Приехав в Тбилиси, мы с Ростиславом не могли не пройтись по музеям. Их в столице Грузии по информации из Интернета больше шестидесяти, но мы выбрали три. Вернее выбрали четыре, но в последний — музей этнографии, что на Черепашьем озере, попасть не успели. Все посещенные музеи объединены в единый комплекс — Национальный музей Грузии.
Первый из них — музей Симона Джанашиа- исторический, расположен по адресу проспект Шота Руставели,3.
4
Кстати, в этом же здании находится информационный туристический центр, где можно бесплатно получить карту Тбилиси и других городов, а также узнать интересующую вас информацию. К сожалению, этот центр вместе с музеем закрыт в понедельник. Стоимость посещения музея — 5 лари, экскурсионное обслуживание — 25 лари. В настоящее время открыты не все экспозиции, но то что мы увидели — потрясающе и уникально. В «золотом» зале собраны изделия из драгоценных металлов в основном дохристианской эпохи. Самым древним из них более четырех тысяч лет!
7
Золотой лев. Датируется 2600-2300гг. до нашей эры. Размером меньше спичечного коробка.
5
Этим предметам почти 3 тысячи лет.
5
Этому украшению почти ПЯТЬ ТЫСЯЧ лет!!!
Мы взяли экскурсию и не пожалели, так как услышали интересный рассказ об истории Грузии, и кроме этого, гид помогла нам рассмотреть многие детали украшений, на которые я не обратила бы внимания ввиду их очень маленького размера.
3
Здесь каждая бусинка- маленькая птичка )
3
А это колье из черепашек.
Большинство украшений, представленых в этом зале датируются 5–4 веками до нашей эры. Для Западной Грузии характерны изделия с использованием золотого зернения (микроскопических золотых шариков), для восточной- инкрустация драгоценными камнями.
3
3
2
Мы видели сокровища города Вани. В античную эпоху на его территории находился один из самых значительных городов древней Колхиды, который развивался VIII — I веках до нашей эры. C середины пошлого века в этом районе ведутся раскопки, во время которых археологи обнаружили богатые погребения, а в них — тысячи золотых изделий.
2
3
3
Сцены с животными на диадеме 5 в. до нашей эры.
Результаты раскопок говорят о том, что прототипы аргонавтов не зря искали золотое руно на территории античной Колхиды. Было доказано, что такое богатое, могучее царство существовало. Греки называли Колхиду «златообильной». Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н. э. — I веке новой эры, писал: «Богатство Колхиды золотом, серебром и железом было истинной причиной похода (аргонавтов)». Страбон же высказал предположение о реальном прообразе золотого руна, упомянув о золотоносных реках Колхиды и бытовавшем там способе добычи золота «при помощи косматых шкур». Этот способ сохранялся в горных районах Колхиды (в современной Сванетии) до самого недавнего времени. Этнографы в 40-х годах XX века описывали его так: «Натянутую на доску или же расправленную каким-либо другим способом овечью шкуру помещали в реке и укрепляли так, чтобы ее не унесло течением, и чтобы шкура была обращена шерстью кверху. Намокшая шерсть удерживала частицы золота. Спустя определенное время шкуру достают из воды и расстилают на земле для просушки. Затем высохшую шкуру выбивают, вытряхивая из нее золотые крупинки». (Информация взята с этого сайта)
И при взгляде на эти украшения оживают легенды о Ясоне и Медее.
3
1
3
4
2
2
5
А вот и свидетельства тесной связи Эллады и Колхиды.
4
1
5
В музее есть еще «Восточный» зал, но там мы уже ходили без гида и ничего не поняли)
4
2
3
О музее советской оккупации я читала перед поездкой, и идти не собиралась. Очень уж мне не нравится слово «оккупация» в применении к советскому периоду нашей истории. Но поскольку уже оказались в одном здании (он находится на четвертом этаже музея Джанашиа), и Ростислав интересуется больше всего именно историей двадцатого века, зашли. Внутри мрачно и жутко от количества фамилий в расстрельных списках. Если даже не обращать внимание на политический соус, под которым все подано, все равно понимаешь — события того времени ужасны, трагичны и не дай Бог, чтобы такое повторилось когда-нибудь.
1
Все эти неприятные мысли выветрились из моей головы в следующем музее- Национальном музее искусств имени Шалвы Амиранашвили. Его адрес -ул. Ладо Гудиашвили, дом 1, (напротив памятника Пушкину в сквере на площади Свободы). Здесь тоже хранится интересная коллекция золотых и серебряных изделий, датируемых начиная с 4 в. нашей эры. Стоимость посещения — 10 лари, но без гида (оплата его услуг еще 10 лари с группы не более 10 человек) попасть внутрь невозможно, и ждать группу мы не захотели. Вместо этого я посетила здесь же интересную выставку работ русских портретистов XIX века, среди которых мой земляк Илья Ефимович Репин.
Раньше в этом музее находились еще три картины Нико Пиросмани, но сейчас их здесь нет и за тем, чтобы познакомиться с его творчеством мы отправились в следующий музей-
Национальную галерею Д.Шеварнадзе, в народе «Голубая галерея». Адрес музея — проспект Шота Руставели,11 (расположен рядом с церковью Кашвети), вход с тыльной стороны здания, стоимость билета — 5 лари.
Мне очень интересно было прикоснуться к творчеству человека-загадки. Так мало достоверных сведений осталось о нем. Не определены точная дата рождения и правильное написание фамилии, о его жизни известно только из устных и часто противоречивых источников, запись о его смерти только предположительно относится к нему, потому что не содержит фамилии. Пиросмани был бедным художником зачастую без определенного места жительства, и судьба его была трагична. Он не имел возможности учиться живописи, но быть может, благодаря этому не утратил способности выплеснуть всю свою душу в свои произведения. Его судьба, так жестко расправившаяся с ним, описана в его картинах. В них очень много темных тонов, но яркими всплесками присутствует и счастье, оставшееся в смутных воспоминаниях о детстве, и надежда на так и не сбывшееся счастливое будущее.
А мы, поднявшись на второй этаж галереи, оказываемся мире абстракций еще одного известного грузинского художника Давида Какабадзе (1889—1952 гг.).
1
2
И на этой оптимистичной ноте завершаем наш поход по музеям, чтобы снова окунуться в реальную жизнь страны, которая манит своими потрясающими пейзажами, живым общением и новыми приключениями.