают,
серьезные такие дядечки везде-недоумеваем, что и почему?
Не может же так быть ежедневно! И вдруг слышим, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Валаам с Первосвятительским визитом. Мы поспешили в Спасо-Преображенский собор. Обычно в эти дни на Валааме бывает особенный наплыв богомольцев, многие хотят принять участие в праздновании, поэтому с трудом пробравшись поближе, я смогла не лучшим образом снять часть проповеди Патриарха Кирилла, но это и не столь важно.
Гораздо важнее сам факт нашего присутствия на Валааме одновременно с Патриархом в такой праздник.
В 1858 году для посещения Валаамского монастыря в Карелию приехал император Александр II с семейством. Остановились они в Сорталава. Император заранее предупредил монахов, чтобы о них не беспокоились и не встречали, что до острова они доберутся сами.
Но монахи ослушались царскую особу и послали на встречу лодку с целым экскортом. А в это время Александр II нанял рыбака с его маленькой лодочкой и тот взялся доставить семью государя по Ладожскому озеру к монастырю в целости и сохранности. Путь был не близкий, погода в тех местах меняется быстро и вдруг начался шторм. И только глубокой ночью одинокая лодка с царским семейством причалила к берегу Монастырской бухты.
Семье императора пришлось очень долго ждать приема, пока монахов разбудили, потом они очень долго одевались и только потом вышли встречать царскую семью. Александр прожил в Валаамском монастыре паломником 3 дня -посещал все службы, питался вместе со всеми в монашеской трапезной, носил их одежду.
В память об этом посещении на месте ветхой была устроена новая каменная часовня Знамения.
К 1864 году братия Валаамского монастыря насчитывала уже 140 человек.
В 1914 году большая часть братии была отозвана на Первую мировую войну.
С 1811 года Валаам находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1917 году Финляндия стала независимым государством, и Валаамский монастырь оказался за пределами России. На архипелаге рядом с православным монастырем разместился финский военный гарнизон. Трудно пришлось православной обители в лютеранском государстве. В 1921 году в монастыре произошел раскол, так как не все монахи были согласны перейти на григорианский календарь (новый стиль).
Валаамская братия разделилась на «старостильников» и «новостильников». Некоторых монахов лишили священного сана и мантии, других сослали в отдаленные скиты. В 1926 году большинство все-таки вынуждено было принять новый стиль. В результате советско-финской зимней войны 1939–1940 годов Выборгские земли и Валаамский архипелаг отошли к СССР. Оставшиеся Валаамские монахи по льду Ладожского озера перебрались в Финляндию, где недалеко от города Куопио основали Ново-Валаамский монастырь.
В 1940 году на Валааме разместилась школа юнг и боцманов ВМФ СССР, а после Великой Отечественной войны — дом-интернат инвалидов. На острове появился поселок со школой, больницей, магазинами, пекарней, баней, почтой, электростанцией, со всем необходимым для проживания мирского населения. В Воскресенском скиту несколько лет располагалась турбаза. В 1965 году Валаам был объявлен природным заказником. В 1979 году с целью сохранения уникальной природы и архитектуры был создан Валаамский музей-заповедник.
С декабря 1989 года на Валааме возобновилась монашеская жизнь. С 1990 года Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь имеет статус ставропигиального, то есть его настоятелем является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
В нынешнем монастыре возрождаются прежние традиции богослужений, Валаамских знаменных распевов, колокольных звонов. В Валаамском монастыре вместе с подворьями в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске и Сортавале насчитывается около 200 насельников. Действуют несколько скитов. На Валааме ведется реставрация храмов и жилых помещений, строятся новые здания.
Валаамский монастырь имеет свой флот, транспорт, конюшню, молочную ферму, сады. Работают пекарня, кузница, различные мастерские и все эти службы помогают организовывать и работают на них 105 мирян.
Для аптекарских садов на территории монастыря отовсюду привозили землю, постепенно увеличивая полезный слой и расстояние от камней с 30 см. Сейчас здесь растут райские яблочки и их бывает от 60 до 80 сортов.
Далее пешеходная экскурсия продолжалась и через остров, по лесной дороге мимо огромных сосен
мы пошли в глубь острова, мимо Гефсиманского скита,
потом резко повернули налево и по тропинке стали подниматься все выше и выше вверх на скалу, названную монахами горой Елеон. Такая красивейшая природа вокруг, такая тишина и казалось что места вокруг совершенно не обжитые человеком. И воздух на Валааме чистейший, такой бодрящий-не надышаться!
Но на самом верху горы Елеон, на самой высокой ее точке показалась небольшая деревянная Вознесенская часовня,
сооруженная в 1912 году. Часовня входит в ансамбль Гефсиманского скита. И отсюда, с высоты открываются потрясающие виды на Малую Никоновскую бухту, за которой — просторы Ладожского озера.
Поднимались вверх, знала, что мы на острове и что вокруг воды озера, но никак не ожидала увидеть такую потрясающую красоту! Уходить не хотелось, но время неумолимо двигалось вперед, гид торопила и нам пора было идти в Воскресенский скит
на поздний обед в монастырскую трапезную.
И опять я была удивлена видом скита, ожидала увидеть деревянное сооружение, но действительность превзошла все ожидания. Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, сделан из красного кирпича и на фоне яркого голубого неба смотрелся просто как огонь!
В этом великолепном сооружении сочетаются черты классицизма, барокко и русского стиля. Везде уютно, чисто, грядки с цветами, мы прошли в трапезную, где уже были накрыты столы со скромной, скоромной пищей-щи, тущеная капуста, чай, печенье. Очень хотелось попробовать монатырского свежеиспеченного хлеба, но видимо поток туристов таков, что монахи не успевают справляться с огромной нагрузкой.
Потрапезничав, наша группа торопится в бухту, что быстрый катер доставил нас назад в Сортавалу и потом автобусом далее, в Петрозавдск. День был самым длинным и насыщенным, нашим телам и душам требуется перезагрузка и отдых.
Продолжение здесь: Петроглифы-рисунки на камнях
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры